ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-221/19 от 14.08.2019 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Белова Ю.Н.

Дело № 21-221/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Петропавловск-Камчатский «14» августа 2019 года

Судья Камчатского краевого суда Горн В.Ф. при секретаре Ткаченко А.В., рассмотрев жалобу администрации городского округа «поселок Палана» на постановление заместителя главного государственного инспектора Камчатского края по пожарному надзору от 20 мая 2019 года и решение судьи Тигильского районного суда Камчатского края от 9 июля 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении администрации городского округа «поселок Палана» по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя главного государственного инспектора Камчатского края по пожарному надзору от 20 мая 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Тигильского районного суда Камчатского края от 9 июля 2019года, администрация городского округа «поселок Палана» (далее - Администрация) привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 75 000рублей.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, глава городского округа «поселок Палана» ФИО1, ссылаясь на отсутствие в действиях Администрации состава административного правонарушения, просит состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи отменить. Приводит доводы о том, что водопроводные сети, в состав которых входят пожарные гидранты, на праве оперативного управления закреплены за МУП «Горсети», которое осуществляет их эксплуатацию, а также реконструкцию и восстановление за счет собственных средств. Полагает, что акт проверки технического состояния пожарных гидрантов от 18 апреля 2019 года является ненадлежащим доказательством, поскольку составлен до начала проведения проверки. Находит необоснованным вывод об отсутствии в планах и программах развития городского округа «поселок Палана» мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, а также отсутствии финансирования материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности, так как указанные мероприятия предусмотрены муниципальными правовыми актами.

Проверив материалы дела, дав оценку доводам жалобы, прихожу к следующим выводам.

Административную ответственность по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Из материалов дела усматривается, что в апреле 2019 года управлением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Камчатскому краю проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения Администрацией требований пожарной безопасности, результаты которой отражены в акте от 29 апреля 2019 года.

В ходе проверки установлено:

2. У пожарных гидрантов № 4 (ул. Обухова, 33), № 8 (ул. Поротова, 26), № 9 (ул. Поротова, д. 31), № 18 (ул. Бекерева, 22) и № 20 (ул. Индустриальная, д. 9) колодцы пожарных гидрантов находятся в затопленном (подтопленном) состоянии (гидрант пропускает воду), что говорит о его неработоспособности (нарушение ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, п. 55 Правил противопожарного режима», п.п. 5.3.1 и 5.3.2 ГОСТ Р 53961-2010 «Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний»);

3. У пожарного гидранта № 6 (ул. Чубарова, 5) не работает сливное устройство, что говорит о его неработоспособности (нарушение ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 55 Правил противопожарного режима, п. 5.3.4 ГОСТ Р 53961-2010);

4. Пожарный гидрант № 1 (ул. Обухова, 2-в) засыпан грунтом, что не позволяет осуществить забор воды в любое время года (нарушение п. 55 Правил противопожарного режима);

5. Пожарный гидрант № 2 (ул. Обухова, 2) засыпан грязью, что не позволяет осуществить забор воды в любое время года (нарушение п. 55 Правил противопожарного режима);

6. Пожарный гидрант № 13 (ул. Поротова, 15-а) расположен на расстоянии более 2,5 метр от края проезжей части (нарушение ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 8.6 СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»);

7. Не проведена проверка работоспособности, а также обслуживание пожарных гидрантов в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53961-2010 (нарушение ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», раздел 9, п. 11.10 ГОСТ Р 53961-2010, п. 55 Правил противопожарного режима);

8. Отсутствует крышка колодца у пожарного гидранта № 2 (ул. Обухова, 2) (нарушение ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 55 Правил противопожарного режима, п. 11.10.1 ГОСТ Р 53961-2010);

9. На территории городского поселения не обеспечивается расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети, с учетом прокладки рукавной линии до возможного очага пожара (обслуживаемого здания) в радиусе 200 метров при наличии автонасосов (нарушение ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 8.6 СП 8.13130.2009);

10. Не предусмотрено в планах и программах развития территории городского округа «посёлок Палана», разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности. В генеральном Плане городского округа «посёлок Палана», размещенном на сайте, указанном в сопроводительном письме администрации (исх. № 792/01-1657 от 25.04.2019), предусмотрено лишь строительство водопроводных сетей. О строительстве пожарных гидрантов на данных сетях информация отсутствует. Данный генеральный План является проектом от 30 апреля 2009 года и в настоящее время не утверждён (согласно имеющейся информации на сайте ссылка http://palana.su/taxonomy/term/560). В проекте Плана отсутствуют муниципальные программы (планы) по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности (нарушение ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

11. Не предусмотрено финансовое, материально-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (в том числе на 2019 год). Постановление Администрации от 3 апреля 2017 года № 50 «Об утверждении муниципальной программы «Безопасность городского округа «посёлок Палана»» отсутствует на сайте Администрации, сведения не предоставлены. Сделать вывод о количестве финансовых средств, предусмотренных на обеспечение пожарной безопасности, в том числе на 2019 год, не представляется возможным (нарушение ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Приведенные обстоятельства положены в основу протокола об административном правонарушении и последующего вынесения заместителем главного государственного инспектора Камчатского края по пожарному надзору постановления о назначении Администрации административного наказания по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При проверке дела по жалобе судья Тигильского районного суда согласился с выводами должностного лица административного органа о наличии состава административного правонарушения, оставив постановление о назначении административного наказания без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Вместе с тем предыдущими инстанциями не принято во внимание, что кроме собственников имущества в силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

По смыслу закона органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по содержанию противопожарных сооружений, а, с другой стороны, являются публичными органами, осуществляющими обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территориях соответствующих муниципальных образований.

В зависимости от характера выявленного нарушения требований пожарной безопасности ответственность может быть возложена как на орган местного самоуправления, в собственности которого находится соответствующий объект, так и на лицо, осуществляющее эксплуатацию такого объекта, и, как следствие, обязанное обеспечить его надлежащее содержание.

Как усматривается из материалов дела, муниципальные сети холодного водоснабжения и сооружения, входящие в их состав, в том числе пожарные гидранты, Администрацией переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Горсети» на основании договора от 5 марта 2015 года. Согласно п. 3.1 данного договора Предприятие в отношении закрепленного за ним имущества обязуется осуществлять необходимые меры по обеспечению своевременной реконструкции и восстановлению за счет средств Предприятия.

Из этого следует, что ответственность за надлежащее содержание расположенных на сетях холодного водоснабжения пожарных гидрантов, в том числе по поддержанию их в состоянии, соответствующем ГОСТ Р 53961-2010 «Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний», лежит на МУП «Горсети» как лице, эксплуатирующем данное имущество на праве хозяйственного ведения.

В связи с этим указание на нарушения под пунктами 1-5, 7-8, связанные с ненадлежащим содержанием пожарных гидрантов, подлежат исключению из постановления должностного лица от 20 мая 2019 года и решения судьи от 9 июля 2019 года.

Также подлежит исключению указание на нарушение под пунктами 10, 11, поскольку изучение размещенного на сайте http://palana.su/taxonomy/term/560 Положения о территориальном планировании Генерального плана городского округа «поселок Палана» показало, что в нем содержатся мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, в том числе противопожарные мероприятия. Несоответствие таких мероприятий требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации либо их неполнота в вину Администрации не вменялись.

Ссылка в постановлении должностного лица на отсутствие финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности без указания конкретных мероприятий, ненадлежащее финансирование которых привело к нарушению требований пожарной безопасности, о допущенном Администрацией нарушении требований ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» и ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не свидетельствует.

В остальном состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи являются правильными.

Вопреки доводам жалобы обеспечение территории населенных пунктов пожарными гидрантами, их обустройство и расстановка в соответствии с требованиями технических норм, в том числе СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» отнесено к вопросам местного значения городского округа.

Выводы о допущенных Администрацией нарушениях, указанных под пунктами 6 и 9 постановления, и, как следствие, наличии в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения основаны на представленных в деле и исследованных должностным лицом и судьей доказательствах, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Ссылка на то, что акт проверки технического состояния пожарных гидрантов городского округа «поселок Палана» от 18 апреля 2019 года не является допустимым доказательством по делу, нахожу необоснованным. Содержание этого акта отвечает предъявляемым ч. 1 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях требованиям, согласно которым доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Акт проверки технического состояния пожарных гидрантов от 18 апреля 2019 года составлен должностным лицом Паланской пожарно-спасательной части ФГКУ «Отряд ФПС по Камчатскому краю» в присутствии представителя МУП «Горсети». Каких-либо данных, на основании которых можно поставить под сомнения сведения, отраженные в этом акте, в материалы дела не представлено.

Наказание Администрации назначено с учётом характера и обстоятельств совершённого административного правонарушения в виде административного штрафа, с применением ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в рамках срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление заместителя главного государственного инспектора Камчатского края по пожарному надзору от 20 мая 2019 года и решение судьи Тигильского районного суда Камчатского края от 9 июля 2019года изменить, исключить из их содержания нарушения, указанные в постановлении под пунктами 1-5, 7-8, 10-11.

В остальном указанные постановление должностного лица и решение судьи оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Судья В.Ф.Горн