ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-224/19 от 03.09.2019 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

Судья Брянская О.Е.

Дело № 21-224/2019

поступило 08.08.2019г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕШЕНИЕ

3 сентября 2019 г. г. Улан-Удэ

Судья Верховного Суда Республики Бурятия Казанцева Т.Б., при секретаре Долонове Ц-Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МУП «Городские маршруты» на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 16 июля 2019 года, принятое по жалобе МУП «Городские маршруты» на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела надзора и контроля по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Республике Бурятия от 30 мая 2019г. МУП «Городские маршруты» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 45000 руб.

Решением Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 16 июля 2019г., принятым по жалобе МУП «Городские маршруты», постановление оставлено без изменения.

В жалобе на указанные постановление и решение МУП «Городские маршруты» просит его отменить, ссылаясь на факт привлечения двойное к административной ответственности за одно правонарушение дважды, а также отсутствие доказательств виновности в совершении правонарушения.

В судебном заседании вышестоящей инстанции представитель МУП «Городские маршруты» ФИО1 поддержал доводы жалобы.

Представитель Государственной инспекции труда в Республике Бурятия не явился, извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд приходит к выводу, что постановление постановлено законно и обоснованно, однако подлежит изменению в части размера назначенного штрафа.

Статьей 22 Трудового кодекса РФ предусмотрена обязанность работодателя предоставить работникам работу, обусловленную трудовым договором, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно ч. 7 ст. 99 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере (ст.152 Трудового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 155 Трудового кодекса РФ при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени.

Частью 6 ст.5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Государственной инспекцией труда в Республике Бурятия внеплановой проверки были установлены факты нарушения МУП «Городские маршруты» норм трудового законодательства, частности, было установлено, что в нарушение требований ст. 152 Трудового кодекса РФ работодатель не произвел в полном объеме оплату сверхурочной работы <...> за май 2018 г., июнь 2018 г., август 2018 г., сентябрь 2018 г., <...> за май 2018 г., июнь 2018 г., июль 2018 г., август 2018 г.. сентябрь 2018 г., октябрь 2018 г., ноябрь 2018 г., декабрь 2018 г. в полном объеме; работникам <...> за период с мая 2018 г. по декабрь 2018 г.

Кроме того в нарушение требований ст.155 Трудового кодекса РФ работодателем в октябре 2018г. при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда <...> не произведена в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени.

Работодателем МУП «Городские маршруты» при расчете времени сверхурочной работы водителей из нормы рабочего времени за месяц (определяемой по производственному календарю) не вычиталось время работы в тот же расчетный период указанных лиц слесарем-ремонтником (в соответствии с приказами о временных переводах), что повлекло расчет сверхурочной работы водителей в меньшем размере, в некоторые периоды сверхурочная работа при таком расчете работодателем не учитывалась. В октябре 2018 года работник МУП «Городские маршруты» <...> не был обеспечен работодателем работой, в соответствии с трудовым договором.

Установленные обстоятельства, свидетельствующие невыплате или неполной выплате работникам МУП «Городские маршруты» в установленный срок заработной платы, обоснованно послужили основанием для привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.5.27 КоАП РФ.

Факты нарушения трудового законодательства подтверждаются совокупностью доказательств, имеющихся в деле: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, табелями учета рабочего времени, графиками работы, трудовыми договорами и дополнительными соглашениями к ним, расчетными листами.

Указанные доказательства получили надлежащую правовую оценку как должностным лицом, рассматривавшим дело об административном правонарушении, так и судьей при рассмотрении жалобы на постановление.

Доводы жалобы о том, что по факту одного нарушения трудовых норм, должностным лицом вынесено 4 постановления о привлечении МУП «Городские маршруты» и директора МУП «Городские маршруты» к административной ответственности, являются несостоятельными, поскольку юридическое лицо привлечено к ответственности по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ по настоящему делу и по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ постановлением от 30.05.2019г., предусматривающей ответственность за нарушение трудового законодательства, если иное не предусмотрено в том числе ч.6 ст.5.27 КоАП РФ.

Таким образом, объективная сторона, предусмотренная ч.1 и ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, различна, постановления основаны на разных обстоятельствах, содержат отличающуюся правовую квалификацию содеянного виновным лицом, а потому оснований считать их вынесенными по факту совершения одного и того же проступка, нет.

Кроме того, административной ответственности по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ подлежат как должностные лица, так и юридические лица, что согласуется с требованиями ч.2 ст.2.10 КоАП РФ и разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации в п. 15 Постановления пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Отсутствие разъяснения в обжалуемых актах методики учета продолжительности сверхурочной работы каждого работника, которой в дальнейшем должно руководствоваться МУП «Городские маршрута» правовым основанием к отмене правильно постановленного постановления должностного лица и решения суда не являются, поскольку к обстоятельствам, подлежащим выяснению при рассмотрении дел об административных правонарушениях по ст. 5.27 КоАП РФ не относятся.

Таким образом, должностное лицо и суд пришли к обоснованному выводу о том, что МУП «Городские маршруты» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.6 ст.5.27 КоАП РФ.

Оснований не согласиться с данными выводами у суда вышестоящей инстанции не имеется.

Между тем, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о возможности снижения размера назначенного административного наказания за совершенное правонарушение.

Санкция ч.6 ст.5.27 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Суд вышестоящей инстанции, учитывая отсутствие отягчающих вину юридического лица обстоятельств, считает возможным снизить размер штрафа до минимального, предусмотренного санкцией ч.6 ст.5.27 КоАП РФ для юридических лиц - 30 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 16 июля 2019 года, постановление начальника отдела надзора и контроля по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Республике Бурятия от 30 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении МУП «Городские маршруты» изменить в части назначенного наказания, снизив размер назначенного штрафа до 30000 рублей.

В остальной части постановление и решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья: Казанцева Т.Б.