ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-219/2022 от 08.06.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД 69RS0026-02-2021-002402-55

Дело № 21-219/2022 судья Бурякова Е.В.

РЕШЕНИЕ

8 июня 2022 г. г. Тверь

Судья Тверского областного суда Яшина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Н.В.А. на постановление врио заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 16 сентября 2021 года № 069/04/7.32.3-238/2021, решение судьи Центрального районного суда г. Твери от 22 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела закупок акционерного общества «55 арсенал» Н.В.А.,

установил:

постановлением врио заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 16 сентября 2021 г. № 069/04/7.32.3-238/2021 начальник отдела закупок акционерного общества «55 арсенал» (далее – АО «55 арсенал») Н.В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (т. 1 л.д. 170-172).

Не согласившись с указанным постановлением, Н.В.А. обжаловал его в Ржевский городской суд Тверской области (т. 1 л.д. 3-5).

Определением судьи Ржевского городского суда Тверской области от 8 ноября 2021 г. жалоба Н.В.А. на постановление врио заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 16 сентября 2021 г. № 069/04/7.32.3-238/2021 направлена по подведомственности в Центральный районный суд г. Твери (т. 1 л.д. 25-26).

Решением судьи Центрального районного суда г. Твери от 22 апреля 2022 г. постановление врио заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 16 сентября 2021 г. № 069/04/7.32.3-238/2021 оставлено без изменения, жалоба Н.В.А. – без удовлетворения (т. 2 л.д. 108-118).

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, Н.В.А. просит состоявшиеся по делу решения отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судей первой инстанции были неверно применены нормы Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а не нормы Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Полагает, что его имеются основания для переквалификации вменного правонарушения с части 5 на часть 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ, поскольку материалами дела подтверждено фактическое размещение отчетов. Не отрицая нарушение срока размещения отчетов, утверждает, что оно было допущено по независящим от него причинам, так как в связи со сменой руководству АО «55 арсенал» отсутствовала электронная цифровая подпись (т. 2 л.д. 126-131).

В судебное заседание Н.В.А. не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, выслушав защитников Д.И.Ю., И.Д.В., действующих по доверенностям в интересах Н.В.А., поддержавших жалобу по доводам в ней изложенным, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области П.А,В., критиковавшую доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон № 223-ФЗ), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона № 223-ФЗ о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу части 19 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ, заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:

сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с частью 3 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;

сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.

Порядок размещения сведений, указанных в части 19 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ, предусмотрен главой VIII (пункты 45 - 52) Положения о размещении в ЕИС информации о закупке (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908.

На основании пункта 3.2.2 Единого положения о закупках Государственной корпорации «Ростех», утвержденного наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» (Протокол № 2 от 18 марта 2015 г.) заказчик, если иное прямо не установлено законодательством или настоящим Положением, заказчик официально размещает в ЕИС информацию в установленные сроки: информацию и документы по договору, заключенному заказчиком по результатам закупки, включаемые в реестр договоров – в объеме и в сроки, установленные в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 223-ФЗ последствием нарушения его требований является ответственность виновных лиц, не обеспечивших в установленном законом порядке проведение закупки товара в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не освобождение от гражданско-правовых обязательств по оплате результата работ.

Согласно части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В силу части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренные частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ, образуют действия, выразившиеся в нарушении предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке, а по части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ - неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведенного Ржевской межрайонной прокуратурой Тверской области на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» официального сайта <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ с 14 часов 57 минут по 15 часов 01 минута, установлено, что начальником отдела закупок АО «55 арсенал» Н.В.А. в нарушение части 19 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с частью 3 статьи 4.1 Федерального закона № 223-ФЗ; сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся, за отчетный период апрель 2021 г. (6 договоров на сумму рубля) в срок до ДД.ММ.ГГГГ не размещено.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения ДД.ММ.ГГГГ и.о. заместителем Ржевского межрайонного прокурора в отношении начальником отдела закупок АО «55 арсенал» Н.В.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ (л.д. 188-194).

Между тем постановление врио заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 16 сентября 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Твери от 22 апреля 2022 г. подлежит изменению ввиду следующих обстоятельств.

Из материалов, предоставленных Ржевским прокурором в Тверской областной суд, усматривается, что по результатам прокурорской проверки АО «55 арсенал» составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, которое было получено АО «55 арсенал» ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 148-153, 154-161).

Согласно скриншота с сайта <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ размещены сведения о заключении заказчиком АО «55 арсенал» в апреле 2021 г. 6 договоров по результатам закупки товаров, работ, услуг на сумму рублей (т. 2 л.д. 144).

С учетом установленных обстоятельств, свидетельствующих о том, что требования части 19 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ по размещению информации о договорах, заключенных в апреле 2021 г., была размещена в единой информационной системе в сфере закупок ДД.ММ.ГГГГ до получения представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, до возбуждения дела об административном правонарушение (постановление о возбуждении от ДД.ММ.ГГГГ), и разъяснений данных в абзаце 2 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», действия начальника отдела закупок АО «55 арсенал» Н.В.А. подлежат переквалификации с части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ на часть 4 статьи 7.23.3 КоАП РФ.

Факт совершения Н.В.А. административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 105); актом осмотра межрайонной прокуратуры в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (т. 1 л.д. 62-65); скриншотами с сайта «55 арсенал» (т. 1 л.д. 60-61); приказом (распоряжением) о приеме Н.В.А. с ДД.ММ.ГГГГ на работу № (т. 1 л.д. 136); должностной инструкцией начальника отдела закупок АО «55 арсенал» от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 137-140); постановлением и.о. заместителя Ржевского межрайонного прокурора Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ, составленным в присутствии Н.В.А., которому были разъяснены положения статьи 51 Конституции РФ и статьи 25.1 КоАП РФ (л.д. 188-194), а также иными материалами дела, которым дана надлежащая правовая оценка, основанная на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Оснований для признания собранных по делу доказательств недопустимыми не имеется.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 этого кодекса.

Доводы жалобы об отсутствии в деянии Н.В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ несостоятельны, и опровергаются совокупностью взаимосвязанных и не противоречивых доказательств, имеющихся в деле.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом следует понимать лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2.1 данного Кодекса.

В соответствии с положениями статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Вместе с тем, в соответствии с положениями КоАП РФ, неосторожность также является формой вины. Вина, как элемент состава административного правонарушения, характеризуется тем, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, могло предотвратить нарушение путем своевременного размещения в ЕИС в сфере закупок информацию заключенных в апреле 2021 г. договорах.

Таким образом, в действиях начальника отдела закупок АО «55 арсенал» Н.В.А. содержится состав нарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что в описательно-мотивировочной части оспариваемого судебного акта имеется ссылка на Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 мая 2013 г. не свидетельствует о его незаконности.

Так, решением судьи Тверского областного суда от 16 февраля 2022 г. решение судьи Центрального районного суда г. Твери от 14 января 2022 г. постановленное по настоящему делу было отменено и дело возвращено на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Твери, поскольку нормы материального права при рассмотрении дела применены неверно (т. 1 л.д. 240-247, т. 2 л.д. 28-31).

Исходя из установленных обстоятельств, содержания судебного акта, прихожу к выводу, что в данном случае при указании закона судом первой инстанции допущена описка, которая подлежит устранению в порядке установленном частью 1 статьи 29.12.1 КоАП РФ.

Иные доводы, изложенные в настоящей жалобе, аналогичные доводам, изложенным при обращении в суд первой инстанции, были предметом проверки судьи районного суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в решении судьи на постановление о назначении административного наказания, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу решений, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей первой инстанции при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в статье 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.

Выводы судьи районного суда, сделанные по существу обстоятельств совершенного противоправного деяния, сомнений не вызывают.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

В соответствии пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Состоявшиеся по настоящему делу об административном правонарушении постановление должностного лица и судебный акт подлежат изменению путем переквалификации вмененного Н.В.А. деяния с части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ на часть 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Изменение состоявшегося по настоящему делу судебного акта в указанной части ухудшение положения учреждения не влечет.

Разрешая вопрос об административном наказании, отмечаю следующее.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении, учитываю положения статьи 3.1, части 2 статьи 4.1, пункта 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, полагаю необходимым назначить Н.В.А. административное наказание по части 4 статьи 7.32.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Оснований для освобождения Н.В.А. от административной ответственности в силу статьи 2.9 КоАП РФ (при малозначительности административного правонарушения) не имеется.

Характер совершенного административного правонарушения не свидетельствует о его малозначительности. Нарушение срока размещения в единой информационной системе сведений о договоре, заключенном по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), противоречит принципам гласности и прозрачности закупок, информационной открытости закупок, предотвращения злоупотреблением, установленным Законом о закупках. Не размещение в установленный срок информации может препятствовать своевременному государственному контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В настоящем дела не установлено наличие совокупности всех условий, при которых может быть назначено наказание в виде предупреждения или в соответствии с положениями части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ замена административного штрафа предупреждением.

Существенных нарушений, которые могли бы являться основанием для отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда в ходе производства по делу об административном правонарушении, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление врио заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 16 сентября 2021 года № 069/04/7.32.3-238/2021, решение судьи Центрального районного суда г. Твери от 22 апреля 2022 г., вынесенные в отношении начальника отдела закупок акционерного общества «55 арсенал» Н.В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ изменить.

Совершенное начальником отдела закупок акционерного общества «55 арсенал» Н.В.А. деяние переквалифицировать с части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ на часть 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

В остальной части обжалуемые постановление врио заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 16 сентября 2021 г. № 069/04/7.32.3-238/2021, решение судьи Центрального районного суда г. Твери от 22 апреля 2022 г. оставить без изменения, а жалобу Н.В.А. – без удовлетворения.

Судья И.В. Яшина