Судья Данилова О.Н. Дело № 21-227/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кемерово 19 мая 2021 г.
Судья Кемеровского областного суда Ершова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка по жалобе защитника учреждения на постановление должностного лица и решение судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка от 19 февраля 2021г.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 17 ноября 2020г. комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнут штрафу в размере 400 000 рублей.
Данное постановление защитником учреждения было обжаловано в суд.
Решением судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка от 19 февраля 2021г. в удовлетворении жалобы было отказано.
В жалобе защитник комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка Свиленок Е.М. (доверенность № 23 от 19 марта 2021г.) просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, ссылаясь на отсутствие у комитета какой-либо информации о нарушении земельного законодательства на указанном в материалах деле земельном участке; отсутствие у комитета полномочий на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления после окончания его эксплуатации; привлечение комитета к административной ответственности после выявления обстоятельств нарушения без учета отсутствия установленных законом сроков проведения мероприятий, указанных в ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ; отсутствие состава правонарушения в действиях комитета.
Проверив материалы дела, выслушав защитника Свиленок Е.М., прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как следует из протокола об административном правонарушении, в ходе проведения в период с 14 июля 2020г. по 14 сентября 2020г. административного расследования в отношении ООО <данные изъяты> установлено, что на территории земель, собственность на которые не разграничена, в районе земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> размещены производственные отходы I-IV классов опасности; на указанном участке имеются три строения-отстойника, ранее принадлежащие ОАО <данные изъяты> ликвидированному по решению арбитражного суда ДД.ММ.ГГГГ 2005г. Сведения о выполненных работах по рекультивации вышеуказанного земельного участка отсутствуют, проект рекультивации на рассмотрение администрации города Кемерово не поступал.
В постановлении должностного лица содержится вывод о том, что комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка допустил загрязнение, захламление земельного участка, а также не проводил контроль за своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или их рекультивации.
Учреждению вменено нарушение требований ст. 12, ч. 2, 5 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, п. 4 Постановления Правительства РФ от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Часть 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в том числе, мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (ч. 5 ст. 13 ЗК РФ).
Рассматривая жалобу, судья пришел к выводу о наличии вины комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка в совершении правонарушения в связи с неисполнением обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления.
Суд указал на невыполнение комитетом возложенных на него обязанностей по обеспечению муниципального земельного контроля.
При этом, суд исходил из принятия комитетом градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка нарушенного земельного участка с кадастровым номером № в связи с признанием утратившим силу п. 1.1.2 распоряжения администрации города Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого был заключен договор аренды земельного участка № от 15 мая 2002г. с ОАО <данные изъяты> без проведения надлежащей рекультивации.
Вместе с тем, суд не учел, что управление по земельным ресурсам и землеустройству администрации города Новокузнецка, являлось арендодателем земельного участка с кадастровым номером № по договору аренды № от 15 мая 2002г. с ОАО <данные изъяты> заключив указанный договор на основании распоряжения администрации города Новокузнецка от <данные изъяты> об использовании указанного земельного участка.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 72 Земельного кодекса РФ, под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
Согласно п. 35 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится в числе прочих осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30 сентября 2015г. № 322 утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Кемеровской области-Кузбасса, в соответствии с п. 2.2 которого к полномочиям органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль, относятся, в том числе, выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (пп. «к»); контроль за своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или их рекультивации после завершения разработки месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, ведущихся с нарушением почвенного слоя (пп. «м»).
Согласно Административному регламенту исполнения муниципальной функции «осуществление муниципального земельного контроля на территории Новокузнецкого городского округа», утвержденного постановлением администрации г. Новокузнецка № 110 от 26 июля 2012г. исполнение указанной функции возложено на комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка.
Муниципальный земельный контроль, в соответствии с п.1.4.3 Регламента осуществляется в виде плановых выездных, плановых документарных, внеплановых выездных и внеплановых документарных проверок.
Раздел 1.7 Регламента предусматривает перечень лиц, в отношении которых осуществляется муниципальный земельный контроль, их права и обязанности.
Согласно п. 1.8.4 Регламента, в случае выявления в ходе проведения проверки нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством РФ, законодательством Кемеровской области предусмотрена административная ответственность, комитет выдает предписание об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства.
Изложенное свидетельствует о возложении на комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка контрольных функций, в том числе по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 8.7 КоАП РФ является невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Для квалификации правонарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ необходимо установить субъект административного правонарушения, который своими действиями (бездействием) не выполнил установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению земель.
Таким образом, обязанность по проведению соответствующих мероприятий, в силу прямого указания закона, возложена на лицо, пользующееся, владеющее на установленных законом основаниях землей.
Субъектом правонарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и осуществлять обязательные мероприятия - собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков (владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков): граждане, должностные лица, юридические лица.
Суд при рассмотрении жалобы не проверил, является ли комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка в силу возложенных на него полномочий надлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Указанный в материалах дела земельный участок находится на территории земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из положений п. 2 ст. 3.3 указанного Закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Из правового анализа указанной нормы следует, что за земельные участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения.
В соответствии с п. «в» п. 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018г. № 800, разработка проекта рекультивации и рекультивация земель обеспечивается исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.
Указанные выше положения проанализированы судом не были.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Проверяя законность вынесенного постановления, судья не дал оценки объему обвинения, указанному административным органом в протоколе об административном правонарушении, соответствию данного обвинения выводам должностного лица в части конкретных виновных действий (бездействия), изложенным в постановлении.
При таких обстоятельствах выводы суда нельзя признать соответствующими требованиям ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка от 19 февраля 2021 г. отменить, жалобу защитника комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка Свиленок Е.М. направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе.
На данное решение может быть принесена жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья Т.А. Ершова