ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-219/20 от 13.05.2020 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0013-01-2020-000171-71

Дело 21-219/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

13 мая 2020 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Черемных Игоря Владимировича на решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от02марта2020года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя начальника Тюменской дистанции пути – структурного подразделения Свердловской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» Черемных Игоря Владимировича,

установил:

Постановлением №12240/19 от 20 декабря 2019 года старшего государственного инспектора отдела надзора за безопасностью движения Уральского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО3 - заместитель начальника Тюменской дистанции пути структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» Черемных Игорь Владимирович привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Решением судьи Калининского районного суда г. Тюмени от02марта 2020 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 ст. 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ЧеремныхИ.В. оставлена без удовлетворения.

С данным решением не согласен ЧеремныхИ.В., который в жалобе в вышестоящий суд и дополнении к ней просит решение судьи Калининского районного суда г.Тюмени от 02 марта 2020 года отменить, указывая, что в трудовые обязанности ЧеремныхИ.В. не входит открытие/закрытие пересечений железнодорожных путей с автомобильными дорогами (железнодорожных переездов), открытие/закрытие железнодорожных переездов не относится к такому виду работ как текущее содержание верхнего строения железнодорожном пути, определенному в должностной инструкции ЧеремныхИ.В. Обращает внимание, что железнодорожные пути, за которые он несёт ответственность, находились в надлежащем состоянии, в то время, как в соответствии с информацией Тюменской дистанции пути, являющейся эксплуатирующей организацией и балансодержателем железнодорожных путей, расположенных в районе АО «Утяшевоагропромснаб», на данных железнодорожных путях в указанных ориентирах отсутствует объект железнодорожной инфраструктуры – железнодорожный переезд, при этом фактически имел место несанкционированный проезд через железнодорожные пути, организованный ООО «Технологии переработки», который не находится на балансе и не является собственностью ОАО «РЖД». Считает, что порядок производства по делу об административном правонарушении соблюдён не был, в частности, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, было не вправе рассматривать дело об административном правонарушении.

На жалобу Черемных И.В. поступили возражения Уральского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лицне начальника Управления ФИО5, в которых он полагает решение судьи районного суда законным и обоснованным, а доводы жалобы удовлетворению не подлежащими.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав Черемных И.В., его защитника Агарёва В.А., просивших об удовлетворении жалобы, нахожу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 20 декабря 2019 года и решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 02 марта 2020 года отмене либо изменению не подлежащими по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 ст. 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования или на железнодорожных переездах, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Согласно пункту 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность (абзац 1). Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (абзац 2). Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега (абзац 3). В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия (абзац 4).

Как следует из материалов дела и правильно установлено судьёй районного суда, 18.11.2019г. Тюменскому транспортному прокурору от АО «Утяшевоагропромснаб» поступило обращение, в котором сообщалось, что на железнодорожном пути № 9 между стрелочными переводами № 26 и 34, перед воротами ограждения предприятия АО«Утяшевоагропромснаб», примыкающий к станции Утяшево Свердловской железной дороги, находящийся на балансе Тюменской дистанции пути, существует не санкционированный и незаконный железнодорожный переезд, который ведет к рядом находящейся компании ООО «Технологии переработки» (л.д. 19).

Распоряжением Уральского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 888р от 13.12.2019г. старшему государственному инспектору отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Уральского управления ФИО6 было поручено до 20.12.2019 г. принять меры по случаю указанного обращения.

В протоколе об административном правонарушении № 12240/19 от20.12.2019г., составленном в 14 часов 00 минут с участием Черемных И.В., содержится указание на то, что старшим государственным инспектором отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Уральского управления ГрищенкоА.Н. в рамках проверки установлено наличие перед въездными воротами АО «Утяшевоагорпромснаб» несанкционированного железнодорожного переезда на пути необщего пользования, находящегося на балансе Тюменской дистанции пути. Как следует из собственноручной записи на указанном протоколе, Черемных И.В. объяснений относительно обстоятельств, зафиксированных данным протоколом, не имел. Копия протокола об административном правонарушении от 20.12.2019г. получена лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в тот же день.

В силу пункта 4 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» порядок определения пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 порядка открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов), утвержденного приказом Минтранса России от 26.03.2009г. №46 открытие (закрытие) железнодорожных переездов на железнодорожных путях общего и (или) необщего пользования осуществляется по решению владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельца железнодорожных путей необщего пользования.

То обстоятельство, что железнодорожный переезд, расположенный на пути необщего пользования, находящегося на балансе Тюменской дистанции пути, перед въездными воротами АО «Утяшевоагорпромснаб» является несанкционированным железнодорожным переездом, подтверждается материалами дела и участвующими в рассмотрении дела лицами не оспаривается.

Черемных И.В. приказом от 10.09.2015г. переведен на должность заместителя начальника дистанции пути (по теку­щему содержанию пути).

Согласно должностной инструкции от 02.08.2019г. заместителя начальника дистанции по текущему содержанию пути в должно­стные обязанности Черемных И.В. проводит сплошной осмотр главного пути, станционных путей, стрелочных переводов и переездов в дистанции пути (пункт 7.1; в его обязанности входит организация соблюдения правил по обеспечению безопасности дви­жения поездов (пункт 7.2); он несёт персональную ответственность за обеспечение безопасности труда работников в соответствии с законодательством Российской Федерации, приказами и другими нормативными документами ОАО «РЖД» и Центральной дирекции инфраструктуры (пункт 7.30); осуществляет руководство постоянно действующей рабочей группой по транспортной безопасности дистанции пути, осуществляет оформление документации по транспортной безопасности (пункт 7.43); организует осмотр железнодорожных переездов в весенний и осенний период и контролирует устранение выявленных замечаний (пункт 22).

Таким образом Черемных И.В. несет ответственность за обеспечение правил безопасности движения железнодорожного транспорта посредством текущего содержания верхнего строения железнодорожного пути, в том числе путей необщего пользования, находящихся на балансе Тюменской дистанции пути, что, как следует из материалов дела, ЧеремныхИ.В. надлежащим образом не обеспечено, поскольку нахождение на железнодорожном пути необщего пользования в районе АО «Утяшевоагорпромснаб», осуществляющем операции с железнодорожным подвижным составом, гружённым, в частности, опасным грузом (жидкий хлор, кислота серная и соляная), несанкционированного железнодорожного переезда создаёт повышенную угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Статьёй 20.1. Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» определено, что государственный надзор в области железнодорожного транспорта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1). Основанием для проведения внеплановой проверки является: поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения аварийных ситуаций и транспортных происшествий, связанных с нарушениями правил эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, правил перевозки и перегрузки грузов, перевозки пассажиров и багажа, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда (пункт 5). Должностные лица органа государственного надзора, являющиеся государственными транспортными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений (подпункт 4 пункта 5).

В соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.1 указанного Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (часть 2 ст. 23.1), либо Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный транспортный надзор (часть 1 ст. 36). При этом рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 ст.36 вправе на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования - руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, его заместители, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, иные должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, уполномоченные на осуществление федерального государственного транспортного надзора (государственные транспортные инспектора) (пункт 4).

Из пунктов 1, 55, 57 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации об обеспечении безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте", утверждённого приказом Минтранса Российской Федерации от 20.10.2011г. № 270, следует, что в случае выявления при проведении проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нарушений обязательных требований, за которые предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, должностные лица Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и его территориальных органов, проводившие проверку, в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимают меры по привлечению к административной ответственности.

В силу требований части 1 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Постановлением №12240/19 от 20 декабря 2019 года старшего государственного инспектора отдела надзора за безопасностью движения Уральского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО3, то есть надлежащим образом уполномоченного должностного лица, вынесенным в 14 часов 30 минут, заместитель начальника Тюменской дистанции пути – структурного подразделения Свердловской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» Черемных И.В. привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 11.1 КоАП РФ.

Запрета на рассмотрение дела об административном правонарушении в день составления протокола об административном правонарушении, нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержат. В то же время в материалах дела и материале об административном правонарушении ходатайств Черемных И.В. об отложении рассмотрения дела на более поздний срок не имеется.

С целью устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения вынесено представление № 12240/19 от 20.12.2019г.

Согласно ответу от 17.01.2020г. на указанное представление начальника Свердловской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», 25.12.2020 года работниками Тюменской дистанции пути произведены работы по демонтажу покрытия подходов к несанкционированному железнодорожному переезду. По результатам проверки, проведенной 15.01.2020 года установлено, что возможность проезда автотранспорта по несанкционированному проезду исключена.

Нахожу, что судья районного суда на основании соответствующей требованиям ст. 26.11 КоАП РФ оценки имеющихся в материалах дела, материале об административном правонарушении доказательств, в том числе: обращения АО «Утяшевоагропромснаб» от 18.11.2019г.; распоряжения Уральского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 888р от 13.12.2019 г.; протокола об административном правонарушении № 12240/19 от 20.12.2020 г.; приказа о переводе Черемных И.В. на должность заместителя начальника дистанции пути от10.09.2015г.; должностной инструкции заместителя начальника дистанции по текущему содержанию путей Тюменской дистанции пути от02.08.2019 г., с которой Черемных И.В. ознакомлен и экземпляр которой получил 02.08.2019г.; представления № 12240/19 от 20.12.2019 г.; ответа на указанное представление начальника Свердловской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» от 17.01.2020 г. - пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях Черемных И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 ст. 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В то же время документы, представленные Черемных И.В. в судебное заседание вышестоящего суда, в том числе: копии письма Госжелдорнадзора №1525 от 13.12.2019г.; копии Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утверждённой распоряжением ОАО «РЖД» от 14.11.2016г. №2288р; копии Перечня железнодорожных переездов Тюменской дистанции пути; копии Приказа о назначении ответственных лиц от 25.01.2019г.; копия акта осмотра и промера пути от 09.12.2019г.; копии Уведомления Госжелдорнадзора от 09.12.2019г. №74/АГ, правомерности вышеуказанных выводов должностного лица административного органа и судьи районного суда не опровергают. А то обстоятельство, что ранее несанкционированный переезд через железнодорожные пути необщего пользования в районе АО «Утяшевоагорпромснаб» уже был ликвидирован, не свидетельствует об отсутствии угрозы безопасности железнодорожному транспорту в следствие его повторной незаконной организации и об отсутствии обязанности по принятию соответствующих своевременных мер, направленных на обеспечение безопасности.

При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда постановления, не допущено, имеющимся в деле доказательствам судьёй районного суда дана соответствующая оценка, в результате которой судья пришёл к правомерному выводу о наличии в действиях Черемных И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 ст. 11.1 КоАП РФ, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в порядке, определяемом КоАП РФ, в соответствии с установленной частью 6 ст. 11.1 указанного Кодекса санкцией, оснований к отмене постановления судьи районного суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 02 марта 2020 года оставить без изменения, жалобу Черемных И.В. оставить без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко