Судья Баранова Т.В. | № 21-220/2017 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
24.05.2017 | г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу ПАО "ФСК ЕЭС" на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 15.12.2016, решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 13.04.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении ПАО "ФСК ЕЭС",
установил:
постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 15.12.2016, оставленным без изменения решением судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 13.04.2017, ПАО "ФСК ЕЭС" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
С такими постановлением должностного лица и решением судьи не согласно Общество, в поданной жалобе просит его отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что правонарушения не допускало. Место совершения правонарушения не установлено, поскольку указанные в акте осмотра лесного участка от 22.09.2016 координаты не совпадают с координатами ЛЭП. В акте нет сведений о способе замера территории, используемая цифровая фотокамера не имеет функции привязки фотографий к GPS координатам. Схема расширения просек не получила процессуального закрепления и является недопустимым доказательствам. Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, по смыслу п.п. 3, 5 и главы 3 указанных правил, а также ч. 4 ст. 45, ч. 1 ст. 88 ЛК РФ, п.п. 8 и 9 Правил, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.06.2001 № 223, п. 5 и п. "а" Приложения к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, не распространяются на Общество как на владельца линейного объекта ВЛ-220 кВ. Так, Общество не осуществляет заготовку древесины на основании проекта освоения лесов, а владеет линейным объектом электросетевого хозяйства. Земли в пределах его охранной зоны Обществу не принадлежат. Общество в целях расширения просеки ВЛ до нормативного состояния заключило 01.02.2016 договор с ООО (...), данные работы приняты 10.11.2016. Глава 9 Правил пожарной безопасности в лесах не указывает временные рамки, установленные для уборки порубочных остатков.
Заслушав защитника Общества Залевскую Н.В., поддержавшую доводы жалобы, должностное лицо, вынесшее постановление, (...) возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В силу ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от 50000 до 200000 руб.
В соответствии с п. 5 ст. 45 ЛК РФ порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. "а" п. 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, сетевые организации обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах.
В силу п.п. 34 и 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 (далее - Правила) просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации ЛЭП, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Согласно п. 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно п.п. 17 и 19 Правил срубленные деревья в случае их оставления на местах рубок на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок, на период пожароопасного сезона должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м. При проведении очистки мест рубок порубочные остатки укладываются в кучи или валы на расстоянии не менее 10 м от прилегающих лесных насаждений.
Основанием привлечения Общества к административной ответственности послужили выявленные 22.09.2016 в ходе планового осмотра лесного участка на основании планового задания (...) те обстоятельства, что Общество, являющееся владельцем трассы ЛЭП ВЛ 220 кВ Петрозаводск-Петрозаводскмаш (Л-204), в квартале 190 выделе 6 Онежского участкового лесничества Хвойного лесничества филиала ФГКУ "УЛХиП", при выполнении работ по расширению просек под линией ЛЭП, в нарушение п. 34, 35, 19 Правил не обеспечило уборку вырубленной древесины, тем самым не обеспечив содержание полосы отвода ЛЭП в пожаробезопасном состоянии в пожароопасный сезон. Так, просека ЛЭП завалена порубочными остатками, имеются спиленные деревья, не очищенные от сучьев и не уложенные плотно на землю, древесина и порубочные остатки свалены в валы на расстоянии менее 10 м от стены леса.
Указанные обстоятельства и вина Общества в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, письмом Общества от 29.12.2015 о планируемых работах по расширению просек, схемой расширения просек, ведомостью материально-денежной оценки лесосек, актом осмотра лесного участка № 133-16/ПО от 22.09.2016, договором от 01.02.2016 на выполнение работ по расширению просек, актом сдачи-приемки выполненных работ по расширению просеки, фотографиями и схемой места совершения правонарушения, плановым заданием на проведение планового осмотра, объяснениями должностного лица, вынесшего постановление.
Вопреки доводам жалобы, событие административного правонарушения, в том числе место его совершения, находит достаточное подтверждение в материалах дела.
Так, согласно письма Общества от 29.12.2015, договора подряда (...) акта сдачи-приемки выполненных работ от 10.11.2016 Общество, являющееся владельцем трассы ЛЭП ВЛ 220 кВ Петрозаводск-Петрозаводскмаш (Л-204), в 2016 г. проводило работы по расширению просеки для линии ЛЭП в квартале 190 выделе 6 Онежского участкового лесничества Хвойного лесничества филиала ФГКУ "УЛХиП", как и указано в постановлении по делу. Данное обстоятельство также признавала защитник Общества в судебном заседании при пересмотре решения судьи.
Приказами Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 18.03.2016 № 505 и от 26.09.2016 № 1755, в 2016 г. начало пожароопасного сезона было установлено с 21.04.2016, окончание пожароопасного сезона - 30.09.2016.
В соответствии с плановым заданием от 19.09.2016 № 133-16/ПО 22.09.2016 уполномоченным должностным лицом органа федерального государственного пожарного надзора в лесах с участием лесничего (...) проведен осмотр указанного места осуществления рубок лесных насаждений. По результатам осмотра составлен соответствующий акт, что соответствует требованиям ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п.п. 12 и 13 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476, приказу Минприроды России от 31.08.2015 № 373. По результатам осмотра установлено, что после проведения работ по вырубке леса Общество не обеспечило уборку вырубленной древесины, тем самым в нарушение Правил не обеспечив содержание полосы отвода ЛЭП в пожаробезопасном состоянии в пожароопасный сезон. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, в дело не представлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, в действиях Общества обоснованно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Поскольку Общество приняло меры по добровольному устранению допущенных нарушений, по делу правомерно назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере. Оснований для назначения по делу более мягкого наказания не имеется, поскольку нарушение допущено в период пожароопасного сезона и создает угрозу для пожарной безопасности в лесах.
Вопреки доводам жалобы, приведенные выше положения нормативных актов устанавливают обязанность энергосетевой организации содержать охранную зону объекта электросетевого хозяйства в соответствии с Правилами. По смыслу положений Правил пожарной безопасности в лесах и Правил использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.06.2011 № 223, работы по уборке древесины, вырубленной в целях эксплуатации линейного объекта могут производиться в течение срока, указанного юридическим лицом, использующим леса в данных целях, в информации, направленной в уполномоченный орган в соответствии с п. 10 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Между тем, из материалов дела и объяснений должностного лица следует, что ко дню выявления правонарушения работы по расширению просеки фактически были завершены, лесозаготовительная техника на просеке отсутствовала. Защитник Общества в судебном заседании сообщила, что информация об окончании рубок лесных насаждений в уполномоченный орган Обществом не подавалась. В связи с этим наличие 22.09.2016 на просеке порубочных остатков обоснованно квалифицировано как административное правонарушение.
Ссылки подателя жалобы на нормы, согласно которым использование лесов для эксплуатации линейных объектов осуществляется без предоставления лесных участков, а также на отсутствие обязанности по составлению проекта освоения лесов, являются несостоятельными. Данные особенности правового регулирования деятельности по содержанию линейных объектов не освобождают их владельца от установленной постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 обязанности соблюдать требования Правил пожарной безопасности в лесах.
Вопреки доводам жалобы, заключение Обществом договора с подрядной организацией на расширение просек не дает оснований исключать Общество из числа субъектов административного правонарушения либо полагать об отсутствии вины данного предприятия в административном правонарушении. Общество как заказчик работ по договору подряда в соответствии со ст.ст. 715 и 723 ГК РФ не лишено возможности в течение пожароопасного сезона своевременно проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, и при необходимости обеспечить пожаробезопасное состояние просек с помощью иных подрядчиков либо собственными силами.
Иные доводы жалобы также не опровергают состав административного правонарушения и назначенное административное наказание.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица или решения судьи, из материалов дела не следует.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 15.12.2016, решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 13.04.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении ПАО "ФСК ЕЭС" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья | С.В. Щепалов |