ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-222/2013 от 16.09.2013 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 21-222/2013

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Тюмень 16 сентября 2013 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сливкиной Н.А., поданной её защитником Шпургаловой А.А. на решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 30 июля 2013 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.2 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика - главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской «Областная клиническая больница №2» Сливкиной Н.А.,

у с т а н о в и л:

Постановлением № А13/46-04 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Поткиной И.В. от 19 марта 2013 года должностное лицо государственного заказчика – главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской «Областная клиническая больница №2» (далее по тексту ГБУЗ «ОКБ №2») Сливкина Н.А. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1.2 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Сливкина Н.А. обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, указывая, что 13.11.2012 г. и 14.11.2012 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещениями было объявлено о размещении двух заказов на проведение открытых аукционов в электронной форме на право поставки тележек медицинских для нужд ГБУЗ ТО «ОКБ №2». Проекты контрактов и документы об обеспечении исполнения контрактов, подписанные электронной цифровой подписью (далее ЭЦП) уполномоченного лица участника ООО «Оригон», получены Заказчиком от оператора электронной торговой площадки 10.12.2012 г., подписанные ЭЦП Сливкиной Н.А. контракты были направлены оператору площадки 13.12.2012г., то есть на 3-ий день, следовательно, сроки, установленные ч.4 ст.529 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.5, ч.9 ст.41.12 Закона о размещении заказов, Заказчиком соблюдены, так как контракты были заключены на 17-й день с момента опубликования протоколов подведения итогов аукционов. Срок для направления ООО «Оригон» подписанных проектов контрактов и документов об обеспечении исполнения контрактов по аукционам № 0167200003412006516 и №0167200003412006569 истекал 05.12.2012 в 23:59:00 GMT+4. Однако, ООО «Оригон» в нарушение сроков, установленных ч.4 ст.41.12 Закона о размещении заказов направило подписанные проекты контрактов по указанным аукционам, а также обеспечения исполнения контрактов только 10.12.2012 г., т.е. в дополнительные сроки, установленные ОАО «Единая электронная торговая площадка». Заявитель полагая, что факт нарушения действующего законодательства в области размещения заказа Заказчиком отсутствует, просил постановление № А13/46-04 о назначении административного наказания от 19.03.2013 года признать незаконным и отменить в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 30 июля 2013 года постановлено:

«Постановление № А13/46-04 о назначении административного наказания  от 19.03.2013 года в отношении Сливкиной Н.А.  - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения».

Не соглашаясь с данным решением судьи районного суда, Сливкина Н.А. в жалобе, поданной в вышестоящий суд её защитником Шпургаловой А.А., просит решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить, указывая, что судья районного суда неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил требования процессуального законодательства о всестороннем, объективном и полном исследовании имеющихся в деле доказательств. Указывает, что ни в решении суда, ни в постановлении Тюменского УФАС России не учтен тот факт, что Сливкина Н.А. подписала контракты руководствуясь ч. 6 ст.41.12 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005г., согласно которой Заказчик обязан подписать контракты в течение трех дней со дня получения от оператора электронной площадки проекта контракта и документа об обеспечении исполнения контракта, подписанных электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона в электронной форме. Указывает на незаконный, по её мнению, отказ судьи районного суда в истребовании у Тюменского УФАС России информации об исполнении п.3 резолютивной части решений №Р67/12-01 и №368/12-01 от 19.12.2012г. - о правомерности действий оператора электронной площадки, поскольку именно оператор электронной площадки - ОАО «ЕЭТП» предоставил участнику аукциона техническую возможность подписать контракт и прикрепить документ об обеспечении исполнения контракта на электронную площадку с нарушением сроков, установленных законом, и направил указанные документы на подпись Заказчику. И как следствие указанных действий Сливкина Н.А., согласно ч.6 ст.41.12 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005г., обязана была подписать направленные оператором электронной площадки документы. Считает, что в нарушение ч.1. ст.26.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанные фактические данные не были учтены судом, а соответствующие ходатайства отклонены как не имеющие отношения к делу. Полагает, что судьёй районного суда не проверены доводы, изложенные в постановлении Тюменского УФАС России о невозможности отнесения правонарушения, в соответствии со ст.2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к малозначительному, поскольку заключение контракта по итогам аукциона не может быть расценено как нерациональное расходование бюджетных средств. Указывает, что в нарушение ч.2. ст.4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное административное наказание не учитывает характер совершенного физическим лицом административного правонарушения и обстоятельства, изложенные выше, которые являются смягчающими административную ответственность Сливкиной Н.А.

На жалобу лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, поступили возражения должностного лица, вынесшего постановление о привлечении Сливкиной Н.А. к административной ответственности Поткиной И.В., в которых она полагает решение судьи районного суда законным и обоснованным, а доводы жалобы удовлетворению не подлежащими.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Сливкина Н.А., а также должностное лицо, вынесшее постановление о привлечении Сливкиной Н.А. к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела судом извещены, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Заслушав пояснения защитника Сливкиной Н.А. – Шпургаловой А.А., просившей об удовлетворении жалобы, заслушав представителя должностного лица, вынесшего постановление о привлечении Сливкиной Н.А. к административной ответственности – Самко А.Л., просившей в удовлетворении жалобы отказать, проверив материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, нахожу, что решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 30 июля 2013 года подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно ч.1.2 ст.7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение должностным лицом заказчика сроков заключения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, а равно уклонение должностного лица заказчика от заключения контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

Таким образом, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.2 комментируемой статьи, вменяемого Сливкиной Н.А., состоит в нарушении сроков заключения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика.

Как следует из материалов дела, 13.11.2012 г. и 14.11.2012 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещениями было объявлено о размещении двух заказов на проведение открытых аукционов в электронной форме на право поставки тележек медицинских для нужд ГБУЗ ТО «ОКБ №2»

Протоколами №1/АР-4391/12 и №1/АР-4392/12 заседания аукционной комиссии по рассмотрению соответствия первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 23.11.2012 года, установлено наличие одной заявки на участие в аукционе.

Согласно протоколов №2АР-4391/12 и №1/АР-4392/12 подведения итогов открытого аукциона в электронной форме на право поставки тележек медицинских от 23.11.2012г., размещённых на официальном сайте 26.11.2012 года, открытый аукцион в электронной форме, на основании ч.11 ст.41.11 Закона о размещении заказов признан несостоявшимся по причине соответствия только одной второй части заявки (ООО «Орегон») на участие в открытом аукционе требованиям документации об аукционе.

Заказчиком 30.11.2012 г., в соответствии с требованиями части 2 ст. 41.12 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ) и в установленные указанной нормой сроки, в адрес оператора электронной площадки направлены проекты контрактов.

Из уведомлений ОАО «Единая электронная торговая площадка» от 10.12.2012 года (время 16:14:35 GMT+4) следует, что проекты государственных контрактов и/или документы об обеспечении исполнения контракта, подписанные усиленной электронной подписью участника электронного аукциона ООО «Орегон» оператору электронной торговой площадки в установленные законом сроки не направлены.

Подписанные усиленной электронной подписью участника электронного аукциона ООО «Орегон» проекты контракта и документы об обеспечении исполнения контрактов направлены в адрес оператора электронной площадки 10.12.2012 года (время 18.18 GMT+6).

Государственные контракты на поставку тележек медицинских ГБУЗ ТО «ОКБ №2», в лице Сливкиной Н.А., заключены с участником ООО «Орегон» 13.12.2012 года, то есть на 17-й день с момента опубликования протоколов подведения итогов аукционов.

Из части 15 ст. 41.11 Федерального закона № 94-ФЗ следует, что в случае, если открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся и только одна заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме, поданная участником открытого аукциона, принявшим участие в открытом аукционе, признана соответствующей требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация направляют оператору электронной площадки проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе, без подписи контракта заказчиком в течение четырех дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 11 настоящей статьи протокола.

В соответствии с частью 4 ст. 41.12 Федерального закона № 94-ФЗ в течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта или предусмотренный частью 4.1 настоящей статьи протокол разногласий.

Частью 6 ст. 41.12 Федерального закона № 94-ФЗ предусмотрено, что заказчик, уполномоченный орган в течение трех дней со дня получения от оператора электронной площадки проекта контракта и, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, документа об обеспечении исполнения контракта, подписанных усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона в электронной форме, обязаны направить оператору электронной площадки контракт, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени заказчика, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 настоящей статьи.

В силу требований части 9 ст. 41.12 Федерального закона № 94-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме.

В соответствии с пунктом 4 ст. 528 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Оставляя без изменения вынесенное в отношении Сливкиной Н.А. постановление должностного лица административного органа о признании её виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.2 ст.7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда исходил из того, что Сливкиной Н.А., как уполномоченным лицом заказчика, нарушены общие требования ст. 41.12 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Нахожу указанный вывод судьи районного суда ошибочным, поскольку установленные Законом сроки заключения контракта на поставку товаров для нужд заказчика Сливкиной Н.А., как уполномоченным должностным лицом заказчика, не нарушены.

В то же время иные действия Сливкиной Н.А., как уполномоченного должностного лица заказчика, в частности, по направлению в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти сведений, подлежащих включению в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО «Орегон», не направившего оператору электронной площадки в установленный Законом срок проекты контрактов, подписанных усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени ООО «Орегон», а также подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта, предметом рассмотрения по данному делу не являются.

При этом, отменяя решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 30 июля 2013 года, принимаю во внимание, что само по себе нарушение единственным участником размещения заказа, как это имеет место в данном случае, установленного частью 4 ст. 41.12 Федерального закона № 94-ФЗ срока направления оператору электронной площадки проектов контрактов, подписанных усиленной электронной подписью и иных, предусмотренных Законом документов, не пресекает, как это следует из части 5 ст. 19, части 2 ст. 29 указанного Федерального закона, возможность заключения государственного контракта с указанным лицом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Решение судьи Ленинского районного суда г.Тюмени от 30 июля 2013 отменить. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.2 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика - главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской «Областная клиническая больница №2» Сливкиной Н.А. прекратить.

Судья Тюменского областного суда А.Р.Глушко