ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-232 от 22.07.2014 Курского областного суда (Курская область)

Судья Солодухина Н.Н. Дело №21-232АК-2014

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курск 22 июля 2014 года

Судья Курского областного суда Переверзева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в Курском областном суде жалобу государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области ФИО1 на решение судьи Железногорского городского суда Курской области от 23 июня 2014 г., вынесенное по жалобе генерального директора ЗАО «Железногорский вагоноремонтный завод» ФИО2 на постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.8.21 КоАП РФ,

ЗАО «Железногорский вагоноремонтный завод»,

ОГРН , ИНН , КПП

, р/с в ОАО Курскпромбанк г.Курск,

к/с , БИК ,

расположено по адресу: <адрес>,

<адрес>

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области ФИО1 от 07 мая 2014 года юридическое лицо - ЗАО «Железногорский вагоноремонтный завод» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), выразившегося в превышении нормативов ПДВ по этанолу в 25,3 раза от допустимой концентрации (нарушение ч.2 ст.30 Закона Российской Федерации от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон "Об охране атмосферного воздуха"), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 руб.

Решением судьи Железногорского городского суда Курской области от 23 июня 2014 г. постановление по делу об административном правонарушении от 07.05.2014 г. отменено, производство по делу прекращено на основании п.2. ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

В жалобе государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области ФИО1 ставится вопрос об отмене решения судьи от 23 июня 2014 г. и оставлении без изменения постановления государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области от 07 мая 2014 года.

Проверив материалы дела, выслушав защитника ЗАО «Железногорский вагоноремонтный завод» по доверенности ФИО3, возражавшего против удовлетворения жалобы, пояснения государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области ФИО4, нахожу решение судьи районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение юридическими лицами условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет назначение административного штрафа в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Частью 2 статьи 30 Закона Российской Федерации от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.

Как следует из постановления по делу об административном правонарушении от 07.05.2014 г., в ходе проведения федерального государственного экологического надзора Управлением Росприроднадзора по Курской области в отношении ЗАО «Железногорский вагоноремонтный завод», 18 апреля 2014г. в 12 час. 00 мин. установлено, что при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Железногорский вагоноремонтный завод» выявлено превышение нормативов ПДВ по этанолу в <данные изъяты> раза от допустимой концентрации (ч.2 ст.30 Закона Российской Федерации от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

При рассмотрении дела судья городского суда установила, что на момент вынесения постановления 103/3-АВ от 07.05.2014 года разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ЗАО «Железногорский вагоноремонтный завод» не получено. Согласно проекту ПДВ по источнику выбросов предусмотрены следующие нормативы: пыль-0,07956 г/с, этанол – 0,00428 г/с, уксусная кислота - 0,00039 г/с. Как следует из протокола результатов анализов от 07.04.2014 г., фактический выброс этанола превышает установленный проектом ПДВ в <данные изъяты> раза.

Отменяя постановление по делу об административном правонарушении от 07.05.2014 г. и прекращая производство по делу, ввиду отсутствия состава административного правонарушения, судья городского суда исходила из того, что согласно сообщению Генерального директора ООО «<данные изъяты>» от 03.06.2014г., представленному в ходе рассмотрения дела по жалобе, при разработке Проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ЗАО «Железногорский вагоноремонтный завод» в расчете по цеху по выпечке хлебобулочных изделий допущена опечатка при расчете этилового спирта (этанола). Вместо значения <данные изъяты> г/сек следует считать - <данные изъяты> г\ сек по одному источнику. Три источника выбросов этанола после реконструкции пекарни были объединены в один №. Итоговый правильный норматив по этанолу, который должен быть занесен в проект ПДВ, составляет <данные изъяты> г/сек. Поскольку итоговый правильный норматив по этанолу, который должен быть занесен в проект ПДВ, составляет <данные изъяты> г сек. а согласно протоколу результата анализов от 07.04.2014 года фактический выброс составляет <данные изъяты>, то выброс этанола не превышает установленный проектом ПДВ норматив. В связи с чем, в действиях ЗАО «Железногорский вагоноремонтный завод» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ.

Однако такие выводы судьи городского суда не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N7-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон N 7-ФЗ), в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду -нормативы допустимых выбросов веществ в окружающую среду.

Частью 3 статьи 22 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона N 96-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

Пунктом 6 названного акта установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

Согласно разделу 1.1 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработанного научно-исследовательским институтом охраны атмосферного воздуха (НИИ Министерства Природных ресурсов РФ) для определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу используются инструментальные и расчетные (балансовые, а также основанные на удельных технологических нормативах или закономерностях протекания физико-химических процессов) методы.

В соответствии с пунктами 1, 2 раздела 1.3 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, для правильного расчета как максимальных разовых выбросов (г/с) от отдельных производств и предприятия в целом, на основе которых определяется степень негативного воздействия на атмосферный воздух, так и валовых (годовых) выбросов (т/год), значение которых служат исходными данными для определения размеров платы за выбросы, особое внимание должно уделяться оценке степени нестационарности выделений (выбросов) во времени.

Учет нестационарности выделений и выбросов проводится по каждому загрязняющему веществу отдельно. При этом во внимание принимаются источники с организованными, неорганизованными и залповыми выбросами.

Как усматривается из материалов дела, согласно представленному в Управление Росприроднадзора по Курской области Проекту ПДВ (страницы 190-192 проекта ПДВ) расчет выделений загрязняющих веществ выполнен в соответствии с «Методическими указаниями по нормированию, учету и контролю выбросов загрязняющих веществ от хлебопекарных предприятий», Москва, ФКК «Росхлебпродукт», 1996 г. Количественная и качественная характеристика загрязняющих веществ, выделяющихся в атмосферу в результате производственной деятельности приведена в таблице 1.1.1. В соответствии с данным расчетом итоговый норматив по этанолу составляет <данные изъяты> г\сек, а не <данные изъяты> г\сек, как ошибочно посчитал суд, следовательно, оснований для вывода о том, что в представленном ЗАО «Железногорский вагоноремонтный завод» в Управление Росприроднадзора по Курской области проекте ПДВ допущена техническая ошибка, не имеется.

Кроме того, письмо генерального директора НПП «ПромЭколог» от 03.06.2014 г. не может отменять показатели, содержащиеся в Проекте нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ЗАО «Железногорский вагоноремонтный завод», представленном в установленном порядке в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.

Статьей 12 Закона N 96-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы (ПДВ).

Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха

Исходя из изложенного, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух выдается после утверждения проекта ПДВ, на основании данных, внесенных в проект ПДВ. Все количественные показатели взяты проектировщиком в соответствии с действующими методическими указаниями, и были утверждены уполномоченным органом.

Учитывая изложенное, вывод судьи об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.21 не может быть признан правильным.

При данных обстоятельствах постановление должностного лица Управления Росприроднадзора по Курской области по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Железногорский вагоноремонтный завод» является законным и обоснованным, а решение судьи городского суда, которым производство по делу прекращено, ввиду отсутствия состава административного правонарушения не соответствует требованиям закона.

Учитывая изложенное, решение судьи Железногорского городского суда Курской области от 23 июня 2014 г. следует отменить, оставив без изменения постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области ФИО1 от 07 мая 2014 года, принимая во внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.

Руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Курского областного суда

Р Е Ш И Л А:

Решение судьи Железногорского городского суда Курской области от 23 июня 2014 г. отменить, постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области ФИО1 от 07 мая 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Железногорский вагоноремонтный завод» оставить без изменения.

Судья Курского областного суда Переверзева И.Н.