ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-224/2021 от 02.06.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 21-224/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

02 июня 2021 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Кудрявцевой Н.Ю. на решение судьи Уватского районного суда Тюменской области от 21 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «РН-Уватнефтегаз»,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее по тексту также – Управление Росприродназора), заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Кудрявцевой Н.Ю. от 23.12.2020 № 246Н, оставленным без изменения решением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора А. от 12.01.2021 № 3, общество с ограниченной ответственностью «РН-Уватнефтегаз» (далее по тексту также ООО «РН-Уватнефтегаз», общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, поскольку в 2019 году общество не подало заявки на постановку на учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее по тексту также – объекты НВОС).

Представлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Кудрявцевой Н.Ю. от 23.12.2020, также оставленным без изменения решением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора А. от 12.01.2021 № 3, Обществу вменена обязанность обеспечить принятие исчерпывающих мер, направленных на выполнение обязанности по подаче заявок на постановку на государственный учет объектов НВОК.

С постановлением, представлением и решением по итогам рассмотрения жалобы не согласилось ООО «РН-Уватнефтегаз» в лице защитника Молотковой Ж.С. В жалобе в районный суд излагалась просьба об отмене постановления должностного лица от 23.12.2020, представления от 23.12.2020, решения должностного лица от 12.01.2020, а также прекращения производства по делу в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения и истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Жалоба мотивирована тем, что сами по себе участки недр не являются объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, поэтому не подлежат государственному учету в качестве таковых, в качестве таковых должны ставиться на учет объекты на этих участках оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в течение шести месяцев с начала эксплуатации такого объекта. Более того, все скважины, указанные в обжалуемом постановлении и решении на момент проверки были ликвидированы или законсервированы, в связи с чем они не должны были ставиться на учет как объекты НВОС. Также считает, что по делу истек срок давности привлечения к административной ответственности, поскольку начало эксплуатации объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду было самое позднее до апреля 2019 года, то срок указанный срок давности подлежал исчислению с октября 2019 года и к моменту вынесения обжалуемого постановления истек. Поскольку в представлении отражены обстоятельства, указанные в обжалуемом постановлении, то в случае признания его незаконным, незаконным подлежит признанию и это представление.

Решением судьи Уватского районного суда Тюменской области от 21 апреля 2021 года постановление должностного лица от 23.12.2020, представление от 23.12.2020, решение должностного лица от 12.01.2020 отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

С данным решением не согласен старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместитель начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Кудрявцева Н.Ю., которая в жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи районного суда от 21 апреля 2021 года отменить. Выражает несогласие с выводом судьи районного суда в части истечения срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку административное правонарушение, предусмотренное статьёй 8.46 КоАП РФ является длящимся, соответственно срок давности начинает исчисляться со времени действий виновного лица, направленных к прекращению административного правонарушений или выявления административного правонарушения. Также настаивает на наличии достаточных оснований для вынесения постановления о привлечении ООО «РН-Уватнефтегаз» к административной ответственности предусмотренной статьёй 8.46 КоАП РФ, поскольку объектом НВОС может являться как объект капитального строительства, так и иной объект, при этом, федеральному государственному надзору подлежит именно деятельность по застройке площадей залегания полезных ископаемых и (или) связанная с пользованием участками недр на объекте НВОС, то в случае, если на лицензионном участке недропользователем осуществляется пользование недрами на основании лицензии на пользование недрами, границы объекта НВОС определяются соответственно границам лицензионного участка. Отмечает, что при бурении скважин на компоненты окружающей среды оказывается негативное воздействие. При этом, только три скважины ликвидированы, в то время как остальные находятся в консервации, что не исключает их эксплуатацию в дальнейшем.

На жалобу должностного лица поступили возражения лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении ООО «РН-Уватнефтегаз» в лице защитника Молотковой Ж.С., в которых она полагает решение судьи районного суда законным и обоснованным, а доводы жалобы удовлетворению не подлежащими.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав защитника ООО «РН-Уватнефтегаз» Молоткову Ж.С., просившую в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

В силу пункта 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту также – Федеральный закон № 7-ФЗ) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (пункт 2 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

Федеральным законом № 7-ФЗ определено, что негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, при этом объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (статья 1).

Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду установлены статьёй 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ, согласно которому объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории (пункт 1). При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии (пункт 2). Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

Критерием отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории является осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду: хозяйственной и (или) иной деятельности на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа (пункт 6).

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).

Указанные сведения также согласуются с информацией Росприроднадзора «О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет», согласно которой, если объект не соответствует Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, такой объект не является объектом НВОС и не подлежит постановке на государственный учет в соответствии с положениями ст. 69 Закона № 7-ФЗ.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судьёй районного суда, ООО «РН-Уватнефтегаз» является недропользователем на основании лицензий на право пользования недрами: ТЮМ 01613 HP (дата выдачи 21.12.2015, сроком действия по 15.03.2031), ТЮМ 15679 HP (дата выдачи 04.07.2016, сроком действия по 15.03.2031), ТЮМ 15680 HP (дата выдачи 04.07.2016, сроком действия по 15.03.2031). Данные лицензии выданы юридическому лицу с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых в Уватском районе Тюменской области.

Согласно лицензии ТЮМ 01613 HP в пользование ООО «РН-Уватнефтегаз» предоставлен участок недр, имеющий статус горного отвода. Наименование участка недр, предоставленного в пользование: Герасимовский, расположен в Уватском районе Тюменской области. На Герасимовском лицензионном участке (лицензия ТЮМ 01613 HP) по состоянию на 01.01.2020 пробурено 5 поисковых скважин - 15,372 тыс.м, 2 разведочные - 6,000 тыс.м. Герасимовский лицензионный участок включает в себя 1 нефтяное месторождение — Резвовское, таким образом, на Герасимовском лицензионном участке имеется 7 объектов поисково-разведочного бурения. Из перечня объектов поисково-разведочного бурения Герасимовского лицензионного участка следует, что дата начала бурения первой скважины № 36 Герасимовской площади Герасимовского лицензионного участка – 05.11.2006, дата бурения последней скважины № 46-Р – 20.03.2019.

Согласно лицензии ТЮМ 15679 HP в пользование ООО «РН-Уватнефтегаз» предоставлен участок недр, имеющий статус горного отвода, наименование участка недр, предоставленного в пользование: Восточно-Герасимовский, расположен: в Уватском районе Тюменской области. На Восточно-Герасимовском лицензионном участке (лицензия ТЮМ 15679 HP) по состоянию на 01.01.2020 пробурено 3 поисковые скважины - 8,830 тыс.м, 1 разведочная - 3,065 тыс.м. Восточно-Герасимовский лицензионный участок включает в себя Имгыское месторождение нефти. Таким образом, из материалов дела усматривается, что на Восточно-Герасимовском лицензионном участке имеется 4 объекта поисково-разведочного бурения: из акта на продление консервации поисковой скважины № 37 Имгытской площади Восточно-Герасимовского лицензионного участка от 25.02.2020, согласованного Северо-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 13.03.2020, следует, что бурение первой скважины начато 20.04.2012; согласно акту на консервацию скважины № 41 Р Имгытского месторождения, согласованного 21.04.2019, начало бурения последней скважины осуществлено 13.04.2018.

Согласно лицензии ТЮМ 15680 HP в пользование ООО «РН-Уватнефтегаз» предоставлен участок недр, имеющий статус горного отвода. Наименование участка недр, предоставленного в пользование: Западно-Герасимовский, расположен в Уватском районе Тюменской области. По состоянию на 01.01.2020 на Западно-Герасимовском лицензионном участке (лицензия ТЮМ 15680 HP) пробурено 6 поисковых скважин - 18,365 тыс.м, 3 разведочные - 9,000 тыс.м. Западно-Герасимовский лицензионный участок включает в себя 2 месторождения нефти Таврическое и месторождение им. Ю.В. Ознобихина. Таким образом, на Западно-Герасимовском лицензионном участке имеется 9 объектов поисково-разведочного бурения: из акта на продление консервации поисковой скважины № 39 Таврического месторождения Западно-Герасимовского лицензионного участка от 03.03.2020, согласованного Северо-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 02.04.2020, следует, что бурение первой скважины начато 25.03.2013; согласно акту на консервацию скважины № 50 месторождения им. Ю.В. Ознобихина, согласованного 12.09.2019, бурение последней скважины начато 26.04.2019.

Двадцатого августа 2020 года начальником отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Управления Росприроднадзора И. на имя руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора направлена служебная записка, согласно которой во исполнение поручения Росприроднадзора от 14.04.2020 в адрес 46 недропользователей, не поставивших на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, были направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. По состоянию на 19.08.2020 в Управление поступила информация о выполнении 19 Предостережений. Также согласно названной служебной записке ООО «РН-Уватнефтегаз» не осуществило постановку на учет объектов НВОС в отношении следующих лицензий: ТЮМ 01613 HP; ТЮМ 15679 HP; ТЮМ 15680 HP.

Девятого декабря 2020 года инспектором Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении ООО «РН-Уватнефтегаз» составлен протокол об административном правонарушении № 329 Н о наличии в действиях (бездействии) Общества признаков административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.46 КоАП РФ, поскольку в период с 2019 года по настоящее время ООО «РН-Уватнефтегаз» не исполнена обязанность по постановке на государственный учет объектов НВОС, расположенных по адресам: Герасимовского участка недр, расположенного в Уватском районе Тюменской области. Географические координаты участка: Резвовское нефтяное месторождение; Восточно-Герасимовского участка недр, расположенного в Уватском районе Тюменской области. Географические координаты участка: Имгытское месторождение нефти; Западно-Герасимовского участка недр, расположенного в Уватском районе Тюменской области: Таврическое месторождение нефти, месторождение им. Ю.В. Ознобихина.

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприродназора от 23.12.2020 № 246Н, оставленным без изменения решением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 12.01.2021 № 3, ООО «РН-Уватнефтегаз» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.46 КоАП РФ, поскольку Герасимовский, Восточно-Герасимовский, Западно-Герасимовский участки недр, в соответствии с подпунктом б п. 6 Критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 являются объектами НВОС, подлежащими федеральному государственному надзору, однако ООО «РН-Уватнефтегаз» в установленный законом срок не осуществило подачу заявок на постановку на государственный учет объектов НВОС.

Судья районного суда, отменяя вынесенные должностными лицами административного органа постановление по делу об административном правонарушении, решение вышестоящего должностного лица, а также представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, основываясь на нормах части 2 ст. 4.5 КоАП РФ и разъяснениях, содержащихся в пунктах 13.1, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее по тексту также постановление Пленума от 24 марта 2005 года № 5) исходил из ошибочности выводов должностных лиц административного органа о том, что допущенное ООО «РН-Уватнефтегаз» административное правонарушение, предусмотренное статьёй 8.46 КоАП РФ, является длящимся, вследствие чего срок давности привлечения ООО «РН-Уватнефтегаз» к административной ответственности необходимо исчислять со дня истечения шести месяцев с начала выполнения работ по бурению скважин или создания иных объектов на каждом месторождении разведываемом по лицензии на право пользования недрами.

В то же время нормы части 2 ст. 4.5 КоАП РФ и разъяснения, содержащихся в пункте 14 постановления Пленума от 24 марта 2005 года № 5 о начале исчисления срока давности, предусмотренного частью 1 указанной статьи, не подлежат применению к случаям, когда у управомоченного административного органа сведения о допущенном виновным лицом нарушении требований нормативных правовых актов, в данном случае о неподаче в установленный пунктом 2 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ срок заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не имелось и не могло иметься, вследствие чего вышеуказанный вывод судьи районного суда приведённой им норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума от 24 марта 2005 года № 5, не соответствует, вследствие чего с данном случае срок давности привлечения ООО «РН-Уватнефтегаз» надлежит исчислять со времени выявления административного правонарушения, то есть со времени поступления в административный орган информации о наличии у указанного юридического лица неисполненной обязанности о подаче соответствующей заявки в установленный срок.

В то же время из материалов дела, в частности из протокола об административном правонарушении от 09.12.2020, а также служебной записки начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Управления Росприроднадзора И. от 20.08.2020 на имя руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, следует, что о допущенном ООО «РН-Уватнефтегаз» нарушении требований пункта 2 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ к сроку подачи заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, административному органу стало известно из письма, поступившего из отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу от 13.03.2020 № 264, содержавшем сведения о скважинах, пробуренных ООО «РН-Уватнефтегаз» на лицензионных участках, вследствие чего срок давности, определяемый частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ, с учётом требований части 2 указанной статьи, надлежит исчислять со времени поступления указанного письма и к настоящему времени данный срок истёк.

В соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений статей 4.5, 24.5, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за пределами сроков давности привлечения к административной ответственности не может возобновляться обсуждение вопроса об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, так как это ухудшает положение указанного лица.

Из изложенного следует, что поскольку предусмотренный ст. 4.5 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения ООО «РН-Уватнефтегаз» к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.46 КоАП РФ, в настоящее время истёк, в то время как статья 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учётом положений ст. 4.5, п. 6 ст. 24.5 указанного Кодекса, определяющая полномочия, в том числе суда при рассмотрении жалобы, в частности, на решение по делу об административном правонарушении, не предусматривает возможности отмены вынесенного по делу решения, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого оно вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, а также возможности в данном случае суждений о наличии вины лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, поскольку это ухудшает положение указанного лица за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах оснований к отмене решения судьи районного суда и к удовлетворению жалобы должностного лица административного органа не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Решение судьи Уватского районного суда Тюменской области от 21 апреля 2021 года оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Кудрявцевой Н.Ю. оставить без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко