ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-21/2022 от 02.02.2022 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Лошаков Т.Н.

Дело № 21-21/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Камчатского краевого суда Чаднов О.В. при секретаре Шипиловой Я.Ю., рассмотрев 2 февраля 2022 года в городе Петропавловске-Камчатском жалобу защитника краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал» Шаповаловой Е.А. на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 декабря 2021 года, которым постановлено:

«Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11 июня 2021 года № 22-95/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал» изменить: снизить размер назначенного наказания в виде административного штрафа до 100000 (сто тысяч) рублей.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения, а жалобу защитника Шаповаловой Е.А. – без удовлетворения».

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее по тексту – должностное лицо) 22-95/2021 от 11июня 2021 года краевое государственное унитарное предприятия «Камчатский водоканал» (далее – КГУП «Камчатский водоканал», Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному нака­занию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Основанием для привлечения КГУП «Камчатский водоканал» к административной ответственности по части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили выявленные 13 мая 2021 года в ходе проведения плановой выездной проверки должностными лицами Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора нарушения статьи 11, частей 2, 3 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», части 1 статьи 34, частей 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выразившиеся в отсутствии утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для мусора с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасного IV класса опасности для окружающей среды при эксплуатации производственной территории КОС «Чавыча», относящейся к объектам I категории объектов негативного воздействия на окружающую среду.

Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 декабря 2021 года постановление должностного лица изменено, размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа снижен до 100000 рублей.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник КГУП «Камчатский водоканал» Шаповалова Е.А. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на следующие доводы. По объекту КОС «Чавыча» для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение был разработан проект нормативов образования отходов, который был предоставлен в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора 2 июня 2020 года. 17 июня 2020 года был выдан отказ в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. 4 сентября 2020 года между Предприятием и ФГБУ «Камчаттехмордирекция» был заключен договор на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для производственной площадки КОС «Чавыча». Указанные обстоятельства свидетельствуют, что Предприятием были предприняты все необходимые меры по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника КГУП «Камчатский водоканал» Шаповаловой Е.А., поддержавшей доводы жалобы в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет административную ответственность по части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды (часть 3 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что приказом исполняющего обязанности руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 254-КНД от 2 марта 2021 года назначено проведение плановой выездной проверки в отношении КГУП «Камчатский водоканал» по местам фактического осуществления деятельности, в том числе на производственной территории КОС «Чавыча», расположенном в <...> (л.д 3-7).

По результатам проведенной плановой выездной проверки 13 мая 2021 года составлен акт проверки № 3422/21-20, в соответствии с которым КГУП «Камчатский водоканал» осуществляет эксплуатацию объекта негативного воздействия на окружающую среду I категории – производственной территории КОС «Чавыча», где осуществляет прием и очистку сточных вод. Согласно отчетности по форме 2-ТП за 2020 год, данным учета в области обращения с отходами за 1 квартал 2021 года в КГУП «Камчатский водоканал» осуществлялось накопление отхода IV класса опасности – мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный (код по Федеральному классификационному каталогу отходов 7 22101 01714), в отношении которого не разработаны нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (л.д. 12-67).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Предприятия протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его привлечения к административной ответственности.

Установив на основании собранных по делу доказательств, получивших надлежащую правовую оценку, что КГУП «Камчатский водоканал» не разработаны нормативы образования отходов и лимитов на их размещение для мусора с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасного IV класса опасности для окружающей среды, должностное лицо административного органа и судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края пришли к обоснованному выводу о нарушении им статьи 11, частей 2, 3 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», части 1 статьи 34, частей 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», правильно квалифицировав совершенное им деяние по части 7 статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы о наличии состава указанного административного правонарушения основаны на исследованных и приведенных в постановлении доказательствах, которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценены на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Доводы жалобы о заключении 4 сентября 2020 года между Предприятием и ФГБУ «Камчаттехмордирекция» договора на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение основанием для отмены состоявшихся по делу решения являться не может, поскольку не исключают вину КГУП «Камчатский водоканал» в совершении правонарушения.

В соответствии с положениями части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая, что решением Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 23-12/7918 от 17 июня 2020 года КГУП «Камчатский водоканал» было отказано в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи с несоблюдением Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50, не имеется оснований для вывода о том, что Предприятием приняты все зависящие меры по соблюдению требований законодательства в охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, правильно установленных судьей городского суда в соответствии с правилами статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и не могут быть расценены иначе, как способ защиты с целью уклонения от ответственности за совершенное административное правонарушение, в связи с чем не могут послужить основанием для отмены решения судьи.

Наказание Предприятию назначено с учётом характера и обстоятельств совершённого административного правонарушения, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.

При проверке дела в полном объёме не выявлено нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену решения судьи, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 декабря 2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал» оставить без изменения, а жалобу защитника Шаповаловой Е.А. – без удовлетворения.

Судья О.В. Чаднов