ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-229/2016 от 07.11.2016 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья <данные изъяты> Дело № 21-229/2016

ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

07 ноября 2016 года г. Псков

Судья Псковского областного суда Архипов Е.В.,

при секретаре Шевчук В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мухиной С.А. на решение Псковского городского суда от 04 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.19 КоАП РФ делу в отношении Мухиной С.А. об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

26 мая 2016 года государственным инспектором отдела государственного контроля и надзора в Псковской области Северо-Западного Межрегионального Территориального Управления Росстандарта в отношении Мухиной С.А., являющейся должностным лицом - начальником АЗС №(****) ООО «<данные изъяты>», составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, согласно которому при проведении плановой выездной проверки с 17 мая по 14 июня 2016 года в отношении ООО «<данные изъяты>» по адресу: АЗС №(****)<****> установлено, что Мухина С.А., являясь должностным лицом вышеуказанного юридического лица, допустила нарушение п.1 ст.5, п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 13 Федерального закона №102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений с несоблюдением порядка поверки средств измерений, с применением в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений средств измерений, не прошедших поверку, средств измерений не утвержденного типа, а именно: уровнемер магнитострикционный VEEDER-ROOT №(****), метрошток МШТм-5, 0КЗ № (****) с нарушением порядка поверки средств измерений (просрочен межповерочный интервал), манометр технический ТМ-5, IMT б/н, водосчетчик ВСХ-25 номер невозможно идентифицировать, с нарушением порядка поверки средств измерений - сведения о поверке средств измерений отсутствуют, манометр IMT б/н является средством измерения не утвержденного типа.

Постановлением начальника отдела государственного контроля и надзора в Псковской области Северо-Западного Межрегионального Территориального Управления Росстандарта от 03 июня 2016 года начальник АЗС № (****) ООО <данные изъяты>» Мухина С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Обжалуемым решением Псковского городского суда постановление начальника отдела государственного контроля и надзора в Псковской области Северо-Западного Межрегионального Территориального Управления Росстандарта от 03 июня 2016 года признано законным и обоснованным.

Мухина С.А. обратилась в Псковский областной суд с жалобой об отмене данного решения в связи с тем, что отсутствует событие административного правонарушения, поскольку Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" определяет сферы, на которые распространяется действие указанного закона и применение средств измерения в которых требует соблюдения обязательных метрологических требований. В число указанных сфер относится торговля и оказание услуг, однако услуга по подкачке шин на АЗС № (****) не реализуется, поскольку услуга по подкачке шин на АЗС за плату не предоставляется, пост подкачки шин размещён на АЗС № (****) и эксплуатируется для удобства водителей. Манометр на посту подкачки шин не является средством измерения, а носит информационный характер. Таким образом, манометр технический ТМ-5 1МТ б/н не является средством измерения и на него не распространяются требования о периодической поверке. Кроме того, заявитель полагает, что в ходе рассмотрения дела не была установлена и подтверждена ее вина, как должностного лица в совершении административного правонарушения, поскольку в число обязанностей начальника АЗС, указанных в должностной инструкции, не входит определение вида и типов оборудования, устанавливаемых на АЗС. Решения об установке, закупке оборудования и необходимости проведения поверки средства измерения принимается и реализуется сотрудниками технического отдела ООО «<данные изъяты>». Перечень средств измерений, который закреплен за руководителями АЗС и ААЗС определен распоряжением коммерческого директора № (****) от (дд.мм.гг.), в котором не имеется средств измерений, закрепленных за руководителем АЗС № (****), а также не имеется таких средств измерения, как манометр технический ТМ-5 ГМТ б/н, манометр фирмы Wika б/н. Учитывая изложенное, просила производство по делу прекратить.

Мухина С.А. и государственный инспектор отдела государственного контроля и надзора в Псковской области Северо-Западного Межрегионального Территориального Управления Росстандарта Хмелляр С.И. при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились, что не может служить препятствием для его рассмотрения.

Представитель государственного контроля и надзора в Псковской области Северо-Западного Межрегионального Территориального Управления Госстандарта – начальник отдела государственного контроля и надзора Замкин В.А. с жалобой не согласился и указал, что оснований для прекращения производства по делу не имеется, поскольку совершенное правонарушение создавало угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Изучив материалы дела, заслушав представителя государственного контроля и надзора в Псковской области Северо-Западного Межрегионального Территориального Управления Госстандарта Замкина В.А., оснований для отмены или изменения решения судьи по настоящему делу не нахожу ввиду следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску и производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в российской Федерации единиц величин - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В целях установления правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации, защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, обеспечения потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности, содействия развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу принят Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 102-ФЗ данный Закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

Согласно ч. 3 ст. 1 данного Закона сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные требования и которые выполняются, в частности, при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда; осуществлении торговли и товарообменных операций; обеспечении безопасности дорожного движения.

На основании ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 102-ФЗ измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.

В силу положений ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению Допускаются средства измерений утвержденного типа,, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств| измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

На основании ст. 11 Федерального закона N 102-ФЗ одними из форм государственного регулирования в области обеспечения единства измерений являются поверка средств измерений и аттестация методик (методов) измерений.

Согласно ч. 4 ст. 11 Закона одной из форм государственного регулирования в области обеспечения единства измерений является государственный метрологический надзор - контрольная деятельность в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляемой уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и заключающейся в систематической проверке соблюдения установленных законодательством РФ обязательных требований, а также в применении установленных законодательством РФ мер за нарушения, выявленные во время надзорных действий.

Согласно ст. 13 Федерального закона N 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии.

Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений (ч. 5 ст. 13 Закона).

Согласно п. 1 Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 N 1815, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.

В силу ст. 23 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" юридические лица, их руководители и работники, индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, необоснованно препятствующие осуществлению федерального государственного метрологического надзора и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный метрологический надзор, об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 2.4 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из материалов дела, 26 мая 2016 года государственным инспектором отдела государственного контроля и надзора Северо-Западного Межрегионального Территориального Управления Росстандарта в Псковской области Хмелляр С.И. в отношении Мухиной С.А., являющейся должностным лицом - начальником АЗС №(****) ООО «<данные изъяты>», составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, согласно которому при проведении плановой выездной проверки с 17 мая по 14 июня 2016 года в отношении ООО «<данные изъяты>» по адресу: АЗС №(****)(****), установлено, что Мухина С.А., являясь должностным лицом вышеуказанного юридического лица, допустила нарушение п.1 ст.5, п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 13 Федерального закона №102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений с несоблюдением порядка поверки средств измерений, с применением в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений средств измерений, не прошедших поверку, средства измерений не утвержденного типа, а именно: применялся уровнемер магнитострикционный VEEDER-ROOT №(****) метрошток МШТм-5, 0КЗ № (****) с нарушением порядка поверки средств измерений (просрочен межповерочный интервал), манометр технический ТМ-5, IMT б/н, водосчетчик ВСХ-25 номер невозможно идентифицировать, с нарушением порядка поверки средств измерений - сведения о поверке средств измерений отсутствуют, манометр IMT б/н является средством измерения не утвержденного типа.

Постановлением начальника отдела государственного контроля и надзора в Псковской области СЗМТУ Росстандарта от 03 июня 2016 года начальник АЗС № (****) ООО «<данные изъяты>» Мухина С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Суд обоснованно признал, что доводы заявителя о том, что манометр технический ТМ-5 IMT б/н не является средством измерения и на него не распространяются соответствующие требования о подкачки шин, несостоятельны, поскольку ТМ-5 IMT б/н и манометр фирмы Wika б/н являются частью оборудования указанного поста.

Согласно п. 53 Приказа Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N 1034н "Об утверждении Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности" измерения давления в пневматических системах относится к сфере государственного метрологического надзора и средства измерений применяемые при данных измерениях (манометр ТМ-5 и манометр на компрессоре) подлежат обязательной поверке.

Судом обоснованно указано, что согласно правил ПБ 10-115-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» все манометры должны подвергаться поверке не реже 1 раза в 12 месяцев (п. 5.3.11) и не реже 1 раза в 6 месяцев владельцем сосуда должна производиться дополнительная проверка рабочих манометров контрольными манометрами. Давление для подкачки шин создается компрессором, создающим давление до 11 бар (1,1 Мпа). Таким образом, манометр технический ТМ-5 IMT б/н подлежит обязательной поверке, сведения о которой при проведении проверки должностному лицу СЗМТУ Росстандарта представлены не были. Также, на компрессоре для подкачки шин установлен манометр технический фирмы Wika б/н, который является средством измерения не утвержденного типа и не внесен в Государственный реестр и не может применяться в сфере распространения государственного метрологического надзора.

Отсутствие сведений о поверке манометра ТМ-5 IMT б/н и применение манометра не утвержденного типа фирмы Wika б/н является нарушением п.1 ст.5, п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 13 Федерального закона №102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

Величина давления в шине напрямую влияет на безопасность дорожного движения, безопасность труда, предупреждение несчастных случаев. Установив на АЗС №(****) пост подкачки шин ООО «<данные изъяты>» фактически оказывает услугу неопределенному кругу лиц, в связи с чем должно обеспечивать безопасность предоставляемой услуги.

Суд так же обоснованно опроверг доводы Мухиной С.А. о том, что она не является субъектом вмененного ей в вину административного правонарушения.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностными лицами юридического лица являются руководители и другие работники юридического лица, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Как следует из материалов дела, Мухина С.А. является начальником АЗС №(****) ООО «<данные изъяты>». В соответствии с. п. п. 11 п. 2.3 должностной инструкции начальника АЗС ООО «<данные изъяты>», в обязанности начальника АЗС входит обеспечение законности деятельности, в том числе и обеспечение своевременной поверки средств измерений на АЗС.

Таким образом, наличие в действиях должностного лица Мухиной С.А. события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, является доказанным.

Суд обоснованно не усмотрел оснований для назначения наказания ниже низшего предела и признания правонарушения малозначительным.

Нарушений материальных и процессуальных норм судом при рассмотрении жалобы не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 04 октября 2016 года по делу в отношении Мухиной С.А. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Мухиной С.А. - без удовлетворения.

Судья

Псковского областного суда Е.В.Архипов