Дело № 21-218
Судья Онжолов М.Б.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Р Е Ш Е Н И Е
18 мая 2017 г. г. Махачкала
Судья Верховного суда Республики Дагестан Гомленко Н.К. при рассмотрении жалобы инспектора ДПС полка ДПС ГИБДД МВД по Республике Дагестан ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Махачкалы от 07 марта 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.5 ч.1 КоАП РФ в отношении ФИО2,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением ИДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД по г. Махачкале. №18810005160002691906 ФИО3 от 18 января 2017 г. Н. И. Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Махачкалы от 07 марта 2017 г. жалоба Н. И. Н. на постановление инспектора ДПС ОБ ДПС УМВД России по гор. Махачкале №18810005160002691906 от 18 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ, удовлетворена.
Постановление инспектора ДПС ОБ ДПС УМВД России по гор. Махачкала №18810005160002691906 от 18 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.5 КоАП РФ, в отношении Н. И. Н. отменено, производство по делу прекращено в связи недоказанностью обстоятельств.
В жалобе на это решение инспектор ДПС ОБ ГИБДД УМВД по г. Махачкале ФИО3 и представитель ФИО4 ( доверенность от 24 апреля 2017 г. № 17/34) просят решение суда отменить, ссылаясь на то, что выводы суда не подтверждаются материалами дела, состав админситративного парвонарушения в действиях ФИО2 имеется, в том числе его вина в совершении указанного правонарушения, оснований для прекращения производства по делу в связи с недосказанностью вины ФИО2 не имелось.
В возражениях на жалобу ФИО2 и его представитель – адвокат Гасанов Г.Н. (ордер от 17 мая 2017 г.) просят решение судьи оставить без изменения, ссылаясь на отсутствие вины ФИО2 в совершении указанного правонарушения, т.к. специальных лабораторий для проверки соответствия принадлежащей ФИО2 автомашины с установленным на ней ГБО ( газобаллонным оборудованием) требованиям безопасности в Дагестане не имеется. Кроме того, ГБО было установлено до принятие Таможенным союзом Технического регламента « О безопасности колесных транспортных средств». которым предусмотрено проведение предварительной технической экспертизы транспортного средства с измененной конструкцией ( ГБО), получение свидетельства о соответствии транспортного средства в специализированных и аккредитованных испытательных лабораториях.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, прихожу к выводу, что решение суда следует отменить, дело производством прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по ст. 24.5 п.6 КоАП РФ.
Так, из постановления №18810005160002691906 от 18 января 2017 года, вынесенного инспектором ОГБДД при УМВД РФ по г.Махачкала, усматривается, что ФИО2 управлял транспортным средством Лексус GX 470 в <...>, при наличии неисправностей, а именно установив газо-балонное оборудование без разрешения ГИБДД, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.5 ч.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.
Согласно статье 12.5 КоАП РФ, управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 настоящей статьи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Из материалов дела следует, и это обстоятельство не отрицает ФИО2, что на момент проверки принадлежащего ФИО2 транспортного средства Лексус GX 470 на нем было установлено газо-балонное оборудование, при этом свидетельства о соответствии измененной конструкции транспортного средства требованиям безопасности не имелось.
Согласно пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, на Госавтоинспекцию возложены обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования, в том числе: к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования; к изменению конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно статье 16 названного Федерального закона техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения; обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
Положения данного Федерального закона конкретизируются в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения".
В частности, согласно пункту 7.18 Приложения к этим Основным положениям "Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств" запрещена эксплуатация транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
Понятие изменения конструкции транспортного средства приведено в Приложении N 1 "Наставление по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденном Приказом МВД Российской Федерации от 7 декабря 2000 года N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" и действующем на момент проверки транспортного средства ФИО2 и составления протокола об административном праонарушении от 18 января 2017 г.
Согласно пункту 2 этого Приложения, изменение конструкции транспортного средства - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
В соответствии с Порядком контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения и Наставлениями по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденными приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации 07 декабря 2000 года N 1240, базовым транспортным средством является сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения (п. 3 Порядка), рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства (п. 4 Порядка); техническое состояние и конструкция транспортного средства после внесенных изменений проверяются на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО ГИБДД или ПТО (п. 13 Порядка); по результатам проверки на транспортное средство оформляется диагностическая карта, которая выдается собственнику транспортного средства (п. 13.1 Порядка); при проведении проверки конструкции и технического состояния транспортного средства контролируется также соответствие объема и качества выполненных работ, указанных в заявлении-декларации. Сведения об этом включаются в графу "Замечания о выявленных в ходе проверки дефектах и дополнительная информация" диагностической карты (п. 13.2 Порядка).
Указанными законами и подзаконными актами опровергаются выводы суда о том, что транспортное средство ФИО2 было постановлено на регистрационный учет органами ГИБДД в 2013 г. и это обстоятельство свидетельствует о признании органами ГИБДД внесенных изменений в конструкцию транспортного средства ФИО2 Указанных в этих законах документов, подтверждающих соответствие внесенного в конструкцию транспортного средства газо-балонного оборудования требованиям технической безопасности, ФИО2 не представлено, отметки о соответствии внесенных изменений в паспорте транспортного средства также не имеется.
Согласно Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 877 (в ред. решений Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 года N 6, от 14 октября 2015 года N 78), проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, проводится в отношении каждого транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке в государстве - члене Таможенного союза, в формах технического осмотра, а также государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения (п. 72); внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая проверка выполнения требований настоящего технического регламента осуществляются по разрешению и под контролем подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, установленном нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза (п. 78).
Проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию согласно пункту 75 указанного Технического регламента осуществляется в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений и последующей проверки безопасности конструкции и технического осмотра транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями. В ходе предварительной технической экспертизы удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства, сохранится его соответствие требованиям настоящего технического регламента, действовавшим на момент выпуска транспортного средства в обращение. В ходе проверки безопасности конструкции транспортного средства удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства его безопасность соответствует требованиям настоящего технического регламента.
В соответствии с пунктом 76 названного Технического регламента, объектами проверки являются транспортные средства, выпущенные в обращение и прошедшие государственную регистрацию, у которых изменены конструктивные параметры или компоненты, за исключением случаев, указанных в пункте 77: 1) при установке на транспортное средство компонентов: предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов; предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации; 2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.
По результатам рассмотрения представленных документов территориальное подразделение органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением N 18 к техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин (п. 79 Технического регламента).
При этом, номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения в документ, идентифицирующий транспортное средство. В указанный документ вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. Наличие в указанном документе номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения дальнейшей эксплуатации транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями (п. 80 Технического регламента).
Согласно пункту 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605, государственная услуга не предоставляется при представлении транспортных средств, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
ФИО2 и его представителем Гасановым Г. не представлены доказательства, подтверждающие разрешение ГИБДД о внесении изменений в конструкцию автомобиля и выдачу ему свидетельства о соответствии изменений требованиям безопасности, в связи с чем суд пришел к ошибочному выводу, что состава административного правонарушения в действиях ФИО2, предусмотренного ст. 12.5 ч.1 КоАП РФ не имеется.
Доводы ФИО2 и его представителя о том, что свидетельство о соответствии внесенных изменений в конструкцию транспортного средства требованиям безопасности должно выдаваться специализированными и аккредитованными лабораториями, которых в Республике Дагестан не имеется, связи с этим вины ФИО2 не имеется, не убедительны.
ФИО3 и ФИО4 в районный суд были представлены в качестве доказательств документы, подтверждающие соответствие внесенных изменений требованиям безопасности, которые выданы другим владельцам транспортных средств, однако ФИО2 такие документы в органах ГИБДД не получил. Доводы ФИО2 о том, что эти документы фиктивные, выданы без исследования тренспортного средства, также не убедительны, т.к. Технический регламент Таможенного Союза « О безопасности колесных транспортных средств», предусматривающих такой порядок выдачи документов, не отменен, в судебном порядке несоответствующим закону какого-либо государства, принявшего этот регламент, не признан.
В связи с изложенным вывод суда, что в действиях ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.5 часть 1 КоАП РФ, является неправильным.
Однако из материалов дела следует, что с момента совершения ФИО2 вмененного ему в вину административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.5 ч.1 КоАП РФ, истек срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 ч.1 КоАП РФ, поэтому производство по делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по ст. 24.5 п.6 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 24.5 п.6, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Ленинского районного суда г. Махачкалы от 07 марта 2017 г. отменить, дело производством в отношении Н. И. Н. по ст. 12.5, части 1 КоАП РФ прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по ст. 24.5 ч.6 КоАП РФ.
Судья Верховного суда
Республики Дагестан Гомленко Н.К.