ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кузнецова Л.В. Дело № 21-218/2020
РЕШЕНИЕ
Судья Липецкого областного суда Захаров Н.И., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 27 августа 2020 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Липецка от 9 ноября 2019 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 27 августа 2020 года должностное лицо ООО «Макарова лавка» ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Октябрьского районного суда г. Липецка от 9 ноября 2020 года постановление первого заместителя начальника управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 27 августа 2020 года оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, ФИО1 просит об отмене названного судебного акта и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что отсутствует событие административного правонарушения, поскольку 25 мая 2020 года мероприятия по случаю окончанию образовательного учреждения «Последний звонок» не проводились, следовательно, установление запрета на реализацию алкогольной продукции не соответствует пункту 3 части 1 статьи 5 Закона Липецкой области от 29 декабря 2012 года № 118-03 «О регулировании вопросов, связанных с оборотом школьной продукции на территории Липецкой области», пункту 9 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Кроме того, согласно ответу Департамента образования администрации города Липецка от 7 октября 2020 года, праздник «Последний звонок» общеобразовательных учреждений г. Липецка проводился 30 мая 2020 года в онлайн-формате.
В судебном заседании должностное лицо, привлеченное к административной ответственности ФИО1 и ее защитник Чигаева Э.В., жалобу поддержали.
Выслушав объяснения ФИО1 и ее защитника Чигаевой Э.В., изучив материалы административного дела, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (абзац 2 пункта 1 статьи 1 данного Федерального закона).
Согласно статье 3 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из данного Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 16 вышеуказанного Закона предусматривает особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции.
В силу абзаца 2 пункта 9 указанной статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
В силу пункта 3 части 1 статьи 5 Закона Липецкой области от 29 декабря 2012 года № 118-ОЗ «О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области» не допускается розничная продажа алкогольной продукции в следующие дни: 25 мая или иной день, в который в поселениях и городских округах проводятся мероприятия по случаю окончания образовательного учреждения - «Последний звонок», Международный день защиты детей (1 июня), День молодежи (27 июня), День знаний (1 сентября, а в случае, если 1 сентября приходится на нерабочий день - в следующий за 1 сентября рабочий день).
В соответствии с постановлением администрации г. Липецка от 2 сентября 2015 года № 1560 «О порядке уведомления предприятий розничной торговли города Липецка» уведомление предприятий розничной торговли города Липецка о дате, месте и времени проведения мероприятий по случаю окончания образовательного учреждения, а также мероприятий с массовым скоплением граждан, организуемых в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», осуществляется управлением потребительского рынка администрации города Липецка путем размещения информации о проводимых мероприятиях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации города Липецка не менее чем за один день до предстоящего мероприятия.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 19 августа 2020 года и постановлению Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 27 августа 2020 года, вынесенным в отношении должностного лица - заведующего магазином № ООО «Макарова лавка» ФИО1 по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, ФИО1 вменяется нарушение требований статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», пункта 3 части 1 статьи 5 Закона Липецкой области от 29 декабря 2012 года № 118-ОЗ «О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области», которое выразилось в том, что 25 мая 2020 года в 12 часов 57 минут в день мероприятий по случаю окончания образовательного учреждения «Последний звонок» в магазине № по адресу: <адрес>, была осуществлена реализация алкогольной продукции - <данные изъяты>, объемом 0,1 л., крепостью 40%, по цене <данные изъяты> рублей.
Материалами дела подтверждается, что ФИО1 является заведующей магазина № на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ и трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно должностной инструкции, утвержденной директором ООО «Макарова лавка» к должностным обязанностям заведующего магазином относится соблюдение, кроме прочего, Закона Липецкой области от 29 декабря 2012 года № 118-ОЗ «О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области».
Признавая ФИО1 виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, судья исходил из того, что факт реализации алкогольной продукции - <данные изъяты>, объемом 0,1 л., крепостью 40%, по цене <данные изъяты> рублей, 25 мая 2020 года в 12 часов 57 минут в нарушение ограничений розничной продажи алкогольной продукции, установленных пунктом 3 части 1 статьи 5 Закона Липецкой области от 29 декабря 2012 года № 118-ОЗ «О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области» достоверно установлен, на основании совокупности представленных в деле доказательств, что является основанием для привлечения последней к административной ответственности.
Судья указал, что поскольку в 2020 году уведомления об иной дате проведения мероприятий предусматривающих ограничение оборота алкогольной продукции в сети «Интернет» на официальном сайте администрации города Липецка не размещались, то продавать алкогольную продукцию 25 мая 2020 года в магазине не имели право.
С данным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, составляет нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Из положений статьи 2.4 КоАП РФ следует, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Порядок уведомления предприятий розничной торговли города Липецка утвержден Постановлением администрации г. Липецка от 2 сентября 2015 года № 1560 и направлен на регулирование правоотношений в случаях установления органами местного правления (поселковые, городские округа) иных дат проведения мероприятий, предполагающих запрет продажи алкогольной продукции.
В 2020 году соответствующее уведомление было размещено 25 мая 2020 года на официальном сайте администрации города Липецка. Мероприятия по случаю окончания образовательного учреждения на территории г. Липецка проводились в онлайн-формате 30 мая 2020 года.
Из ответа Департамента образования администрации города Липецка от 7 октября 2020 года № следует, что в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции в 2020 году праздник «Последний звонок» в общеобразовательных учреждениях города Липецка проводился 30 мая 2020 года в онлайн-формате (л.д. 62).
Таким образом, руководствуясь положениями пункта 3 части 1 статьи 5 Закона Липецкой области от 29 декабря 2012 года № 118-ОЗ «О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области», а также принимая во внимание постановление администрации г. Липецка от 2 сентября 2015 года № 1560 «О порядке уведомления предприятий розничной торговли города Липецка», необходимо сделать вывод, что поскольку 25 мая 2020 года мероприятия по случаю окончанию образовательного учреждения «Последний звонок» в г. Липецке не проводились, такие мероприятия были запланированы и фактически проводились в иной день, а именно 30 мая 2020 года в онлайн-формате, о чем имелись соответствующие сведения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации города Липецка, то оснований для признания должного лица в продаже продавцом алкогольной продукции 25 мая 2020 года, не имелось.
Административная ответственность по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ установлена за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, запрета розничной реализации алкогольной продукции в конкретный день, каковым по настоящему делу 25 мая 2020 года не являлся. Представленными доказательствами подтверждается факт проведения мероприятия по случаю окончания образовательного учреждения «Последний звонок» в г. Липецк 30 мая 2020 года, тогда как обстоятельства, вмененные в вину должностному лицу в протоколе об административном правонарушении имели место 25 мая 2020 года, что является основанием для освобождения ФИО1 от административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 27 августа 2020 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Липецка от 9 ноября 2019 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление заместителя начальника Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 27 августа 2020 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Липецка от 9 ноября 2019 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.И. Захаров