ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-219/2021 от 24.05.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья р/с Кошелев Д.А. Дело №21-219/2021

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 24 мая 2021г.

Судья Кемеровского областного суда Ярова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении

муниципального бюджетного учреждения «Кемеровские автодороги» (далее – МБУ «Кемдор»), ИНН <***>, находящегося по адресу: пр. Кузнецкий, 69, г. Кемерово, Кемеровская область,

по жалобе представителя МБУ «Кемдор» ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 25 января 2021г. и решение судьи Заводского районного суда г. Кемерово от 11 марта 2021г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № В-22-в госинспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно – Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 25.01.2021, оставленным без изменения решением судьи Заводского районного суда г. Кемерово от 11.03.2021, МБУ «Кемдор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

В жалобе представитель МБУ «Кемдор» ФИО1 просит постановление и судебное решение отменить, мотивируя тем, что Учреждение не имеет обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, и, следовательно, не имеет обязанности по предоставлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, что прямо установлено ст. 16.1 КоАП РФ. Указывает, что в 2017 году в соответствии с требованиями Федерального закона «Об охране окружающей среды» МБУ «Кемдор» обратилось с заявлением о постановке на учет имеющихся на праве оперативного управления линейных объектов, в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, но при этом деятельность учреждения не является источником возможного негативного воздействия на окружающую среду; в материалах дела нет доказательств того, что с момента постановки на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду учреждением такая плата вносилась; свидетельством Росприроднадзора от 22.09.2017 не определено какой объект из 23 поставлен на учет в качестве объекта негативного воздействия на окружающую среду 2 категории, сам факт принадлежности объекта к той или иной категории негативного воздействия не является основанием для предоставления декларации о плате за негативное воздействие; доказательств последнего также материалы дела не содержат.

Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В силу положений ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода. Лица, обязанные вносить плату, вправе выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата:

1) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате (с учетом корректировки размера платы, осуществляемой в соответствии с пунктами 10 - 12.1 статьи 16.3 настоящего Федерального закона) за предыдущий год;

2) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;

3) в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 настоящего Федерального закона.

Квартальные авансовые платежи не вносятся в текущем отчетном периоде лицами, обязанными вносить плату, в случае начала осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности указанными лицами в течение данного отчетного периода.

Выбранный способ определения размера квартального авансового платежа на год, следующий за отчетным периодом, по каждому виду негативного воздействия на окружающую среду указывается лицами, обязанными вносить плату, в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период.

Правила исчисления квартальных авансовых платежей определяются в соответствии с правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленными пунктом 13 статьи 16.3 настоящего Федерального закона.

Несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно положениям ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 25.08.2020 в 11:00 часов по имеющейся в Южно-Сибирском межрегиональном управлении Росприроднадзора информации установлено, что МБУ «Кемдор», расположенное по юридическому адресу: 650025, <...>, допустило несоблюдение требований в области охраны окружающей среды, а именно: в нарушение требований п. 2, 8, 9 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 Обществом не представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, служебной запиской межрегионального отдела администрирования платежей Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.08.2020 г. № ВН-10/408, свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № от 22.09.2017, и другими материалами дела.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом правильно установлены все фактические обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, подлежащие доказыванию, дана надлежащая юридическая оценка действиям юридического лица, и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ обоснованно сделан вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и виновности юридического лица в его совершении, поскольку объективных данных, свидетельствующих о том, что МБУ «Кемдор» не имело возможности для соблюдения норм природоохранного законодательства, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.

Постановление должностного лица вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, предусмотренной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Действия МБУ «Кемдор» по ст. 8.5 КоАП РФ квалифицированы правильно.

При рассмотрении жалобы судьей районного суда все материалы дела были проверены в полном объеме, дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы, в том числе аналогичным доводам настоящей жалобы, и приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения МБУ «Кемдор» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица.

Доводы жалобы о том, что МБУ «Кемдор» не имеет обязанности по предоставлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду так же были предметом тщательной проверки судьи районного суда и с приведением убедительной аргументации обоснованно отвергнуты как не состоятельные по мотивам, изложенным в судебном решении, не согласиться с которыми оснований не имеется.

Не внесение Учреждением платы за негативное воздействие на окружающую среду с момента постановки на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не свидетельствует об отсутствии необходимости выполнения обязанности по представлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.02.2016 № ПО «Об осуществлении территориальными органами федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы российской федерации» на территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по субъектам Российской Федерации возложены функции администраторов доходов бюджетной системы по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

В порядке, установленном федеральным законодательством, контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности также осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы).

На территории Кемеровской области полномочия администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду возложены на Южно-Сибирское межрегиональное Управление Росприроднадзора.

В соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № от 2017-09-22, МБУ «Кемдор» имеет учтенный в Федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду за номером , которому присвоена II категория негативного воздействия на окружающую среду.

Административное наказание МБУ «Кемдор» назначено в пределах санкции ст. 8.5 КоАП РФ, в минимальном размере, с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.2, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, отвечает принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, а также целям наказания, установленным ст. 3.1. КоАП РФ.

Порядок рассмотрения и пересмотра дела об административном правонарушении, установленный главами 29 и 30 КоАП РФ, - соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения доводов жалоб не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 25 января 2021г. и решение судьи Заводского районного суда г. Кемерово от 11 марта 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении Муниципального бюджетного учреждения «Кемеровские автодороги» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения, но может быть обжаловано (опротестовано прокурором) непосредственно в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья Е.В. Ярова