ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-230/20 от 28.10.2020 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Лаевская Р.П.

Дело № 21-230/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Камчатского краевого суда Чаднов О.В., при секретаре Чуйковой Ю.В., рассмотрев 28 октября 2020 года в г. Петропавловске-Камчатском жалобу защитника АО «Северо-Курильская База Сейнерного Флота» Малыновой А.Ю. на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 августа 2020 года, которым постановлено:

«Жалобу защитника Малыновой А.Ю. – удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 1 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 30 июня 2020 года о признании акционерного общества «Северо-Курильская база сейнерного флота» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях – изменить.

Исключить из описательно-мотивировочной части постановления ссылку на нарушение АО «СК БСФ» п. 13.1.8 Наставлений по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации (введены приказом Госкомрыболовства России от 27 мая 1999 года № 134).

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу защитника Малыновой А.Ю. – без удовлетворения»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 отделения отдела режимно-контрольных мероприятий ПУ ФСБ России по восточному арктическому району (далее по тексту - должностное лицо) № 18900009860200004196 от 30 июня 2020 года юридическое лицо – акционерное общество «Северо-Курильская База Сейнерного Флота» (далее по тексту – АО «СК БСФ», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

Основанием привлечения АО «СК БСФ» к административной ответственности по статье 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило нарушение частей 1, 2 ст. 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», пунктов 13.1.8, 13.1.9 Наставлений по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации, введенных в действие приказом Госкомрыболовства России от 27 мая 1999 года № 134, выразившееся в сбросе с судна СРТМ «<данные изъяты>» в период с 5 по 22 января 2020 года измельченных пищевых отходов в территориальных водах Российской Федерации.

Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 25 августа 2020 года постановление должностного лица изменено путем исключения из описательно-мотивировочной части постановления ссылку на нарушение АО «СК БСФ» пункта 13.1.8 Наставлений по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации. В остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник АО «СК БСФ» Малынова А.Ю. просит решение суда отменить, производство по делу прекратить, указав в обоснование, что пищевые отходы образованы в процессе нормальной деятельности судна по добыче водных биоресурсов. Пищевые отходы не являются опасными для окружающей среды и не относятся к категории отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации. Также указывает, что капитан судна в своих действиях руководствовался «Планом управления мусором», в котором указано, что измельченные и раздробленные пищевые отходы за пределами особых районов и Арктических вод допускается сбрасывать за пределами 3-х морских миль.

Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Административной ответственности по ст. 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат лица, допустившие самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 2 статьи 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» захоронение отходов и других материалов (далее - захоронение) - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений. Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации; сброс загрязняющих веществ или стоков, содержащих такие вещества (далее - сброс загрязняющих веществ), - любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее - суда), летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение. Сброс загрязняющих веществ не включает выброс загрязняющих веществ, происходящий непосредственно вследствие использования недр и переработки в море минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также сброс загрязняющих веществ для проведения правомерных морских научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним (часть 1).

Захоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается (часть 2).

Как следует из требований пункта 13.1.9 Наставлений но предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации, введенных в действие Приказом Государственного Комитета Российской Федерации по рыболовству № 134 от 27 мая 1999 года (далее – Наставления по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства РФ), сброс с судов всех видов мусора в территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации запрещен. Запрещение касается и сброса измельченного мусора, а также отходов, образующихся при промышленной переработке водных биоресурсов на судах промыслового флота.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что АО «СК БСФ» посредством судна СРТМ «<данные изъяты>», находящегося под управлением капитана ФИО6., в период с 5 по 22 января 2020 года в территориальном море Российской Федерации осуществляло сброс измельченных пищевых отходов, чем нарушило требования частей 1, 2 статьи 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», пункта 13.1.9 Наставлений по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства РФ.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и впоследствии его привлечения к административной ответственности.

Установив на основании собранных по делу доказательств, получивших надлежащую правовую оценку, что Общество допустило сброс измельченных пищевых отходов в территориальном море Российской Федерации, должностное лицо пограничного органа и судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края пришли к обоснованному выводу о нарушении им приведенных выше требований Федерального закона от 31июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и пункта 13.1.9 Наставлений по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства РФ, правильно квалифицировав совершенное им деяние по статье 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы о наличии состава указанного административного правонарушения основаны на исследованных и приведенных в постановлении доказательствах, которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценены на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Доводы жалобы о допустимости сброса пищевых отходов на расстоянии не менее 3 морских миль от ближайшего берега в соответствии с положениями Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года не могут повлечь отмену состоявшихся по делу решений, поскольку в силу пункта 13.1.3 Наставлений по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства РФ сброс мусора с судов во внутренних и территориальных водах регламентируется национальными правилами и законодательствами стран.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, в свою очередь, регламентирует сброс мусора с судов исключительно в открытом море и особых районах.

Доводы жалобы о том, что пищевые отходы, удаленные с судна СРТМ-К «Бриз», относятся к мусору, который образуется в процессе нормальной эксплуатации судна и их сброс не считается захоронением, подлежат отклонению, поскольку часть 2 статьи 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», пункт 13.1.9 Наставлений по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства РФ содержит прямой запрет на сброс с судов всех видов мусора в территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации. Запрещение касается и сброса измельченного мусора, а также отходов, образующихся при промышленной переработке водных биоресурсов на судах промыслового флота.

Наказание Обществу назначено в размере, предусмотренном санкцией статьи 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом характера и обстоятельств совершённого им административного правонарушения, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного для данной категории дел.

При проверке дела в полном объёме не выявлено нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену решения судьи, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Северо-Курильская База Сейнерного Флота» оставить без изменения, а жалобу защитника Малыновой А.Ю. – без удовлетворения.

Судья Камчатского

краевого суда О.В. Чаднов