ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-218/2022 от 09.09.2022 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Борисова О.В. Дело 21-218/2022

37RS0010-01-2022-001218-33

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново 9 сентября 2022 года

Судья Ивановского областного суда Матвеев Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области Черкесова Дениса Леонидовича на решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 29 июня 2022 года,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника Службы государственного финансового контроля в Ивановской области Исаевой Т.В. № от 8 апреля 2022 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении директора Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области Черкесова Д.Л. в связи с малозначительностью с объявлением устного замечания.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 29 июня 2022 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

В поданной жалобе Черкесов Д.Л. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить.

В жалобе указывается, что заключение им дополнительного соглашения с получателем гранта ИП КФХ ФИО8 не нарушило Порядок №521-п. ФИО9 прошла конкурсный отбор. Для того, чтобы изменить план расходов гранта в соответствии с перечнем затрат, предусмотренным пунктом 1.3 Порядка №521-п, повторного заседания конкурсной комиссии не требуется. Запрета на такие изменения Порядок №521-п не содержит. Полномочия комиссии заканчиваются определением суммы гранта победителям отбора без конкретизации затрат. Текущие вопросы, связанные с изменением перечня затрат, находятся в компетенции главного распорядителя бюджетных средств. Системное толкование пунктов 4.4.1 и 7.3 Соглашения от 24 марта 2020 года, заключенного с ФИО10., позволяет сделать вывод, что принимать решение об изменении Соглашения главный распорядитель в лице Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области вправе не только в случае уменьшения/увеличения лимитов бюджетных обязательств, выделенных Департаменту. В целях реализации представленного проекта крестьянско-фермерского хозяйства и было решено разрешить ФИО11 на сэкономленные ею деньги разработать за счет средств гранта проектную документацию наружных сетей электроснабжения нежилого здания для технологического присоединения к сетям АО «Объединенные электрические сети» и выполнить строительно-монтажные работы по проекту «Технологическое присоединение в связи с увеличением мощности к сетям АО «Объединенные электрические сети». Эти затраты не противоречили перечню затрат согласно п.1.3 Порядка №521-п.

Явившимся в судебное заседание защитникам Витюлевой Г.А., Бубнову С.А. разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ.

Отводов и ходатайств не заявлено.

Черкесов Д.Л. в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не заявлял.

При таких обстоятельствах, полагаю, возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Защитники поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив изложенные в жалобе доводы, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как следует из материалов дела, Службой государственного финансового контроля Ивановской области (далее Служба) в период с 23.06.2021 по 27.07.2021 проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства по расходам бюджета Ивановской области на реализацию мероприятий государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области».

Согласно постановлению Службы от 8 апреля 2022 года Черкесов Д.Л. признан виновным в совершении следующих действий:

В нарушение п.7 ст.78 Бюджетного кодекса РФ, пункта 3 Постановления Правительства Ивановской области от 16.12.2019 N 521-п (ред. от 13.08.2020) "Об утверждении Порядка предоставления грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на поддержку начинающих фермеров" (далее Порядок №521-п) им как руководителем Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области (далее Департамент) 13 мая 2021 года заключено Дополнительное соглашение к Соглашению от 24 марта 2020 года с ИП КФХ ФИО12., включающее в себя затраты на проектную документацию наружных сетей электроснабжения нежилого здания для технологического присоединения к сетям АО «Объединенные электрические сети» в связи с увеличением мощности на сумму 13896,88 рублей и выполнение строительно-монтажных работ по проекту «Технологическое присоединение в связи с увеличением мощности к сетям АО «Объединенные электрические сети» на сумму 256521 рубль без проведения отбора получателя гранта в порядке, установленном пунктом 2 Порядка №521-п, и в нарушение пункта 7.3.1.1 Соглашения от 24.03.2020.

В соответствии с п.7 ст.78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1492 (ред. от 30.12.2020) "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" условия и порядок заключения между главным распорядителем как получателем бюджетных средств и получателем субсидии, а также иной организацией (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом) соглашения, дополнительного соглашения к соглашению, в том числе дополнительного соглашения о расторжении соглашения (при необходимости), в соответствии с типовыми формами, установленными Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования для соответствующего вида субсидии, в том числе условие о том, что соглашение в отношении субсидии, предоставляемой из федерального бюджета или из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по предоставлению указанных субсидий являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований о защите государственной тайны заключается в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет";

Порядок предоставления субсидии из бюджета Ивановской области в форме гранта крестьянским (фермерским) хозяйствам на поддержку начинающих фермеров утвержден Постановлением Правительства Ивановской области от 16.12.2019 г. №521-п.

Обязательным условием для предоставления гранта является отбор получателей гранта. В соответствии с пунктом 1.6 Порядка №521-п отбор получателей грантов проводится конкурсной комиссией.

Порядок проведения отбора регламентирован разделом 2 Порядка №521-п. Итогом работы конкурсной комиссии является определение победителей (п.2.9 Порядка №521-п).

Разделом 3 Порядка №521-п регламентируются условия и порядок предоставления грантов по итогам заседания конкурсной комиссии.

Согласно п.3.1 Порядка №521-п победители отбора (далее - получатели гранта) не позднее 5 календарных дней со дня, следующего за днем размещения протокола заседания конкурсной комиссии на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, представляют в Департамент:

а) письменное обязательство получателя гранта по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку;

б) реквизиты получателя гранта по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку;

в) скорректированный план расходов гранта с учетом суммы гранта по итогам заседания конкурсной комиссии по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.

В соответствии с п.3.2 Порядка №521-п в течение 5 рабочих дней со дня представления документов, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка, Департамент направляет проект соглашения о предоставлении грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных ферм (далее - соглашение), подписанный уполномоченным должностным лицом Департамента, в 2 экземплярах получателям грантов, в отношении которых принято решение о предоставлении гранта. Получатели грантов в течение 5 рабочих дней со дня его получения 1 экземпляр подписанного соглашения направляют в Департамент.

Форма соглашения, дополнительного соглашения о внесении изменений в соглашение утверждается Департаментом в соответствии с типовой формой, установленной Департаментом финансов Ивановской области, и размещается на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Таким образом, анализ вышеуказанных правовых норм позволяет сделать вывод, что после определения победителей отбора функции конкурсной комиссии заканчиваются, и все текущие вопросы, касающиеся документального оформления получения грантов, порядок его использования находятся в компетенции Департамента.

В этой связи утверждение должностного лица Службы о внесении изменений в соглашение о предоставлении гранта исключительно на заседании конкурсной комиссии является ошибочным.

Вместе с тем п.3.2 Порядка №521-п предписывает Департаменту как главному распорядителю бюджетных средств реализовать принятое конкурсной комиссией решение по предоставлению гранта крестьянским (фермерским) хозяйствам на поддержку начинающих фермеров в конкретном размере путем заключения с получателем гранта Соглашения или Дополнительного соглашения по форме, утвержденной Приказом Департамента финансов Ивановской обл. от 25.07.2019 N 127 "Об утверждении типовых форм соглашений (договоров) о предоставлении из областного бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 7 статьи 78 и пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее Приказ №127).

Пункт 4.2.1 Приказа №127 предоставляет возможность Департаменту принимать решение об изменении условий Соглашения в соответствии с пунктом 7.3 настоящего Соглашения.

Согласно п.7.3 Приказа №127 изменение настоящего Соглашения, в том числе в соответствии с положениями пункта 4.2.1 настоящего Соглашения, осуществляется по соглашению Сторон и оформляется в виде дополнительного соглашения к настоящему Соглашению согласно приложению 7 к настоящему Соглашению, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Дополнительное соглашение, указанное в пункте 7.3, оформляется в соответствии с приложением 7 к настоящей Типовой форме.

Изменение настоящего Соглашения возможно в случае:

7.3.1.1. уменьшения/увеличения Главному распорядителю ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление Гранта.

Аналогичные положения содержатся в Приказе Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской обл. от 16.03.2020 N 54 (ред. от 16.09.2020) "Об утверждении формы соглашения о предоставлении гранта крестьянскому (фермерскому) хозяйству на поддержку начинающего фермера" (п.7.3.1.1)

Таким образом, изменение условий заключенного Соглашения на получение гранта возможно в единственном случае - в случае уменьшения или увеличения Главному распорядителю ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление гранта.

Доводы Службы о несоответствии пункта 7.3.1.1 Соглашений, заключенных с получателями грантов, положениям ст.422 ГК РФ состоятельными признать нельзя.

В силу ч.1 ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В данном случае указанный пункт Соглашений соответствует региональному нормативному правовому акту (Приказу №127).

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с планом расходов гранта конкурсной комиссией ИП КФХ ФИО13 был предоставлен грант на приобретение оборудования для производства и переработки сельхозпродукции в сумме 1509230 рублей. В целях реализации решения конкурсной комиссии 24 марта 2020 года Департаментом с ФИО14 было заключено Соглашение №

Однако в нарушение пункта 7.3.1.1 Приказа №127, в отсутствие региональных нормативных правовых актов об уменьшении или увеличении Главному распорядителю ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление Гранта, Черкесовым Д.Л. с ФИО15 13 мая 2021 года было заключено дополнительное соглашение № об изменении плана расходов гранта. Экономия получателя гранта от приобретения оборудования основанием для изменения плана расходов предоставленного гранта не является.

При таких обстоятельствах доводы автора жалобы об отсутствии в его действиях нарушений требований Порядка №521-п и, соответственно, отсутствии состава административного правонарушения, состоятельными признать нельзя.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7, ст.30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 29 июня 2022 года, вынесенное в отношении директора Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области Черкесова Дениса Леонидовича оставить без изменения, жалобу Черкесова Д.Л.,- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Судья : Матвеев Н.А.