ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-220/2015 от 19.08.2015 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Петрова М.В. Дело № 21-220/2015

РЕШЕНИЕ

Судья Курганского областного суда Клепча С.Н., рассмотрев в г. Кургане 19 августа 2015 г. жалобу Правительства Курганской области на постановление начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области от <...>, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от <...> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области от <...> Правительство Курганской области привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с наложением административного наказания в виде штрафа в размере <...> рублей.

Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от <...> постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе в Курганский областной суд Правительство Курганской области просит отменить принятые по делу постановление и решение судьи, считая их незаконными и необоснованными, прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Указывает, что отсутствует состав административного правонарушения, а именно вина Правительства Курганской области и объективная сторона административного правонарушения – виновное противоправное бездействие. Правительство Курганской области не бездействовало, им были предприняты и предпринимаются до настоящего времени все зависящие от него меры, направленные на исполнение требования исполнительного документа предупреждение совершения административного правонарушения. Обязанность по финансированию бюджета Щучанского района Курганской области в 2014 году Правительством Курганской области исполнена в полном объеме, финансирование в 2015 году не осуществлено до настоящего времени по объективным обстоятельствам, не зависящим от Правительства Курганской области, а именно, ввиду отсутствия соответствующей заявки от Администрации Щучанского района Курганской области. Исполнить требования исполнительного документа иным образом и за счет иных денежных средств в данном случае невозможно.

Представитель заявителя Правительства Курганской области по доверенности Л.М.С. в судебном заседании на доводах жалобы настаивала.

Представитель УФССП России по Курганской области по доверенности С.В.С. при рассмотрении дела с жалобой не согласилась, просила решение судьи первой инстанции и постановление должностного лица оставить без изменения.

Заслушав пояснения представителя заявителя Правительства Курганской области по доверенности Л.М.С., представителя УФССП России по Курганской области по доверенности С.В.С., проверив материалы дела и изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, к числу задач производства по делу об административном правонарушении относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств дела.

Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно постановлению начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области от <...> о привлечении к административной ответственности Правительство Курганской области не выполнило без уважительных причин законное требование судебного пристава-исполнителя МРО СП по ИОИП УФССП России по Курганской области от <...> об исполнении решения Щучанского районного суда Курганской области о предоставлении О.В.И. жилого помещения.

Проверяя законность и обоснованность постановления начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области от <...> в соответствии с нормами КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях Правительства Курганской области состава вменяемого административного правонарушения.

Однако судьей районного суда не учтены следующие обстоятельства.

Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно статье 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Предоставление жилых помещений категории граждан, к которой относится О.В.И., осуществляется в порядке, установленном Законом Курганской области от 31 декабря 2004 г. № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье», путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Курганской области.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01 января 2013 г. на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возлагаются полномочия по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно постановлению Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. № 633 «Об утверждении Порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству» субвенции на однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам в адрес муниципальных образований перечисляются Главным управлением образования Курганской области.

В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка на основании заявок Главного управления образования Курганской области, согласованных с Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, Финансовое управление Курганской области перечисляет Главному управлению образования Курганской области субвенции для последующего их перечисления в бюджеты муниципальных образований.

Согласно представленному в материалы дела информационному письму начальника Главного управления образования Курганской области от <...>, по состоянию на <...> в Главное управление образования Курганской области заявок от Администрации Щучанского района Курганской области на финансирование расходов, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и лиц из их числа, не поступало.

В соответствии с пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 05 октября 2007 г. № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Законом Курганской области от 03 декабря 2013 г. № 88 «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» было предусмотрено выделение субвенций в 2014 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Размер субвенций, предусмотренных бюджету Щучанского района Курганской области, составил <...> млн. рублей.

Согласно представленным в материалы дела платежным поручениям Администрации Щучанского района Курганской области были перечислены денежные средства в общей сумме <...> рублей на однократное предоставление детям-сиротам и лицам из их числа жилых помещений специализированного жилого фонда.

Таким образом, до Администрации Щучанского района Курганской области в полном объеме были доведены денежные средства, запланированные на однократное предоставление детям-сиротам и лицам из их числа жилых помещений специализированного жилого фонда в 2014 году за счет средств федерального и областного бюджета.

В соответствии с информационным письмом начальника Главного управления образования Курганской области от <...>, в 2014 году денежные средства в счет субвенций на однократное предоставление детям-сиротам и лицам из их числа жилых помещений специализированного жилого фонда освоены в полном объеме по целевому назначению, в Щучанском районе Курганской области приобретено <...> новых квартир для детей-сирот.

Законом Курганской области от 28 ноября 2014 г. № 87 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрено выделение субвенций в 2015 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Размер субвенций, предусмотренных бюджету Щучанского района Курганской области, составляет <...> рублей.

Однако финансирование в 2015 году на указанные цели не осуществлено до настоящего времени по объективным обстоятельствам, не зависящим от Правительства Курганской области, а именно, ввиду отсутствия соответствующей заявки от Администрации Щучанского района Курганской области.

В соответствии с частью 1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий по однократному предоставлению детям-сиротам и лицам из их числа жилых помещений осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетного процесса – бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Для перечисления денежных средств органам местного самоуправления в рамках межбюджетных отношений требуется определенное время в связи с реализацией бюджетного процесса с участием нескольких уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Субвенции, в том числе из федерального бюджета, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной структурой расходов бюджета Курганской области в утвержденных лимитах. Поэтому Правительство Курганской области не может самостоятельно за счет каких-либо иных денежных средств исполнить в полном объеме решения судов, обязывающие его профинансировать расходы на приобретение жилья для детей-сирот.

Согласно представленным в материалы дела аналитическим справкам начальника МРО СП по ИОИП УФССП России по Курганской области и Правительства Курганской области, органами исполнительной власти Курганской области непрерывно осуществляется мониторинг, контроль и финансирование органов местного самоуправления на обеспечение жильем детей-сирот, о чем свидетельствует количество оконченных исполнением исполнительных производств, возбужденных в отношении Правительства Курганской области.

Таким образом, факт виновного бездействия Правительства Курганской области в части осуществления финансирования однократного предоставления детям-сиротам и лицам из их числа благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда с достоверностью материалами дела не подтвержден.

Из вышеизложенного следует, что решение суда не было исполнено по обстоятельствам, не зависящим от должника, поэтому вины Правительства Курганской области, как должника в исполнительном производстве и как главного распорядителя бюджетных средств, предназначенных на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в неисполнении решения суда в пользу взыскателя О.В.И. не имеется.

Таким образом, в действиях Правительства Курганской области отсутствуют какие-либо виновные, противоправные действия либо бездействие, поскольку расходные обязательства субъекта формируются на основании закона в пределах лимита бюджетных ассигнований, в 2015 году лимит бюджетных ассигнований на указанные цели распределен и срок, установленный в требовании судебного пристава-исполнителя, является явно несоразмерным для исполнения решения суда по обеспечению жилым помещением.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области от <...> о привлечении Правительства Курганской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с наложением административного наказания в виде штрафа в размере <...> рублей, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от <...> отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, а также по протесту прокурора области или его заместителей.

Судья Курганского

областного суда С.Н. Клепча