Судья Юрьева М.А. Дело № 21-21/2016
РЕШЕНИЕ
09 февраля 2016 года г. Барнаул
Судья Алтайского краевого суда Зацепин Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы ФИО1 и государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечения Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору К. на решение судьи Индустриального районного суда г. Барнаула от 28 декабря 2015 года по делу по жалобе П. на постановление государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечения Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору К. от ДД.ММ.ГГ***, которым
директор Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Труд» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу П., родившийся <данные изъяты> в <данные изъяты>, проживающий по адресу: <данные изъяты>,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ*** составленному государственным инспектором Межрегионального отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечения Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору К., при проведении плановой выездной проверки соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта – площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов, <данные изъяты>, расположенном по адресу <адрес>, принадлежащем ФГКУ комбинат «Труд» Управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу, ДД.ММ.ГГ в 14 час. 30 мин. выявлены нарушения обязательных норм и правил, а именно:
1. В соответствии с заключением экспертизы промышленной безопасности (далее - ЗЭПБ) рег. *** (уведомление о внесении сведений в реестр ЗЭПБ от ДД.ММ.ГГ № ***) технические устройства сливно-наливной эстакады и проднасосной станции, а именно: верхние устройства для слива (УВСН-56 шт.), установки для нижнего слива (УСН-150-56 шт.) на железнодорожной сливо-наливной эстакаде; АСН-100 стояки для налива нефтепродуктов в автоцистерны в количестве 16 шт.; центробежные насосы двустороннего входа типа 6НДВ-б-4 шт.; насосы вакуумные ВВН1-12, -12М; продуктопроводы для транспортирования светлых нефтепродуктов от сливо-наливной эстакады до насосной станции и от насосной станции до площадки автоналива, применяемые на опасном производственном объекте - площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов № *** от ДД.ММ.ГГ, - не в полной мере соответствуют требованиям промышленной безопасности и могут применяться при условии выполнения рекомендаций (п. 10 ЗЭПБ). Например, технические устройства - насосы центробежные типа 6-НДВ-б, зав. *** поз. по месту Н-3; зав. *** поз. по месту Н-4; зав. *** поз. по месту Н-5; зав. *** по месту Н-6 не оснащены блокировкой (защитой) насосов от «сухого хода». ФГКУ продолжает эксплуатацию вышеперечисленных технических устройств без проведения компенсирующих мероприятий (рекомендации п.10 ЗЭПБ) по устранению выявленных нарушений. Вместе с тем, ЗЭПБ содержит нарушения правил проведения экспертизы промышленной безопасности: не содержит анализ и оценку проектных и технических решений по противоаварийной устойчивости объекта, в полном объеме не указано об оснащении насосов блокировками при отклонении уровней жидкости в приемных и расходных емкостях от допустимых значений, средствами предупредительной сигнализации при достижении опасных значений параметров в приемных и расходных емкостях; технические устройства систем слива-налива должны исключать возможность проливов. Не дана оценка соответствия резинотканевым напорно-всасывающим рукавам (гибкие шланги) УВСН на железнодорожной сливо-наливной эстакаде. Программа проведения экспертизы промышленной безопасности выполнена не в полном объеме (п. 2.2 визуальный осмотр сливо-наливного оборудования), а именно: в протоколе *** от ДД.ММ.ГГ проведения визуального контроля сливо-наливного оборудования – налив в автоцистерны, не указано об ограничителях заполнения автомобильных цистерн, исключающих их перелив. Нарушены требования ст.ст. 9, 13 Федерального закона Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.п. 13, 21, 27 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 года № 538; п.п. 8.3, 10.2, 12.2, 12.6 Федерльных норм и правил в области промышленной безопасности «Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 октября 2012 года № 584; п.п. 4.1.12, 4.7.15, 4.7.17, 5.5.2 Федерльных норм и правил «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 года № 96, п.п. 5.20, 5.104, 7.89 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 19 июня 2003 года № 232.
2. Отсутствует техническая документация (паспорт) на технологический трубопровод подачи трансформаторного масла в систему гидрооборудования сливо-наливной железнодорожной эстакады, фильтры (2 шт.). Отсутствует заключение экспертизы промышленной безопасности на данные технические устройства. Нарушены требования ст.ст. 7, 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 5.1.2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», п. 12.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности», п. 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», п.п. 2.12, 5.127, 7.3 Правил технической эксплуатации нефтебаз.
3. Технической документацией (руководство по монтажу и обслуживанию) на шестеренные насосы типа Г11-2 поз. по месту Н-1, Н-2 не определен срок службы данных технических устройств. Фактический срок службы устройств превышает 20 лет (дата выпуска ДД.ММ.ГГ). Своевременно не проведена экспертиза промышленной безопасности шестеренным насосам типа Г11-2. Нарушены требования ст.ст. 7, 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 5.1.2 Федеральных норм и правил «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», п. 6 Федеральных норм и правил «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», п. 12.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности», п. 7.3 Правил технической эксплуатации нефтебаз.
4. Отсутствует заключение экспертизы промышленной безопасности на здание маслонасосной станции (год постройки 1972), необходимое в связи с отсутствием проектной документации. Нарушены требования ст.ст. 9, 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 7 Федеральных норм и правил «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».
5. Отсутствует обратный клапан на нагнетательном трубопроводе насосов центробежных типа 6-НДВ-б, зав. *** поз. по месту Н-3; зав. *** поз. по месту Н-4; зав *** поз. по месту Н-5; зав. *** поз. по месту Н-6. Нарушены требования ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 5.4.3 Федеральных норм и правил «Общие правила взрывобезопасности взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств».
6. Не обеспечено своевременное проведение мероприятий по защите резервуаров №*** хранения нефтепродуктов от коррозии, наблюдается растрескивание и отслоение защитного покрытия. Нарушены требования ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 5.3 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», п. 7.7 Правил технической эксплуатации нефтебаз, п. 1.3, приложение № 3 Правил технической эксплуатации резервуаров и инструкций по их ремонту, утвержденных Госкомнефтепродуктом СССР от 26 декабря 1986 года.
Бездействие директора ФГКУ комбинат «Труд» Управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу П. квалифицировано по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление.
П. обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить постановление. В обоснование указал, что в нарушение ч.ч. 5, 5.1 ст. 16 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» плановая проверка была внесена в План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 года ранее истечения года после проведения плановой проверки в 2014 году, данное обстоятельство указывает на отсутствие основания для проведения проверки, что является грубым нарушением и влечет недействительность результатов проверки. Целью проверки по сводному плану проверок на 2015 год являлся федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, однако в вину поставлены нарушения Правил технической эксплуатации нефтебаз и Правила технической эксплуатации резервуаров и инструкции по их ремонту, которые не являются правилами в области промышленной безопасности, так как не устанавливают каких-либо требований к опасным производственным объектам. Следовательно, проверка на предмет исполнения указанных правил была проведена без включения в план проверок, что также является грубым нарушением. Нарушение ст.ст. 7, 9, 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» вменено необоснованно, поскольку данные нормы являются бланкетными и не содержат конкретных требований. С учетом Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07 апреля 2011 года № 168 спорный объект является опасным производственным объектом нефтепродуктообеспечения, и не является объектом химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, поэтому требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности» не распространяются на спорный объект. Кроме того, комбинат не проводит экспертиз промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» также распространяются на объекты химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. Контроль и надзор за соблюдением Правил технической эксплуатации нефтебаз осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации, указанные правила не являются правилами в области промышленной безопасности, так как не устанавливают каких-либо требований к опасным производственным объектам. Контроль и надзор за Правилами технической эксплуатации нефтебаз в полномочия Ростехнадзора не входит. Правила технической эксплуатации резервуаров и инструкции по их ремонту также не распространяется на опасные производственные объекты, так как распространяется на резервуары. Нарушение Правил технической эксплуатации резервуаров и Правил технической эксплуатации нефтебаз образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ.
Решением судьи Индустриального районного суда г. Барнаула от 28 декабря 2015 года постановление должностного лица изменено путем исключения из него указания на нарушение П. норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 года № 96, Федерльных норм и правил в области промышленной безопасности «Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 октября 2012 года № 584, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 года № 538, Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 19 июня 2003 года № 232, Правил технической эксплуатации резервуаров и инструкций по их ремонту, утвержденных Госкомнефтепродуктом СССР 26 декабря 1986 года. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, П. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи. В обоснование ссылается на доводы, изложенные при обращении в районный суд, дополнительно указывает на то, что судом сделан необоснованный вывод о том, что нарушения допущены на опасном производственном объекте, и о том, что границы нефтебазы совпадают с границами опасного производственного объекта. Указанные в постановлении нарушения выявлены на оборудовании, которое не размещено и не используется на опасном производственном объекте, соответственно, привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ незаконно.
Государственный инспектор Межрегионального отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечения Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору К. в своей жалобе просит отменить решение судьи в части исключения из постановления указания на нарушение перечисленных выше норм, полагая, что на ФГКУ комбинат «Труд» Управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу данные нормы распространяются, поскольку учреждение эксплуатирует опасный производственный объект, который относится к предприятиям нефтехимической промышленности, используется для хранения и транспортировки нефтепродуктов.
Изучив доводы жалоб, выслушав государственного инспектора К., поддержавшую свою жалобу, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, не нахожу оснований для отмены или изменения решения судьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Как указано в приложении 1, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых, в том числе, получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
По делу установлено, что ФГКУ комбинат «Труд» Управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу является эксплуатирующей организацией опасного производственного объекта - площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов, регистрационный номер А63-00038-0002, II класс опасности. Названная площадка зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов, что подтверждается свидетельством о регистрации ***, выданным ДД.ММ.ГГ Сибирским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Согласно положениям п. 1 ст. 13 названного Федерального закона технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, подлежат экспертизе промышленной безопасности.
Статьей 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 1).
Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:
до начала применения на опасном производственном объекте;
по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство (пункт 2).
Факт нарушений данных требований промышленной безопасности подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ***; актом проверки органом государственного контроля (надзора) ФГКУ комбинат «Труд» Управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГ***; свидетельством о регистрации ***, выданным ДД.ММ.ГГ Сибирским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; уставом ФГКУ комбинат «Труд» Управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу; должностной инструкцией директора ФГКУ комбинат «Труд» Управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу, утвержденной руководителем Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу ДД.ММ.ГГ; положением об организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов ФГКУ комбинат «Труд» Управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу, утвержденным директором комбината ДД.ММ.ГГ; протоколом Территориальной аттестационной комиссии Сибирского управления Ростехнадзора *** от ДД.ММ.ГГ о проверке знаний руководителей и специалистов организации ФГКУ комбинат «Труд» Управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу; приказом от ДД.ММ.ГГ*** о назначении П. на должность директора ФГКУ комбинат «Труд» Управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу.
Указанные доказательства в их совокупности оценены судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, подтверждают наличие в действиях директора комбината П. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы плановая выездная проверка проведена в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Так, из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что Сибирским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору включена в ежегодный план проверок на 2015 год плановая выездная проверка ФГКУ комбинат «Труд» Управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу с указанием даты начала проверки – сентябрь.
ДД.ММ.ГГ и.о. заместителя руководителя Сибирским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вынесено распоряжение *** о проведении плановой выездной проверки ФГКУ комбинат «Труд» Управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу в период с 01 по ДД.ММ.ГГ. Данное распоряжение поступило ФГКУ комбинат «Труд» Управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу ДД.ММ.ГГ (входящий ***).
Согласно п. 15 ч. 14 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
В силу п. 3 ст. 16 Федерального закона № 116-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 10 настоящей статьи.
Пунктом 5 статьи 10 того же закона установлено, что основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение периода, установленного пунктом 5.1 настоящей статьи, начиная со дня окончания проведения последней плановой проверки.
Из пункта 5.1 названной нормы следует, что проведение плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, осуществляется в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности не чаще чем один раз в течение одного года (подп. «а»).
Как усматривается из материалов дела, последняя плановая проверка в отношении ФГКУ комбинат «Труд» Управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу окончена 04 августа 2014 года, следовательно, следующая плановая проверка комбината могла быть включена в ежегодный план проверок на сентябрь 2015 года, то есть спустя год после окончания проведения последней плановой проверки.
В соответствии с п. 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 1170, федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В связи с чем не принимаются во внимание доводы жалобы о том, что проверку должны были проводить должностные лица Министерства энергетики Российской Федерации, как основанные на ошибочном толковании положений законодательства.
Поскольку нефтебаза представляет собой комплекс зданий, сооружений, установок, предназначенных для приема, хранения, выдачи нефти и нефтепродуктов, доводы жалобы о том, что оборудование, указанное в обжалуемом постановлении, в границах опасного объекта не расположено, в связи с чем на него не распространяются требования промышленной безопасности, не могут быть признаны состоятельными.
Судьей районного суда обоснованно принято во внимание, что на площадку нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов, эксплуатируемую комбинатом, не распространяются нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», Федерльные нормы и правила в области промышленной безопасности «Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности», Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», Правила технической эксплуатации нефтебаз, Правила технической эксплуатации резервуаров и инструкций по их ремонту.
Так, согласно Требованиям к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 07 апреля 2011 года № 168, площадка нефтебазы (склада, парка, комплекса) по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов отнесена к опасным производственным объектам нефтепродуктообеспечения. Опасные производственные объекты химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также других взрывопожароопасных и вредных производств перечислены в ином разделе данных Требований.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденные приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 года № 96, устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на опасных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе способные образовывать паро-, газо- и пылевоздушные взрывопожароопасные смеси, кроме конденсированных взрывчатых веществ. Следовательно, данный акт не распространяется на ФГКУ комбинат «Труд» Управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу.
Поскольку действовавшие на дату принятия оспариваемого решения Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности», утвержденные приказом Ростехнадзора от 15 октября 2012 года № 584, также распространяются на опасные производственные объекты химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, по изложенным выше основаниям, судья районного суда правильно исключил и указания на нарушения таковых из постановления по делу.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 года № 538, устанавливают порядок проведения экспертизы промышленной безопасности, требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности, в связи с чем ФГКУ комбинат «Труд» Управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу, как эксплуатирующая организация, не подлежит привлечению к административной ответственности за нарушение этих Правил.
Правила технической эксплуатации нефтебаз, утвержденные приказом Минэнерго Российской Федерации от 19 июня 2003 года № 232, устанавливают требования к эксплуатации нефтебазы, ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения и отпуска нефтепродуктов, сохранения их качества, метрологическому обеспечению, предупреждению аварийных разливов нефтепродуктов, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке. При этом данные Правила не устанавливают требований к промышленной безопасности, за нарушения которых ФГКУ комбинат «Труд» Управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу было привлечено к административной ответственности.
Правила технической эксплуатации резервуаров и инструкций по их ремонту, утвержденные Госкомнефтепродуктом СССР 26 декабря 1986 года, также не содержат требований промышленной безопасности, в связи с чем указание на их нарушение также правильно исключено судьей районного суда из постановления должностного лица.
Ссылки П. на что, что положения ст.ст. 7, 9, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» являются бланкетными нормами, отсылают к другим нормативно-правовым документам, поэтому ответственность за их нарушение не наступает, противоречат содержанию данных норм, приведенных выше.
Поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушений требований КоАП РФ, влекущих за собой отмену либо изменение решения судьи, не допущено, оснований для удовлетворения жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Индустриального районного суда г. Барнаула от 28 декабря 2015 года оставить без изменения, жалобы П., государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечения Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору К. – без удовлетворения.
Судья Е.М. Зацепин