ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-218/2018 от 23.05.2018 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Абясова З.Р. Дело № 21-218/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Смоленского областного суда Туникене М.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Смоленской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО1 на решение судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 26 апреля 2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора ООО «Завод строительных конструкций» ФИО2,

установил:

Постановлением государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Смоленской области Центрального управления Ростехнадзора от 12.04.2018 должностное лицо ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Решением судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 26.04.2018 указанное постановление изменено, должностному лицу назначено наказание в виде предупреждения, в остальной части постановление оставлено без изменения.

В рассматриваемой жалобе государственный инспектор отдела общего промышленного надзора по Смоленской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО1 просит решение судьи отменить, постановление от 12.04.2018 оставить без изменения.

Проверив материалы дела, заслушав доводы должностного лица, возражения заявителя, вынесшего постановление, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 ст.9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения Центрального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.03.2018 № С-129-пр в период с (дата) по (дата) проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО «Завод строительных деталей» требований промышленной безопасности.

В ходе проверки установлено, что ООО «Завод строительных деталей» эксплуатирует опасный производственный объект: сеть газопотребления завода, регистрационный номер №А04-21180-0001, расположенный по адресу: ..., с нарушением требований Федерального законодательства в области промышленной безопасности, а именно:

- в нарушение ч.5 ст.2, ст.9 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не обеспечены полнота и достоверность сведений при регистрации опасного производственного объекта - «Сеть газопотребления ООО «Завод строительных конструкций», peгистрационный номер № А04-21180-0001: в сведениях, характеризующих опасный производственный объект не указаны УГРШ-50В, что подтверждается копией акта по разграничению принадлежности между ООО «ЗСК» и ОАО «Газпром газораспределение Смоленск» от 06.04.2015.

- в нарушение ст.9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.71 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010, п.п.34, 37 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317, не проведена наладка средств автоматического регулирования и контроля газоиспользующего оборудования плавильной регенеративной печи, оснащённой горелками ГГР-2(6шт.), ГНП-6АП (2шт.), ГНП-5БП (3 шт.), по адресу: ..., что подтверждается отсутствием режимной карты наладочной организации с указанными параметрами срабатывания автоматики безопасности, блокировок и сигнализации.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Смоленской области Центрального управления Ростехнадзора постановления о привлечении генерального директора ООО «Завод строительных конструкций» ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

Проверив законность и обоснованность постановления государственного инспектора административного органа, судья районного суда обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ. Вместе с тем, оценив характер выявленных нарушений федерального законодательства, принимая во внимание, что должностное лицо привлекается к административной ответственности впервые, ссылаясь на положения ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ и факт отсутствия вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде и отсутствию имущественного ущерба, судья районного суда изменил постановление должностного лица в части назначения должностному лицу ФИО2 административного наказания в виде штрафа, заменив его на предупреждение.

Однако, с указанным выводом судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Положения данной статьи относительно соблюдения принципа законности при разрешении настоящего дела не соблюдены, поскольку судьей районного суда не приняты во внимание положения ч.1 ст.4.1 КоАП РФ о замене административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

В силу разъяснений, изложенных в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст.3.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.2 ч.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии с ч.1 ст.9.1 КоАП РФ административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

В соответствии с ч.3 ст.3.4 КоАП РФ, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Категория субъектов малого и среднего предпринимательства раскрывается в ч.1 ст.4 ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», согласно которой к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч.1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Таким образом, положения ч.3 ст.3.4 КоАП РФ применимы только в отношении зарегистрированных в установленном порядке субъектов малого и среднего предпринимательства, чья деятельность регулируется ФЗ от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к которым юридическое лицо – ООО «Завод строительных конструкций» в силу действующего законодательства не относится.

С учетом изложенного административное наказание в виде предупреждения назначено генеральному директору ООО «Завод строительных конструкций» ФИО2 в нарушение указанных выше положений КоАП РФ.

Таким образом, при рассмотрении дела судьей районного суда допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили объективно, всесторонне и полно рассмотреть дело.

На основании изложенного решение судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.

В соответствии с ч.3 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ составляет один год, следовательно, дело подлежит возвращению в районный суд на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела судье следует учесть вышеизложенное, принять законное и обоснованное решение по делу в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.2 - 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

решение судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 26 апреля 2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Завод строительных конструкций» ФИО2 отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Вяземский районный суд Смоленской области.

Судья М.В. Туникене