П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
судья Дуженко Л.В. дело №21-223/2016
Р Е Ш Е Н И Е
31 октября 2016 <...>
Судья Псковского областного суда Радов В.В.,
при секретаре Шаминой Н.А.
рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Псковского городского суда от 23 сентября 2016 года, вынесенного по жалобе на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился к прокурору Псковской области с заявлением о привлечении должностных лиц Государственного учреждения - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Псковское отделение ФСС) к административной ответственности по части 1 статьи 5.63 КоАП РФ.
В обоснование заявления указал, что должностными лицами ГУ - Псковское отделение ФСС нарушен порядок предоставления государственной услуги по обеспечению его матери Ц.Л.С. инвалида 1 группы, техническими средствами реабилитации.
Определением первого заместителя прокурора Псковской области Канаевой Э.Ф. от 16 августа 2016 года в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц ГУ - Псковское отделение ФСС отказано, за отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Псковского городского суда от 23 сентября 2016 года указанное определение оставлено без изменения.
В жалобе в Псковский областной суд ФИО1 просит отменить решение судьи Псковского городского суда от 23 сентября 2016 года, определение первого заместителя прокурора Псковской области от 16 августа 2016 года считая их незаконными.
Выслушав прокурора Петрову Н.М., полагавшей судебное решение законным и обоснованным, и указавшей на истечение сроков давности привлечения по заявлению ФИО1 должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.63 КоАП РФ, проверив материалы дела, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
Частью 1 статьи 5.63 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение должностным лицом, в частности федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.09.2014 № 657н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (далее-Административный регламент).
Согласно пункту 13 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю направления на получение либо изготовление технического средства, изделия (в том числе в случае необходимости замены технического средства, изделия) в организацию, отобранную территориальным органом Фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 утверждён «Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».
Территориальный орган Фонда в 15-дневный срок с даты поступления заявления в части обеспечения техническим средством (изделием) и документов, указанных в пунктах 22, 25 Регламента, в письменной форме уведомляет заявителя о постановке на учёт по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением о постановке на учет территориальный орган Фонда высылает (выдает) заявителю направление на получение (изготовление) технического средства (изделия).
На основании п. 5 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 (ред. от 07.03.2016) (далее - Порядок), а также п. 15 Административного регламента территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в 15-дневный срок с даты поступления заявления в части обеспечения техническим средством (изделиями) и необходимых документов, в письменной форме уведомляет заявителя о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением о постановке на учёт территориальный орган Фонда высылает (выдает) заявителю направление на получение (изготовление) технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническим средствами (изделиями).
Как следует из материалов дела, <данные изъяты> года Ц.Л.С. инвалид 1 группы, обратилась в ГУ Псковское отделение ФСС о постановке её на учёт для обеспечения техническими средствами реабилитации.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от <данные изъяты> № <данные изъяты>Ц.Л.С. со дня обращения поставлена на учёт в ГУ - Псковское отделение ФСС России для обеспечения её следующими видами технических средств реабилитации: противопролежневой подушкой полеуритановой; противопролежневым матрацом полеуритановым; креслом-коляской с ручным приводом базовой прогулочной; креслом-коляской с ручным приводом базовой комнатной; подгузниками для взрослых размер М, объемом талии не менее <данные изъяты> см, впитываемостью менее <данные изъяты> мл; впитывающими пелёнками размером не менее <данные изъяты> от <данные изъяты> до <данные изъяты> мл.
<данные изъяты> года Ц.Л.С. направлено уведомление о постановке на учёт по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями №<данные изъяты> и её представителю ФИО1 одновременно с уведомлением выданы направления от указанной даты № <данные изъяты> на получение подгузников в количестве <данные изъяты> шт. и № <данные изъяты> на получение пелёнок в количестве <данные изъяты> шт., которые поставлялись в рамках заключенного государственного контракта от <данные изъяты> г.
<данные изъяты> года указанные технические средства реабилитации получены ФИО1, что подтверждается актом сдачи - приемки товара получателем № <данные изъяты> и № <данные изъяты>
Направлений на получение иных технических средств реабилитации Ц.Л.С. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, одновременно с уведомлением о постановке её на учёт <данные изъяты> года не выдавались.
В рамках заключенного <данные изъяты> года государственного контракта на обеспечение инвалидов противопролежневыми матрацами и подушками в пределах ассигнований на 2016 год осуществлялось удовлетворение заявок получателей, право на обеспечение, которых возникло по противопролежневым матрацам до <данные изъяты> года, по противопролежневым подушкам до <данные изъяты> года.
По заключенному региональным отделением ФСС <данные изъяты> государственному контракту на обеспечение инвалидов кресло - колясками осуществлялось удовлетворение заявок тех получателей, право на обеспечение, которых возникло: комнатными кресло - колясками - до <данные изъяты> года, прогулочными кресло - колясками - до <данные изъяты> года.
Вследствие этого, Ц.Л.С. по мнению прокурора, не могла быть обеспечена указанными техническими средствами реабилитации в установленные сроки.
<данные изъяты> года Ц.Л.С. на основании вновь разработанной индивидуальной программы реабилитации инвалида от <данные изъяты> № <данные изъяты> повторно обратилась в ГУ - Псковское отделение ФСС с заявлением об обеспечении аналогичными техническими средствами реабилитации, кроме подгузников для взрослых, которые были определены размером L (объем талии не менее <данные изъяты> см), не менее <данные изъяты> мл).
В этот же день заявление Ц.Л.С. было зарегистрировано и ей выдано уведомление о постановке на учёт на обеспечение указанными техническими средствами реабилитации.
Вопреки требованиям пункта 15 Административного регламента одновременно с уведомлением о постановке на учёт, Ц.Л.С. не выслано (не выдано) направление на получение технических средств реабилитации по причине невозможности её обеспечения в указанный период техническими средствами реабилитации в связи с их отсутствием.
Такие направления оформлялись по мере заключения ГУ - Псковское отделение ФСС России государственных контрактов на закупку технических средств реабилитации, учитывающих потребность инвалидов в связи с индивидуальными программами реабилитации.
Так, <данные изъяты> года Ц.Л.С. оформлено направление на получение противопролежневых матраца и подушки, <данные изъяты> года на получение впитывающих пелёнок в количестве <данные изъяты> шт.
Отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении, первый заместитель прокурора Псковской области указал, что невыдача направления по объективным причинам не может рассматриваться как нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.63 КоАП РФ.
С таким выводом прокурора согласился судья Псковского городского суда.
Доводы жалобы ФИО6 о незаконности и необоснованности решения судьи Псковского городского суда не могут служить основанием к отмене указанного решения по следующим основаниям.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.63 КоАП РФ, составляет три месяца.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато при истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, обсуждаться не может.
Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования РФ государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации установлен 15-дневный срок, с даты поступления заявления в части обеспечения техническим средством (изделием), письменного уведомления заявителя о постановке на учёт по обеспечению техническим средством (изделием) и высылки (выдачи) заявителю направления на получение (изготовление) технического средства (изделия).
Из представленных материалов следует, что обстоятельства, послужившие основанием к обращению ФИО1 в прокуратуру Псковской области, имели место <данные изъяты> года. Срок давности привлечения к административной ответственности, с учётом 15 дневного срока выдачи заявителю направления на получения технического средства реабилитации начал течь с 18 июня 2016 года и истёк 18 сентября 2016 года.
С учётом изложенного, судья областного суда не вправе входить в обсуждение вопроса о наличии в действиях должностных лиц ГУ - Псковское отделение ФСС состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.63 КоАП РФ и возможности возбуждения дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения судьи Псковского городского суда от 23 сентября 2016 года и определения первого заместителя прокурора Псковской области Канаевой Э.Ф. от 16 августа 2016 года, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Псковского городского суда от 23 сентября 2016 года и определение первого заместителя прокурора Псковской области Канаевой Э.Ф. от 16 августа 2016 года оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Псковского областного суда В.В. Радов