Судья Кузнецова И.А. | №21-230/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу заместителя Министра финансов Республики Карелия на решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 08 июня 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Щебекина С. Ю.,
установил:
на основании постановления заместителя Министра финансов Республики Карелия от 07 апреля 2022 г. Щебекин С.Ю. признан виновным в совершении противоправного деяния, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
По результатам судебного пересмотра упомянутое постановление должностного лица отменено, производство по настоящему делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).
В предъявленной в вышестоящий суд жалобе на решение судьи должностное лицо административного органа Александрова Н.Ю. просит его отменить в связи с ошибочным толкованием и применением судьей норм процессуального права, регулирующих порядок составления протокола об административном правонарушении, что привело к принятию незаконного акта.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст.15.15.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи и ст.15.14 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.3 ст.139 Бюджетного кодекса РФ правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу положений подп.«б» п.4 Правил, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета Республики Карелия местным бюджетам, утвержденных постановлением Правительства РК от 27.01.2020 №15-П (далее - Правила №15-П), условия предоставления субсидии из бюджета Республики Карелия местным бюджетам включают обеспечение главными распорядителями средств бюджета Республики Карелия заключения с органами местного самоуправления соглашений в случае внесения в течение финансового года изменений в закон Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на текущий финансовый год и на плановый период в части увеличения и (или) уменьшения бюджетных ассигнований на предоставление субсидий - в течение 15 дней с даты вступления в силу такого закона Республики Карелия.
Как следует из материалов дела, Указом Главы Республики Карелия от 17 марта 2020 г. №21 Щебекин С.Ю. назначен с 18 марта 2020 г. членом Правительства Республики Карелия - Министром по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия.
В соответствии с Законом РК от 19.12.2019 №2440-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» было предусмотрено предоставление Петрозаводскому городскому округу на 2020 год субсидии на реализацию мероприятий государственной программы Республики Карелия «Развитие транспортной системы» (в целях проектирования, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения) в сумме 400 000,00 тыс.рублей.
В рамках проведения на основании приказа Министра финансов Республики Карелия от 18.11.2021 №670 выездной проверки на предмет соблюдения Министерством по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия норм бюджетного законодательства при использовании средств бюджета Республики Карелия, выделенных на разработку проектно-сметной документации на реконструкцию и капитальный ремонт аварийных мостовых переходов на территории г.Петрозаводска, проверочной группой были выявлены следующие нарушения:
- после принятия Закона РК от 20.04.2020 №2465-ЗРК «О внесении изменений в Закон РК «О бюджете Республики Карелия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», вступившего в силу 21.04.2020, которым внесены изменения в объем субсидии, предоставленной бюджету Петрозаводского городского округа в сумме 2 484,8 тыс. рублей (субсидия составила 517 125,8 тыс. рублей), не заключено дополнительное соглашение (дата совершения вменяемого правонарушения 06 мая 2020 г.);
- после принятия Закона РК от 29.06.2020 №2482-ЗРК «О внесении изменений в Закон РК «О бюджете Республики Карелия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», вступившего в силу 30.06.2020, которым внесены изменения в объем субсидии, предоставленной бюджету Петрозаводского городского округа в сумме 19 065,70 тыс. рублей (субсидия составила 536 191,50 тыс. рублей), дополнительное соглашение №2 от 24 июля 2020 г. заключено с нарушением установленного срока (дата совершения вменяемого правонарушения 15 июля 2020 г.).
В связи с обнаружением факта несоблюдения Министерством по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия требований законодательства в затронутой сфере 05 апреля 2022 г. в отношении руководителя данного ведомства составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, и постановлением заместителя Министра финансов Республики Карелия от 07 апреля 2022 г. Щебекин С.Ю. привлечен к указанной административной ответственности.
Отменяя постановление о назначении административного наказания и прекращая производство по делу на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья пришел к выводу о недопустимости принятия должностным лицом за основу обвинения протокола об административном правонарушении в связи с ненадлежащим установлением места совершения вменяемого деяния, обязательность указания которого предусмотрена ч.2 ст.28.2 КоАП РФ.
Обжалуя судебный акт, должностное лицо административного органа считает его незаконным, однако следует отметить следующее.
В ч.1 ст.1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно чч.1, 2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность привлекаемого к административной ответственности лица и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из смысловой нагрузки ст.1.5 КоАП РФ во взаимосвязи с положениями ст.ст.26.1, 29.1, 29.9 КоАП РФ, совокупность ряда достаточных и неопровержимых доказательств виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должна быть представлена и всесторонне исследована до принятия постановления в порядке, установленном главой 29 КоАП РФ.
О совершении административного правонарушения составляется протокол (ч.1 ст.28.2 КоАП РФ), который относится к числу доказательств по такому делу и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и формулируется вменяемое ему обвинение.
Согласно содержащимся в пп.3, 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснениям местом совершения административного правонарушения, выраженного в форме бездействия, следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на должностное лицо обязанность. Существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ.
При пересмотре постановления о назначении административного наказания судьей городского суда установлено, что в качестве места совершения Министром по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия 06 мая 2020 г. и 15 июля 2020 г. правонарушения в форме бездействия в протоколе об административном правонарушении значится г.Петрозаводск, улица Гоголя, дом 28 (сведения о новом адресе юридического лица были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 31.08.2020), тогда как в указанные даты Щебекин С.Ю. исполнял служебные обязанности в помещении по адресу: г.Петрозаводск, улица Мерецкова, дом 8а.
Таким образом, поскольку протокол об административном правонарушении не содержит требуемых ч.2 ст.28.2 КоАП РФ сведений относительно конкретного места совершения должностным лицом инкриминируемого деяния и согласно положениям п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ названное нарушение, которое относится к разряду существенных, не могло быть восполнено при разрешении жалобы привлекаемого к ответственности лица, выводы судьи относительно недопустимости данного доказательства ошибочными признать нельзя.
При этом следует отметить, что по эпизоду вменяемого деяния от 06 мая 2020 г. срок давности привлечения к административной ответственности в настоящее время истек, что исключает возможность возобновления производства по делу с последующей правовой оценкой бездействия руководителя органа исполнительной власти на предмет наличия события и состава инкриминируемого правонарушения.
На основании изложенного решение судьи подлежит оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 08 июня 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Щебекина С. Ю. оставить без изменения, жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).
Судья Н.А.Колбасова