дело № 21-219/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г.Нальчик 15 июня 2022 года
Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Хажнагоева Ж.Х.,
при ведении протокола заседания помощником судьи Халакоевой А.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу врио начальника межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике ФИО1 на решение судьи Нальчикского городского суда КБР от 4 апреля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава МО по ИОИП УФССП по КБР ФИО1 от 30 июля 2021 года Министерство просвещения, науки и по делам молодежи КБР привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Нальчикского городского суда КБР от 4 апреля 2022 года постановление заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава МО по ИОИП УФССП по КБР ФИО1 от 30 июля 2021 года отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства просвещения, науки и по делам молодежи КБР прекращено по основанию, предусмотренному частью 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспаривая решение Нальчикского городского суда КБР от 4 апреля 2022 года, врио начальника отделения - старший судебный пристав МО по ИОИП УФССП по КБР ФИО1 обратился в Верховный Суд КБР с жалобой об отмене состоявшего судебного решения, указывая о том, что Министерством просвещения, науки и по делам молодежи КБР не предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение решения суда по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, указывая, что недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность, просит отменить обжалуемое решение судьи.
Представители МО по ИОИП УФССП по КБР и Министерства просвещения, науки и по делам молодежи КБР в судебное заседание не явились и об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в этой связи, с учетом надлежащего извещения о времени и месте заседания, определено разрешить жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела и исполнительное производство, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет административную ответственность.
В соответствии с положениями части 1 и части 2 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Как следует из материалов дела, решением Нальчикского городского суда КБР, вступившим в законную силу 24 октября 2013 года, на Министерство строительства и архитектуры КБР возложена обязанность выделить Р.Р. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма. Во исполнение решения суда Нальчикским городским судом выдан исполнительный лист №, в силу чего возбуждено исполнительное производство №-ИП от 13 октября 2014 года. Судебный пристав - исполнитель межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП по КБР ФИО2, выдав Министерству просвещения, науки и по делам молодежи КБР требование от 18 июня 2021 года о предоставлении Р.Р. специализированного жилого помещения, установил срок его исполнения до 29 июня 2021 года. 19 июля 2021 года судебный пристав - исполнитель межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП по КБР ФИО2 составил в отношении Министерства просвещения, науки и по делам молодежи КБР протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виду неисполнения требования о предоставлении Р.Р. специализированного жилого помещения.
Как следует из постановления заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава МО по ИОИП УФССП по КБР ФИО1 от 30 июля 2021 года, Министерство просвещения, науки и по делам молодежи КБР признано виновным в неисполнении требований о предоставлении Р.Р. специализированного жилого помещения в срок до 29 июня 2021 года, установленный судебным приставом - исполнителем МО по ИОИП УФССП по КБР ФИО2. Основанием привлечения Министерства просвещения, науки и по делам молодежи КБР к административной ответственности явился факт не исполнения требования о предоставлении Р.Р. специализированного жилого помещения в срок, ограниченный пределами с 18 июня 2021 года по 29 июня 2021 года.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, представитель Министерства просвещения, науки и по делам молодежи КБР указывает о том, что требование судебного пристава о предоставлении специализированного жилого помещения Р.Р. не исполнено по причине отсутствием финансирования, то есть недостаточного выделения средств из бюджета КБР для обеспечения детей-сирот жилым помещением из специализированного фонда. Возможности Министерства просвещения КБР как исполнительного органа, уполномоченного в настоящее время осуществлять реализацию государственной политики по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зависят от размера финансирования расходов на приобретение жилых помещений для указанной категории граждан. Финансирование в течение предыдущих лет осуществлялось недостаточно для обеспечения специализированным жильем детей-сирот, состоящих в сводном общереспубликанском списке. Министерством принимаются меры, направленные на увеличения финансирования, о чем могут свидетельствовать разработка проекта расчета потребности в средствах на обеспечение жильем детей-сирот на 2020-2025 годы для ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению детей-сирот старше 18 лет, включенных в списки нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями на 1 января 2020 года, который представлен в Правительство Кабардино-Балкарской Республики. Инициированное Министерством просвещения КБР обращение Главы Кабардино-Балкарской Республики К.В. ФИО3 в адрес Президента Российской Федерации ФИО4 с письмом от 10 июля 2019 года № с просьбой о дополнительном выделении субсидий из федерального бюджета в объемах 350 - 400 млн. рублей ежегодно, для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями в 2020 - 2022 годах.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
В соответствии со статьей 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 2 Федерального закона N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. При этом законность требований пристава - исполнителя предполагает его исполнимость в течение разумных сроков.
По своей сути требование судебного пристава - исполнителя о приобретении специализированное жилье для 266 лиц, отнесенных к категории детей – сирот, в том числе и для Р.Р., с учетом положений Порядка формирования специализированного жилищного фонда, предполагающего приобретение такого жилья на торгах путем покупки на первичном или вторичном рынке жилья, либо участия в долевом строительстве жилых домов, являлось не исполнимым в течение столь ограниченного времени.
Порядок формирования специализированного жилищного фонда Кабардино-Балкарской Республики для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден Постановлением Правительства КБР от 20 ноября 2013 N 300-ПП, согласно которому, приобретение жилых помещений осуществляется Министерством просвещения КБР за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий финансовый год, а также субсидий, поступающих в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики на эти цели из федерального бюджета, на основании списка, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сформированного уполномоченным органом. Уполномоченный орган (Министерство) представляет в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики до 1 июля текущего года информацию об объемах средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, необходимых для приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на очередной финансовый год и на плановый период.
Анализ материалов дела позволяет сделать вывод о том, что неисполнение Министерством просвещения, науки и по делам молодежи КБР требований о предоставлении Р.Р. жилого помещения из специализированного жилого фонда обусловлено фактором недостаточного финансирования, что, в свою очередь, означает отсутствие состава административного правонарушения, поскольку приобретение жилых помещений детям – сиротам осуществляется лишь за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий финансовый год, а также субсидий, поступающих на эти цели из федерального бюджета.
При таких обстоятельствах вывод судьи Нальчикского городского суда КБР об отсутствии состава административного правонарушения и наличии оснований прекращения производства по делу в отношении Министерства просвещения, науки и по делам молодежи КБР представляется обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 30.7 - ч. 3 ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики,
р е ш и л:
Решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 4 апреля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики оставить без изменения, а жалобу врио начальника межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Кабардино-Балкарской Республике ФИО1 без удовлетворения.
Судья Верховного суда КБР подпись Ж..Х.Хажнагоева