ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-223/20 от 10.06.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 21-223/2020

РЕШЕНИЕ

10 июня 2020 года г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Хлынина Е.В., при секретаре Солдатовой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Дилерский Центр «Автосалон 2000» – Лобунец Ксении Геннадьевны на постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды от 20 ноября 2019 года, решение судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 30 апреля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Дилерский Центр «Автосалон - 2000»,

установил:

постановлением государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды от 20 ноября 2019 года общество с ограниченной ответственность «Дилерский центр «Автосалон-2000» (далее – ООО «ДЦ «Автосалон-2000») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 30 апреля 2020 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба законного представителя юридического лица ФИО9 Е.В. оставлена без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, защитник ООО «ДЦ «Автосалон 2000», просит об отмене судебного решения и изменении постановления должностного лица в части назначенного наказания, просила заменить штраф на предупреждение.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав защитника Лобунец К.Г., поддержавшей доводы жалобы, допросив в качестве свидетеля должностное лицо, вынесшее постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды ФИО, выслушав мнение прокурора Оренбургской областной прокуратуры Бессоновой В.В. полагавшей, что принятое судьей решение является законным и обоснованным, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствие с пунктом 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В соответствии с частью 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды).

Из материалов дела следует, что в период с 28 августа 2019 года по 27 сентября 2019 года в соответствии с решением заместителя прокурора Дзержинского района г. Оренбурга от 28 августа 2019 года о проведении проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, в том числе в сфере охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и потребления прокуратурой Дзержинского района г. Оренбурга проведена проверка деятельности ООО «ДЦ «Автосалон - 2000» в части выполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

В ходе проверки было установлено, что основным видом деятельности общества является торговля оптовая легковыми автомобилями и легковым автотранспортом, с этой целью ООО «ДЦ «Автосалон 2000» эксплуатирует производственную площадку, которая включает в себя: выставочный зал, СТО, автомойку, автопарковку. На указанной промплощадке общество осуществляет продажу и предпродажную подготовку автомобилей, мойку, техническое обслуживание и ремонт автомобилей в гарантийный и послегарантийный периоды. В рамках проверки были установлены стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу: организованные (участок технического обслуживания и текущего ремонта, отделение мойки автомобилей) и неорганизованные (резервуар для хранения нефтепродуктов, открытая стоянка собственного транспорта, стоянка автомобилей ожидающих ремонта). Обществом была проведена инвентаризация источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, нормативы допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух установлены решением Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 13 марта 2015 года по 31 декабря 2019 года.

При этом выявлено осуществление ООО «ДЦ «Автосалон -2000» деятельности с нарушением обязательных требований в области охраны окружающей среды, в нарушение подпунктов 1, 3 статьи 16 Закона об охране окружающей среды, за 2018 год не начислена и не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками на объекте по адресу: г. Оренбург, ул. Загородное шоссе, д. 9.

Выявленные нарушения зафиксированы в информационном письме по результатам выезда.

11 октября 2019 года заместителем прокурора Дзержинского района г. Оренбурга вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ в отношении ООО «ДЦ «Автосалон-2000». По результатам рассмотрения дела государственным инспектором Оренбургской области в области охраны окружающей среды общество было признано виновным в совершении административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ и назначено наказание.

Законность и обоснованность постановления о назначении ООО «ДЦ «Автосалон-2000» административного наказания в полном объеме проверены судьёй районного суда с соблюдением требований ст. 30.6 КоАП РФ. Все доводы законного представителя общества были проверены судьёй районного суда и отклонены с указанием мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.

Факт совершения вмененного административного правонарушения и вина ООО «ДЦ «Автосалон – 2000» подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 11 октября 2019 года, информационным письмом по результатам выезда, сведениями об образовании отходов на производстве за 2018 год представленные ООО «ДЦ «Автосалон 2000», копией проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, договором аренды помещения, а также иными материалами дела, получившими оценку должностного лица на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьей 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями вышеприведенных норм, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ООО «ДЦ «Автосалон-2000», является собственником отходов и в силу названных норм права лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, тогда как данная обязанность за 2018 года обществом не была выполнена.

Таким образом, действия ООО «ДЦ «Автосалон-2000» квалифицированы по ст. 8.41 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Материалы дела позволили судье сделать вывод о том, что ООО «ДЦ «Автосалон-2000» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.

Доводы жалобы, касающиеся того, что факт наличия и эксплуатации транспортных средств, находящиеся на территории ООО «ДЦ «Автосалон-2000» не свидетельствуют об оказании обществом негативного воздействия на окружающую среду, должностными лицами не был определен объем выбросов, при работе двигателей внутреннего сгорания были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им была дана надлежащая правовая оценка.

В рамках проверки установлено и подтверждается материалами дела, что деятельность общества осуществляется по адресу: г. Оренбург, ул. Загородное шоссе, д. 9, объект состоит из помещения торгово-выставочного зала, станции техничеcкого обслуживания, автомобильной мойки и автопарковки.

Из материалов дела также следует, что решением Росприроднадзора от 13 марта 2015 года на период с 13 марта 2015 года по 31 декабря 2019 года для ООО «ДЦ «Автосалон -2000» установлены нормативы допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Установлено также, что для общества проведена инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Проектом нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ООО «ДЦ «Автосалон – 2000» установлено, что на площадке по адресу: г. Оренбург, ул. Загородное шоссе, д. 9 имеется 9 источников загрязнения, в том числе 3 организованных и 6 неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Этим же проектом предусмотрены мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях.

О том, что ООО «ДЦ «Автосалон – 2000» осуществлялся выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, свидетельствует также и наличие заявления в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о выдаче разрешения на такие выбросы для объекта, который оборудован названными выше стационарными источниками выбросов, функционировавшими как 2018 году, так и на момент проведения проверки.

Довод жалобы о том, что ООО «ДЦ «Автосалон – 2000» отнесено в IV категории и оказывают минимальный вред экологии, связи с чем, не обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду является несостоятельным в силу следующего. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (части 3, 4 статьи Закона об охране окружающей среды).

ООО «ДЦ «Автосалон» зарегистрировано в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду лишь 21 октября 2019 года, то есть после проведения проверки и выявления нарушений законодательства об охране окружающей среды.

Как следует из материалов дела, по состоянию на 2018 год оно не было зарегистрировано в качестве объекта IV категории, освобожденного в силу статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды от внесения платы за НВОС, а потому, с учетом данных об осуществлении деятельности, оказывающей НВОС в этот период, не было освобождено от обязанности внесения соответствующей платы.

Довод жалобы о том, что суд неверно отказал в удовлетворении требований в части замены административного наказания в виде административного штрафа на административное наказание в виде предупреждения суд признает несостоятельным в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Из анализа приведенных норм КоАП РФ следует, что статья 4.1.1 данного Кодекса применима в отношении административных правонарушений, за исключением составов, перечисленных в части 2 этой статьи, при наличии совокупности следующих условий: 1) лицо, привлекаемое к ответственности, является субъектом малого и среднего предпринимательства, либо его работником; 2) административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, совершено таким лицом впервые, (предупреждение не может быть назначено лицу до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предыдущего административного наказания, либо в случае грубого и систематического нарушения законодательства об административных правонарушениях); 3) отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Именно эти обстоятельства подлежат исследованию и установлению в целях выяснения возможности применения статьи 4.1.1 КоАП РФ.

В материалах дела отсутствуют данные о проведении в отношении ООО «Автосалон – 2000» проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а потому у должностного лица административного органа не имелось оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ. В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 1 этого Закона его положения не распространяются на проведение прокурорского контроля (надзора).

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (часть 1 статьи1 указанного Федерального закона).

Статья 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определяет государственный контроль (надзор) как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений (пункт 1).

Как установлено в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации не является федеральным органом исполнительной власти.

В силу этого суд приходит к выводу о не распространении положений статьи 4.1.1 КоАП РФ на правонарушения, выявленные в ходе осуществления прокурорского надзора.

Кроме того, данных о том, что ООО «ДЦ «Автосалон – 2000» является субъектом малого предпринимательства не имеется. С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае из материалов дела данная совокупность обстоятельств не усматривается.

Допущенное ООО «ДЦ «Автосалон – 2000» административное правонарушение (ненадлежащее исполнение обязанности по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие) посягает на охраняемые законом правоотношения в области охраны окружающей среды и природопользования, основным принципом которых является приоритет права на благоприятную окружающую среду. Характер вмененного нарушения не позволяет сделать вывод об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде.

Постановление о привлечении ООО «ДЦ «Автосалон – 2000» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией ст. 8.41 КоАП РФ в минимальном размере, с соблюдением требований ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было. Порядок рассмотрения дела в отношении ООО «ДЦ «Автосалон 2000» и порядок рассмотрения жалобы судьей районного суда также нарушен не был.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды от 20 ноября 2019 года, решение судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 30 апреля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Дилерский Центр «Автосалон - 2000»,оставить без изменения, жалобу защитника – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путем обращения с жалобой (протестом) в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Оренбургского

областного суда Хлынина Е.В.