ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-22/2017 от 16.01.2017 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 7-21-22/2017

судья Силяева И.Л.

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Забайкальского краевого суда Ходюков Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите 16 января 2017 года жалобу Путинцевой Л.Г. на постановление старшего государственного инспектора отдела автотранспорта и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю от 24 октября 2016 года и решение судьи Чернышевского районного суда Забайкальского края от 28 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении директора Муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа с. НовыйОлов П. Л. Георгиевны (далее – МОУ ООШ с. Новый Олов),

установил:

постановлением старшего государственного инспектора отдела автотранспорта и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю от 24 октября 2016 года директор МОУ ООШ с. Новый Олов Путинцева Л.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Чернышевского районного суда Забайкальского края от 28 ноября 2016 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, Путинцева Л.Г. просит об отмене состоявшихся по делу актов. По её мнению нормы Профессиональных и квалифицированных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287 на организации и индивидуальных предпринимателей, для которых перевозка является видом деятельности и которые используют автотранспорт для собственных нужд, не распространяются.

Изучив материалы дела, выслушав Путинцеву Л.Г. поддержавшую доводы жалобы, представителя Управления государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю Морщаковой С.В. возражавшую против доводов Путинцевой Л.Г., прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом.

Согласно части 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 13 октября 2016 года старшим государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Гантимуровым Д.А. в результате проверки соблюдения МОУ ООШ с. Новый Олов требований законодательства в области безопасности дорожного движения было установлено, что организацию перевозок пассажиров транспортными средствами МОУ ООШ с. Новый Олов осуществляет ответственный по безопасности дорожного движения Ивлиев В.А., назначенный на должность приказом директора МОУ ООШ с. Новый Олов. В ходе проведенной проверки также было установлено, что Ивлиев В.А. не имеет профессиональной квалификации в области дорожного движения и не прошел в установленном законом порядке аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления о привлечении директора МОУ ООШ с. Новый Олов Путинцевой Л.Г. как должностного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ.

Оставляя постановление старшего государственного инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю от 24 октября 2016 года без изменения, судья Чернышевского районного суда Забайкальского края пришла к выводу, что пункт 16.3 Профессиональных и квалифицированных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287; пункт 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7; статья 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» распространяет свое действие Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа, с данными выводами согласиться нельзя, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 16.1 Профессиональных и квалифицированных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287 специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен знать: нормативные акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты; назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок; правила технической эксплуатации транспортных средств; методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок; организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта; порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Согласно пункту 16.2 Профессиональных и квалифицированных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287 специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен уметь: разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение; анализировать причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями юридического лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке готовить отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению; осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с данными Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России; разрабатывать или участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов; организовывать и проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе; информировать водительский состав, инженерно-технических работников, органы управления юридического лица, индивидуального предпринимателя о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий; устанавливать причины и обстоятельства возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявлять нарушения установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения; контролировать допуск водителей к управлению только теми категориями транспортных средств, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями; контролировать прохождение водителями обязательных медицинских осмотров; организовывать проведение инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств в различных дорожных и климатических условиях; контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха водителей; организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников; организовывать работу кабинета (класса) безопасности дорожного движения по плану, утвержденному юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

В силу пункта 16.3 Профессиональных и квалифицированных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287 16.3 к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований: наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» <1>, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Согласно пункту 2 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации, Минтруда Российской Федерации от 11.03.1994 года N 13/11 аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (в дальнейшем - организации), согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации (Приложение N 1).

На автомобильном, электрическом городском наземном транспорте. Руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения на предприятиях транспорта, независимо от форм собственности и вида деятельности. Начальники: - отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта; - колонн (маршрутов), отрядов. Специалисты: - диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.

На промышленном транспорте (кроме отнесенного к ведению МПС России). Руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения на предприятиях промышленного транспорта независимо от форм собственности и вида деятельности. Начальники: - отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности движения, технического контроля предприятий промышленного транспорта; - маршрутов, бригад, колонн, отрядов. Специалисты: - диспетчеры, механики ОТК, механики.

В силу подпункта 2 пункта 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 7 обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей), достигается: наличием у субъекта транспортной деятельности должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Таким образом, анализ указанных норм дает основание считать, что специалисты по безопасности дорожного движения должны отвечать указным требованиям в тех учреждениях, предприятиях, деятельность которых связана с осуществлением перевозок пассажиров, багажа, грузов автомобильным транспортом.

Исходя из положений статей 784, 785, 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозкой является коммерческая деятельность, осуществляемая на основании договоров перевозки по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения.

Материалы дела свидетельствуют о том, что Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Новый Олов не относится к организациям, которые осуществляют перевозку пассажиров и грузов, то есть являются субъектами транспортной деятельности.

Так согласно устава основным видом деятельности школы является образовательная деятельность, школа не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности.

В ходе рассмотрения дела в краевом суде установлено, что в оперативном управлении Муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа с. Новый Олов находится автобус ГАЗ 322121, который школа эксплуатирует в своей деятельности, не связанной с выполнением перевозок пассажиров и грузов, данный автомобиль предназначен для доставления детей в школу, то есть для организации образовательного процесса.

Таким образом, привлечение директора школы к административной ответственности за нарушение пункта 16.3 Профессиональных и квалифицированных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287; пункта 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7; статьи 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» необоснованно, что свидетельствует о необходимости отмены постановления должностного лица, решения судья и прекращения производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств необходимых для привлечения к административной ответственности, на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 3. ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу директора МОУ ООШ с. Новый Олов Путинцевой Л.Г. удовлетворить.

постановление старшего государственного инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю от 24 октября 2016 г., решение судьи Чернышевского районного суда Забайкальского края от 28 ноября 2016 г. отменить.

Производство по данному делу об административного правонарушении на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление должностного лица и решение судьи.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 КоАП РФ.

<данные изъяты>

Судья Забайкальского краевого суда Д.С. Ходюков