ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-225/20 от 16.09.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 21-225/2020 судья Абдурагимов Д.А.

УИД 69RS0037-02-2020-001256-31

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тверь 16 сентября 2020 года

Судья Тверского областного суда Каширская Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Тверьспецавтохозяйство» (ООО «ТСАХ») Кузуб О.В. на решение судьи Калининского районного суда Тверской области от 09 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 30.1 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», в отношении ООО «ТСАХ»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением административной комиссии при администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТСАХ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 30.1 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Калининского районного суда Тверской области от 09 июля 2020 года постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ТСАХ» оставлено без изменения, жалоба защитника ООО «ТСАХ» Иванцовой О.А. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, защитник ООО «ТСАХ» Кузуб О.В. просит постановление административного органа и решение судьи районного суда отменить. Полагает, что вина общества в совершении вмененного административного правонарушения не доказана. Ссылаясь на положения Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об утверждении правил обращения с ТКО», Федерального закона от 06 октября 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указывает на несоответствие Правил благоустройства <данные изъяты> сельского поселения Калининского района Тверской области указанным нормам. Судом первой инстанции не учтены указанные требования законодательства в части возложения обязанности по содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений МКД, на органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки. Также не учтено, что региональный оператор несет ответственность за обращение уборки мест погрузки ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз и осуществляет уборку мест погрузки ТКО, путем подбора оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещении их в мусоровоз. Административной комиссией не принята во внимание позиция общества в части захламления прилегающей к контейнерам территории не по вине общества, а по вине потребителей коммунальной услуги, которые осуществили складирование ТКО вне контейнера. В установочной части решения судьи районного суда указано на отсутствие оснований для отмены и изменения постановления главного государственного ветеринарного инспектора, наряду с тем, что обществом обжаловано постановление административной комиссии. В судебном решении в нарушение требований ч. 2 ст. 30.7, п. 7 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ не указаны срок и порядок его обжалования.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, выслушав представителя административной комиссии А.Ю.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях» нарушение установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области порядка сбора мусора, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок мусора, навалов мусора на расстоянии не более 5 метров вокруг урн, на контейнерной площадке или на расстоянии не более 5 метров вокруг емкостей, предназначенных для сбора отходов, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ выявлено захламление контейнерной площадки, расположенной <адрес>, слева от дороги, ведущей от <адрес> к деревням <адрес> Факт захламления прилегающей к мусорным контейнерам территории зафиксирован в акте мероприятий по контролю от ДД.ММ.ГГГГ и фотоматериалами. За уборку мест погрузки ТБО и ТКО из мест площадок накопления отходов в мусоровоз в целях их транспортирования, несет региональный оператор Тверской области по обращению с отходами, а именно ООО «Тверьспецавтохозяйство». Своими действиями ООО «ТСАХ» нарушило п.п. раздела и п. раздела Правил благоустройства <данные изъяты> сельского поселения Калининского района Тверской области, утвержденных решением Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Калининского района Тверской области четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ.

Судья районного суда, проверяя законность и обоснованность оспариваемого постановления административной комиссии, пришел к выводу о том, что наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 30.1 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях» и вина ООО «ТСАХ» в совершении вмененного правонарушения установлены и подтверждаются материалами дела.

Вместе с тем, с указанным выводом судьи первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.

Исходя из системного толкования вышеуказанных правовых норм, а также того, что доказательства не имеют заранее установленной силы, при осуществлении производства по делу все доказательства должны быть исследованы и оценены по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, в совокупности.

Пунктом раздела Правил благоустройства <данные изъяты> сельского поселения Калининского района Тверской области, утвержденных решением Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения Калининского района Тверской области четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что за уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, несет ответственность региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Границы территории, на которой осуществляется уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов, определяются в соответствии с действующим законодательством РФ и настоящими правилами.

Согласно ч. 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 Правил, утвержденныхпостановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Пунктом 148(12) Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

Пунктом 2 Правил № 1156 в частности определено, что «погрузка твердых коммунальных отходов» - перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов; «уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов» - действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз.

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. (п.п. 10, 15 постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156).

Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся в частности участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Из анализа указанных норм следует, что содержание мест (площадок) накопления ТКО не относится к обязанностям ООО «ТСАХ», поскольку обязанность регионального оператора по уборке мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, площадок для складирования отдельных групп коммунальных отходов возникает при его действиях, влекущих загрязнение контейнерной площадки в связи с просыпанием при погрузке твердых коммунальных отходов в мусоровозы и при погрузке крупногабаритных отходов. Данная обязанность не является по своей природе бременем содержания имущества и обусловлена исключительно действиями регионального оператора, создающими опасность неблагоприятного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье и среду обитания человека.

Объективная сторона вмененного ООО «ТСАХ» административного правонарушения выражается в захламлении контейнерной площадки, при этом материалы дела не содержат сведений объективно свидетельствующих, о том, что захламление явилось следствием действий ООО «ТСАХ».

Исходя из положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление административной комиссии при администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Калининского районного суда Тверской области от 09 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 30.1 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», в отношении ООО «ТСАХ», подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ судья,

Р Е Ш И Л:

Постановление административной комиссии при администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» № 39 от 14 мая 2020 года и решение судьи Калининского районного суда Тверской области от 09 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 30.1 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», в отношении ООО «ТСАХ» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Е.А. Каширская