ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-21/2018 от 01.03.2018 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Куликова И.В. Дело № 21-21/2018

РЕШЕНИЕ

Судья Липецкого областного суда Федосова Н.Н., рассмотрев жалобу ООО «Охранное предприятие «Кречет» на постановлениеначальника ЦЛРР Управления Росгвардии поЛипецкой области от 04 октября 2017 года и решение судьи Советского районного суда г. Липецка от 12 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ в отношении ООО «Охранное предприятие «Кречет»

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника ЦЛРР Управления Росгвардии поЛипецкой области от 04 октября 2017 года ООО «Охранное предприятие «Кречет» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением Советского районного суда г.Липецка от 12 января 2018 года данное постановление изменено, исключено указание на «нарушение п. 169.6 Инструкции - проводка сигнализации вне комнаты для хранения оружия сделана не в скрытом исполнении».

В остальной части постановление оставлено без изменения, а жалоба ООО «Охранное предприятие «Кречет» без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, ООО «Охранное предприятие «Кречет» просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, считая их незаконными и необоснованными и прекратить производство по делу.В случае оставления жалобы без удовлетворения, просит применить ст. 4.1 КОАП РФ и назначить наказание в форме штрафа в размере половины его минимального размера, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ.

Выслушав представителя ООО «Охранное предприятие «Кречет» Проскурина Я.В., представителя Управления Росгвардии по Липецкой области, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия.

Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.

Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 28 вышеуказанного закона контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Контроль за оборотом оружия, имеющегося на вооружении государственных военизированных организаций, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказом МВД России от 29.06.2012 N 646 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.09.2012 N 25389) предусмотрено, что государственную функцию по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия исполняет Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Исполнение государственной функции осуществляется должностными лицами УЛРР МВД России, ГУТ МВД России, подразделений лицензионно-разрешительной работы управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, территориальных органов МВД России на районном уровне, а также должностными лицами подразделений участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России и сотрудниками иных подразделений органов внутренних дел, имеющих специальное звание полиции.

Приложением №5 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и охранной деятельности» предусмотрено, что количество хранящегося служебного оружия отечественного производства (гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения с патронами травматического действия) не должно превышать из расчета не более 1 единица на 2 охранников.

В пункте 125 Приказа МВД России от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814" (вместе с "Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации") (Зарегистрировано в Минюсте России 24.06.1999 N 1814) указано, что учетные документы юридических лиц составляются согласно требованиям по ведению делопроизводства в подразделениях лицензионно-разрешительной работы, при этом записи в реестрах, книгах и журналах учета производятся на основании подлинных и исполненных приходно-расходных документов с указанием лицензий и разрешений, выданных органами внутренних дел.

Реестры, книги и журналы учета оружия и патронов, предусмотренные в настоящей Инструкции, а также формализованные бланки для автоматизированного учета перед их использованием подлежат обязательной регистрации в подразделениях лицензионно-разрешительной работы.

Порядок ведения документов внутреннего учета и обязанности лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов в организациях и подразделениях по осуществлению ими контроля за наличием оружия, определяются приказами руководителей юридических лиц с учетом требований настоящей Инструкции.

В п. 163 указано, что оружие должно храниться юридическими лицами в сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах и ящиках, установленных в специально оборудованных помещениях, в разряженном состоянии, со спущенным курком, поставленным на предохранитель, чистым и смазанным, отдельно от патронов.

Согласно п. 169.6 Инструкции, комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.

Проводка сигнализации вне оружейной комнаты делается в скрытом исполнении.

В случае невозможности по техническим причинам подключения помещения под централизованную охрану оно оборудуется автономной сигнализацией с установкой звуковых и световых сигнализаторов вблизи поста охраны (при круглосуточной охране) либо на внешней стороне здания.

Система энергоснабжения сигнализации должна иметь дублирующий источник электропитания, срабатывающий автоматически при отключении основной электросети.

Охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.

Пропускной режим и режимы внутри указанных объектов с вооруженными огнестрельным оружием охранниками, используемыми техническими средствами охраны должны обеспечивать сохранность оружия и патронов, безопасность их хранения, исключая доступ к ним посторонних лиц в период хранения, выдачи, приема, заряжания, разряжения, обслуживания и проведения контрольно-проверочных мероприятий.

На объектах организаций, где размещается только гражданское пневматическое, метательное и (или) холодное оружие, подлежащее регистрации в органах внутренних дел, допускается внутриобъектовые режимы осуществлять с помощью технических средств и пропускного режима, а в помещениях с иным гражданским оружием, приобретение которого гражданами осуществляется без лицензий органов внутренних дел, - с помощью технических средств.

В силу п. 150 Инструкции, лица, ответственные за сохранность оружия и патронов, осуществляют проводку всех оконченных операций по движению оружия и патронов и выводят их остатки в книгах учета с заверением собственной подписью на день инвентаризации.

Согласно п. 161 Инструкции, первые экземпляры акта, инвентаризационной описи, описи номерного учета, сличительной ведомости и другие материалы хранятся в отдельном учетном деле у лица, ответственного за сохранность оружия в организации, вторые - передаются в орган внутренних дел, третьи экземпляры - в хозяйственное подразделение регионального органа внутренних дел, органы внутренних дел, подчиненные ГУТ МВД России, которыми оружие и патроны выданы во временное пользование.

В п. 127 Инструкции указано, что лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в отдельной комнате ведутся следующие учетные документы:

а) книга приема и выдачи оружия и патронов (приложение 61);

б) книга проверки наличия и технического состояния оружия и патронов (приложение 62), за исключением спортивных организаций и образовательных учреждений;

в) книга приема (сдачи) дежурств (приложение 63) и другие документы при наличии круглосуточной вооруженной охраны;

г) книга учета посещений объекта и подключений сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (ПЦН);

д) описи оружия и патронов, находящихся под охраной (приложение 64) в оружейных комнатах, сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах (приложение 65);

е) список закрепления оружия, размещенного в сейфах, шкафах, пирамидах (приложение 66);

ж) список лиц, допущенных к производству работ с оружием и патронами.

В п.176 указано, что в каждом месте хранения оружия и патронов вывешивается опись с указанием количества размещенных в них сейфов, шкафов, пирамид, ящиков и стеллажей, их порядковых и инвентарных номеров, а также номеров печатей и оттисков пломбиров, которыми они опечатываются.

Описи сейфов, шкафов, пирамид, ящиков и стеллажные ярлыки подписываются лицами, ответственными за сохранность оружия, и уточняются ими путем внесения в них изменений.

На входной двери места хранения оружия и патронов прикрепляется бирка с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность и противопожарное состояние помещения.

Частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Установлено, что в период с 13 по 15 сентября 2017 г.по адресу: <адрес> входе проверки сотрудниками ЦЛРР Управления Росгвардии поЛипецкой областиналичия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов к нему по месту их хранения в ООО «Охранное предприятие «Кречет» выявлены следующие нарушения:

- количество хранящегося служебного гладкоствольного длинноствольного оружия в 2 раза превышает нормы, установленные приложением №5 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и охранной деятельности» (положено не более 10 ед., а фактически хранится 20 ед. служебных гладкоствольных ружей);

- в нарушение п. 125 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288 (далее Инструкция) книга приема и сдачи дежурства ООО «Охранное предприятие «Кречет», которая ведется с05.10.2016 г., не зарегистрирована в подразделении лицензионно-разрешительной работы;

- в нарушение п. 163 Инструкции оружие не хранится в чистом виде (при проверке установлены следы загрязнения);

- в нарушение п. 169.6 Инструкции комната для хранения оружия не оборудована средствами пожаротушения (огнетушитель на момент проверки находился в комнате для чистки оружия); рубежи охранно-пожарной сигнализации комнаты хранения оружия ООО «Охранное предприятие «Кречет» не подключены на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны, с целью осуществления возложенных на них контрольных функций; проводка сигнализации вне комнаты для хранения оружия сделана не в скрытом исполнении;

- в нарушение п. 176 Инструкции бирка на входной двери комнаты для хранения оружия и патронов содержит недостоверную информацию, т.к. указан предыдущий ответственный за учет и хранение оружия (ФИО4), на бирке содержится информация о наличии в данном помещении оружия и патронов, что создает предпосылки для их хищения;

- в нарушение п. 150 Инструкции лицом ответственным за учет и хранение оружия (ФИО5) не выведены остатки в книгах учета оружия с заверением собственной подписью на день проведения инвентаризации, проведенной14.09.2017 г.в связи со сменой лица, ответственного за учет и хранение оружия;

- в нарушение п. 161 Инструкции по итогам проведенной14.09.2017 г.инвентаризации не подготовлены и не направлены в ЦЛРР документы, предусмотренные Инструкцией;

- в нарушение п. 127 Инструкции опись оружия и патронов, находящихся под охраной в сейфе№ 1(прил.№ 64 Инструкции) и список закрепления оружия, размещенного в сейфе№1(прил.№ 66Инструкции) ведутся формально (фактически не ведутся), т.к. согласно вышеуказанных документов по-прежнему находится в сейфе№ 1служебный нарезной <данные изъяты>, который вмае 2017 г. утрачен сотрудником ООО «Охранное предприятие «Кречет» и в настоящее время находится на хранении в ОП№ 8УМВД России пог. Липецку.

Судьей районного суда из постановления было исключено нарушение п. 169.6 Инструкции в части того, что юридическому лицу вменялось, то, что проводка сигнализации вне комнаты для хранения оружия выполнена не в скрытом исполнении, поскольку при проведении проверки не было установлено, что эти провода являются проводкой именно сигнализации.

В связи с выявленными нарушениями п.п.125, 127, 150, 161, 163, 169.6, 176 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, приложения №5 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и охранной деятельности» начальником ЦЛРР Управления Росгвардии поЛипецкой области вынесено постановление о привлечении ООО «Охранное предприятие «Кречет» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: актом проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов от18.09.2017 года; протоколом об административном правонарушении от 20.09.2017г., списком номерного учета ООО «Охранное предприятие «Кречет», списком работников ООО «Охранное предприятие «Кречет», фотографиями, показаниями сотрудника Управления войск национальной гвардии ФИО6, и иными материалами дела, которым дана оценка, как должностным лицом, так и судьей районного суда на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Совершенное ООО «Охранное предприятие «Кречет» деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.8 ч.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что поскольку в акте осмотра от 18.09.2017г. отсутствуют сведения о том, что во время проверки осуществлялась фото, видео фиксация, данные обстоятельства являются основанием для исключения из числа доказательств фотографий, имеющихся в материалах дела и соответственно пунктов нарушений, связанных с чистотой оружия, со средствами пожаротушения, биркой на входной двери, нахожу несостоятельными, поскольку при составлении акта, проведении проверки и выявлении нарушений присутствовали представитель ООО «ОП «Кречет» ФИО7 и лицо ответственное за учет и хранение оружия в ОП ФИО5, акт был получен ФИО7 19.09.2017г., замечаний и возражений к отраженным в акте нарушениям, представлено не было.

В протоколе об административном правонарушении отражено о применении фотофиксации фотоаппаратом.

Факт того, что оружие было грязным подтверждено свидетелем сотрудником Управления войск национальной гвардии ФИО6

Тот факт, что в комнате хранения оружия не находился огнетушитель, был подтвержден представителем общества, указавшего, что огнетушитель находится в иной комнате, тогда как по Инструкции он должен находиться именно в КХО. Наличие бирки на входной двери комнаты для хранения оружия и патронов с информацией о наличии в данном помещении оружия и патронов, также не отрицалось обществом, напротив, были даны пояснения, что предпосылок для их хищения нет, так как в помещении находятся только работники общества.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы жалобы о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и прекращения производства по делу, являются несостоятельными.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая характер допущенного правонарушения, связанного с нарушением правил хранения оружия и боеприпасов, соблюдение которых является значимым для сохранения общественной безопасности, оснований для признания совершенного ООО «ОП «Кречет» правонарушения малозначительным, не имеется.

Судья районного суда при рассмотрении жалобы и вынесении решения рассмотрел вопрос о снижении штрафа и указал в решении, что оснований для изменения назначенного административного наказания, не имеется.

Оснований для применения ст. 4.1 КоАП РФ и уменьшении размера штрафа не имеется исходя из следующего.

В соответствии с частями 3, 3.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Представленные обществом документы, а в частности, бухгалтерская отчетность за 9 месяцев 2017 года, не подтверждают доводы жалобы об имущественном и финансовом положении лица, позволяющем ему назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением общества, позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках производства по делу об административном правонарушении и рассмотрения настоящей жалобы не установлено.

Выявленные нарушения нашли свое подтверждение и не могут рассматриваться как несущественные.

То, что обществу разрешено дальнейшее хранение и использование оружия, не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ.

Кроме того, как указывает в жалобе лицо, нарушения были устранены.

В случае невозможности уплаты административного штрафа, ООО «ОП «Кречет» с учетом материального положения, не лишено возможности обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление, с заявлением в порядке ст. 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.

Доводы о том, что до вынесения постановления о привлечении к административной ответственности ими были устранены допущенные нарушения основаниями для вывода об отсутствии состава, предусмотренного ч.1 ст.20.8 КоАП РФ и уменьшения размера штрафа, не являются.

Ссылки общества в жалобе на иной подход к делу в отношении иных лиц, при выявлении аналогичных нарушений не может повлиять на принятые по данному делу акты, поскольку в данном случае рассматривается дело в отношении ООО «ОП «Кречет», а не иного лица. Действия иного лица не являются предметом рассмотрения в данном случае.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Таким образом, нарушений норм закона, влекущих отмену обжалуемых актов, в ходе производства по делу не допущено.

Постановление о привлечении ООО «Охранное предприятие «Кречет» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.8 ч.1 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел, а наказание назначено в пределах, установленных ст.20.8 ч.1 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление начальника ЦЛРР Управления Росгвардии поЛипецкой области от 04 октября 2017 года и решение судьи Советского районного суда г. Липецка от 12 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ в отношении ООО «Охранное предприятие «Кречет» оставить без изменения, а жалобу ООО «Охранное предприятие «Кречет» без удовлетворения.

Судья (подпись) Н.Н. Федосова

Копия верна

Судья

Секретарь