ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-2258/2021 от 13.10.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Прохоров А.Ю. Дело № 21-2258/2021

РЕШЕНИЕ

13 октября 2021 года город Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Третьяков С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 22 июля 2021 года,

установил:

решением судьи Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 22 июля 2021 года отменено постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № 02-23-184ИЭ-2 от 20 мая 2021 года и прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – директора ООО «Терра-Н» ФИО2 в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, старший государственный инспектор ФИО1 просит решение судьи отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов жалобы указал, что суд при рассмотрении дела не обеспечил всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела. Кроме того, просит восстановить срок на обжалование решения суда.

Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО2 – Очак А.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, судья Краснодарского краевого суда приходит к следующему.

Как указывает заявитель, обжалуемое решение было получено Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора 30 августа 2021 года. Получение копии решения ранее указанной даты, материалы дела не содержат.

Жалоба на решение судьи Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 22 июля 2021 года, согласно почтовому конверту была направлена в суд 9 сентября 2021 года, ввиду чего судья Краснодарского краевого суда полагает, что процессуальный срок на подачу жалобы не пропущен.

Согласно статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном порядке предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен закон, не осталось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение (Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2013 № 486-О).

Полагаю, что требования приведенных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора ООО «Терра-Н» ФИО2 судьей районного суда не выполнены в полном объеме.

Административная ответственность по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Отменяя постановление административного органа и прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора ООО «Терра-Н» ФИО2 на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда указал, что ООО «Терра-Н» были приняты меры по удалению с рабочей карты полигона «Покрышки пневматических шин с тканевым и металлическим кордом отработанные» в количестве одной штуки, и она согласно договору возмездного оказания услуг №408 от 09.01.2020 г., на основании УПД №16243 от 14.01.2021г. была передана на обезвреживание в ООО «Агентство «Ртутная безопасность».

Доставка отходов на полигон ООО «ТЕРРА-Н» осуществляется в закрытых мусоровозах, отходы, запрещенные к размещению, а также не указанные в лицензии № 032 00682 от 06.09.2018г. возможно обнаружить только при выгрузке. При разгрузке мусоровозов на площадку приема ТКО, а также на карты полигона отходов, запрещенных к размещению, и не указанные в лицензии № 032 00682 от 06.09.2018г., изымаются сортировщиками, складируются на временных площадках хранения, с последующей передачей на обезвреживание в ООО «Агентство «Ртутная безопасность» или для возврата региональному оператору ООО «Эко-Юг».

Относительно установления факта повсеместного захламления отходами за территорией полигона ТКО судья районного суда указал, что нахождение отходов на карте полигона, не эксплуатируемой в настоящий момент, не является нарушением законодательства и не свидетельствует о захламлении территорий за границами полигона.

Судья Краснодарского краевого суда не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.

Из материалов дела усматривается, что 31 марта 2021 года по результатам выездной проверки Прокуратурой г. Новороссийска совместно со специалистами Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования установлен факт несоблюдения ООО «Терра-Н» требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Деятельность ООО «Терра-Н» осуществляется на основании Лицензии №023 00682, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования от 06.09.2018г. Деятельность ООО «Терра-Н» на Новороссийском экологическом комплексе осуществляется 365 дней в году, односменно, по 12 часов в сутки. ООО «Терра-Н» осуществляет эксплуатацию 7 карт для размещения ТКО. Складирование отходов осуществляется методом«надвига». Для аккумуляции загрязненных стоков с площадки полигона предусмотрен двухсекционный пруднакопитель.

Во время обследования, на участке рабочей карты полигона ТКО, визуальным осмотром установлен факт захоронения отходов, запрещенных к захоронению, таких как: «Покрышки пневматических шин с тканевым и металлическим кордом отработанные» (код по ФККО 9 21 130 01 50 4; 9 21 130 02 50 4), что подтверждается фототаблицей от 31.03.2021г.; Указанное является нарушением требований, предусмотренных п. 2 ст. 11, п. 8 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017г. № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается».

Согласно Санитарным правилам (СП) 2.1.7.1038-01 от 30.05.2001 №16 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (далее - СП) полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов (п.2.1.).

Согласно разделу п. 5.3 СП переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.

Согласно п. 5.4 СП Регулярно, не реже одного раза в смену, отходы, задерживаемые переносными щитами, собирают и размещают по поверхности рабочей карты, уплотняют сверху изолирующим слоем грунта.

Согласно п. 5.5 СП регулярно подлежат очистке от мусора нагорные перехватывающие обводные каналы, отводящие грунтовые и поверхностные стоки в открытые водоемы. Согласно п. 5.6, один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно - защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона.

По периметру территории полигона частично установлены сетчатые ограждения, однако, в ходе обследовании объекта размещения ТКО установлен факт повсеместного захламления за территорией полигона ТКО.

Указанное является нарушением требований, предусмотренных п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п.5.6 Санитарных правил (СП) 2.1.7.1038-01 от 30.05.2001 №16 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

В соответствии с Приказом от 24.02.2018 № 7 «О назначении директора» руководителем ООО «Терра-Н» назначена ФИО2 (протокол внеочередного общего собрания участников ООО «Терра-Н» от 24.02.2018), директор предприятия в соответствии с Уставом общества (утвержденным общим собранием участников ООО «Терра-Н», протокол от 23.07.2015 №5) несет ответственность за деятельность предприятия.

Указанные нарушения совершены по вине должностного лица - директора ООО «Терра-Н» ФИО2, ненадлежащим образом исполнившей свои обязанности, возложенные законодательством.

Таким образом, факт совершения должностным лицом – директором ООО «Терра-Н» ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, находит свое подтверждение в собранных по делу об административном правонарушении доказательствах, которые соответствуют принципам допустимости, достоверности и достаточности.

Однако в нарушение вышеуказанных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данные доказательства были оставлены судьей районного суда без внимания.

В связи с чем, вывод судьи об отсутствии в действиях должностного лица – директора ООО «Терра-Н» ФИО2 состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принят без всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах, решение судьи Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 22 июля 2021 года нельзя признать законным и обоснованным.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.

Учитывая, что допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, обжалуемое решение судьи Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 22 июля 2021 года подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда,

решил:

жалобу старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 – удовлетворить.

Решение судьи Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 22 июля 2021 года, вынесенное в отношении должностного лица – директора ООО «Терра-Н» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

Судья: С.В. Третьяков