ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-21/2014 от 22.01.2014 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

г.Уфа 22 января 2014 года

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,

при секретаре Галимовой З.М.,

с участием ФИО2 – лица, в отношении которого возбуждено административное производство,

в отсутствие ФИО3 - заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан, вынесшей постановление о назначении наказания,

отказав в допуске к участию в деле ФИО1., представившую доверенность №... от 14.01.2014г. от имени министра финансов Республики Башкортостан ФИО4, которая не вправе обжаловать судебное решение,

рассмотрев жалобу ФИО2 на решение судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 05.11.2013г., которым:

постановление заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО3 от 06.09.2013г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, в отношении ... ФИО2 оставлено без изменения, его жалоба – без удовлетворения,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО3 от 06.09.2013г. ... ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб. за то, что 18.10.2012г., исполняя обязанности министра ..., во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 13.07.2012г. ... об оказании гуманитарной помощи жителям Краснодарского края, пострадавшим в результате наводнения 07.07.2012г., и в целях ликвидации последствий непреодолимой силы за счет средств резервного фонда Правительства Республики Башкортостан, заключил 5 государственных контрактов на поставку товаров для оказания гуманитарной помощи жителям Краснодарского края, пострадавшим в результате наводнения, на общую сумму ... рублей по правилам п. 6 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о размещении заказов), предусматривающей возможность размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если потребность в товарах необходима для ликвидации последствий непреодолимой силы.

Между тем, следовало размещать заказы по правилам ст. 48 главы 5 Закона о размещении заказов путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи после проведения предварительного отбора участников размещения заказа, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые могут в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Кроме того, ФИО2 признан виновным в неуведомлении Министерства финансов Республики Башкортостан в трехдневный срок со дня заключения контрактов, что обязан был сделать при размещении заказов по п.6 ч.2 ст.55 Закона о размещении заказов.

Решением судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 05.11.2013г. по жалобе ФИО2 постановление заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО3 от 06.09.2013г. оставлено без изменения.

Не соглашаясь с решением судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 05.11.2013г., ФИО2 обжаловал его в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая отменить, считая незаконным и необоснованным, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения либо малозначительностью, поскольку существенного вреда и тяжких последствий от его действий охраняемым общественным правоотношениям не причинено, общественная опасность отсутствует. Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан в данном случае не являлось уполномоченным лицом в соответствии с Законом о размещении заказов на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров для гуманитарных целей, исполнялось распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 13.07.2012г. №... об оказании гуманитарной помощи жителям Краснодарского края, пострадавшим в результате наводнения 07.07.2012г., вопрос об оказании гуманитарной помощи следовало решить в кратчайшие сроки.

Изучив материалы дела, выслушав ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, проверив их, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению частично.

Как следует из материалов дела, Министерством финансов Республики Башкортостан с 17.07.2013г. по 31.07.2013г. на основании приказа Министерства финансов Республики Башкортостан от 03.07.2013г. №... проведена плановая проверка соблюдения Министерством ... при размещении заказов для нужд Министерства требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд за период с 01.01.2012г. по 30.06.2013г.

В ходе проверки установлено, что по распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 13.07.2012г. №... из бюджета Республики Башкортостан за счет средств резервного фонда Правительства Республики Башкортостан выделено ... рублей на финансирование мероприятий по оказанию гуманитарной помощи жителям Краснодарского края, пострадавшим в результате наводнения 07.07.2012г., и ликвидации последствий непреодолимой силы.

Пунктом 2 указанного распоряжения Министерству ... было поручено осуществить в установленном порядке приобретение продуктов питания и товаров первой необходимости по перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2006г. №...

26.07.2012г. и.о. министра ... ФИО2 был издан приказ №... о размещении заказа у единственного поставщика, в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов (л.д.76 административного материала №... Министерства финансов Республики Башкортостан).

18.10.2012г. Министерством было заключено 5 государственных контрактов на поставку товаров для оказания гуманитарной помощи жителям Краснодарского края, пострадавшим в результате наводнения, на общую сумму ... рублей:

№... с ЗАО «...» и Государственным бюджетным учреждением Республики Башкортостан ... на поставку комплектов детских, маек детских, трусов детских (л.д.15-24 административного материала №... Министерства финансов Республики Башкортостан).

№... с ООО «...» и Государственным бюджетным учреждением Республики Башкортостан ... на поставку одеял (л.д.25-33 административного материала №... Министерства финансов Республики Башкортостан).

№... с ЗАО «...» и Государственным бюджетным учреждением Республики Башкортостан ... на поставку колготок, носков (л.д.34-45 административного материала №... Министерства финансов Республики Башкортостан).

№... с ООО «...» и Государственным бюджетным учреждением Республики Башкортостан ... на поставку посуды (л.д.46-55 административного материала №... Министерства финансов Республики Башкортостан).

№... с ООО Фабрика «...» и Государственным бюджетным учреждением Республики Башкортостан ... на поставку одеял стеганых (л.д.56-64 административного материала №... Министерства финансов Республики Башкортостан).

Частью 1 ст. 7.29 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ), действующей на момент совершения административного правонарушения, предусмотрена ответственность за принятие должностным лицом заказчика, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с Законом о размещении заказов на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

В соответствии с ч.1 ст. 48 Закона о размещении заказов в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик, уполномоченный орган проводят предварительный отбор участников размещения заказа, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые могут в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг. По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, включающий в себя участников размещения заказа, прошедших предварительный отбор, в целях размещения у них заказа на поставку указанных товаров, выполнение работ либо оказание услуг для нужд заказчиков путем запроса котировок.

Перечень поставщиков, указанный в части 1 настоящей статьи, подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора. В случае, если до дня проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник размещения заказа, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок пять дней со дня исключения предпоследнего участника размещения заказа из такого перечня (часть 2).

Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае, если возникает потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных таким перечнем, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом, если вследствие непреодолимой силы возникла потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных таким перечнем, и применение иных способов размещения заказа нецелесообразно в связи с затратой времени, размещение заказа осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55 настоящего Федерального закона (часть 3).

Предварительный отбор проводится в порядке, установленном настоящей главой (часть 4).

В нарушение ст.48 Закона о размещении заказов ФИО2 контракты заключены по правилам п.6 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов у единственного поставщика, предусматривающей данный порядок в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы. Целью государственных контрактов было оказание гуманитарной помощи жителям, пострадавшим в результате наводнения, а не ликвидация обстоятельств непреодолимой силы.

Кроме того, ФИО2 при размещении заказов по п.6 ч.2 ст.55 Закона о размещении заказов обязан был уведомить Министерство финансов Республики Башкортостан в трехдневный срок со дня заключения контрактов, что не выполнил.

При таких обстоятельствах вывод должностного лица, с которым согласился судья первой инстанции, о нарушении ФИО2 ст. 48 Закона о размещении заказов основан на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и подтвержден доказательствами.

В силу ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит ответственности за административное правонарушение в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

В соответствии с распоряжением исполняющего обязанности Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан ФИО5 №... от ....2010г. ФИО2 назначен первым заместителем министра ... (л.д.77 административного материала №... Министерства финансов Республики Башкортостан).

Указом Президента Республики Башкортостан ФИО5 от ...2012г. №... исполнение обязанностей министра ... возложены на первого заместителя министра ... ФИО2 (л.д.78 административного материала №... Министерства финансов Республики Башкортостан).

Принятие решения о размещении вышеуказанных заказов у единственного поставщика в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов принималось ФИО2, о чем свидетельствует его подпись в приказе Министерства от 26.07.2013г. №....

Вывод о доказанности вины ФИО2 во вмененном административном правонарушении является верным. Юридическая оценка его действиям по ч.1 ст.7.29 КоАП РФ дана правильная.

Порядок привлечения лица к административной ответственности должностным лицом и рассмотрения жалобы судьей первой инстанции соблюдены.

Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии с ч.4 ст.30.7 КоАП РФ, не нарушены.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Вместе с тем, оценив конкретные обстоятельства дела, связанные с приобретением товаров в целях оказания гуманитарной помощи жителям Краснодарского края, пострадавшим в результате наводнения 07.07.2012г., учитывая характер правонарушения, что нарушение установленного единого порядка размещения заказов не является существенным и не повлекло наступление тяжких последствий, считаю, совершенное правонарушение малозначительным.

На основании статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии обстоятельства, предусмотренного ст. 2.9 настоящего Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А:

жалобу ФИО2 удовлетворить частично.

Постановление заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО3 от 06.09.2013г. и решение судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 05.11.2013г. в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, отменить.

На основании ст.2.9 КоАП РФ производство по делу прекратить за малозначительностью совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.

Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать в порядке надзора Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова

Справкасудья Харисов Ф.В.дело №...