Судья Деготь Н.Е.
№21-233/2014
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
17 июня 2014 г.
г.Петрозаводск
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу Анисимовой Елены Валерьевны на постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу от 17 февраля 2014 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 13 мая 2014 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Анисимовой Елены Валерьевны,
установил:
постановлением заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО от 17 февраля 2014 г. (.....) ООО «РИЦ ЖХ» Анисимова Е.В. была привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде предупреждения.
По результатам рассмотрения жалобы Анисимова Е.В. на данное постановление решением судьи Петрозаводского городского суда РК от 13 мая 2014 г. постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
С таким решением судьи не согласна Анисимова Е.В., в жалобе просит отменить постановление должностного лица и решение судьи.
В обоснование жалобы указывает, что, поскольку операций, перечисленных в ст.6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ООО «(.....)» не осуществляет, оно не является платежным агентом и субъектом указанного Закона. При рассмотрении дела не учтено, что ООО «РИЦ ЖХ» не занимается приемом наличных денежных средств в какой-либо форме, все операции по перечислению денежных средств производятся в безналичной форме с расчетных и специального счетов, открытых в кредитных организациях, прямых взаимоотношений с вносителем платежа общество не имеет, идентификацию плательщиков жилищно-коммунальных услуг осуществляют кредитные организации либо платежные агенты (ФГУП «(.....)» и др.), и положения Федерального закона от 03.06.2009
№103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке, не применяются.
Заслушав объяснения Анисимовой Е.В. и защитника Магоева А.В., поддержавших доводы жалобы, прокурора Крылова Д.И., возражавшего относительно доводов жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу ст.ст.2.1, 2.4 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Частью 1 ст.15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных чч.2 - 4 настоящей статьи.
В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством РФ, а для кредитных организаций - Центральным банком РФ по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ, для кредитных организаций Центральным банком РФ по согласованию с уполномоченным органом.
В соответствии с п.2 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203, руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Как следует из материалов настоящего дела, постановлением заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО от 17 февраля 2014 г. (.....)
ООО «(.....)» Анисимова Е.В. привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде предупреждения.
Постановление вынесено по тем основаниям, что Анисимова Е.В. в нарушение п.2 ст.7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и п.2 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не осуществила постановку ООО «РИЦ ЖХ» на учет в уполномоченный орган, не приняла мер для организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:
- не утвердила правила внутреннего контроля и перечень сотрудников, обязанных проходить обязательную подготовку и обучение, не прошла обязательную подготовку и обучение лиц, ответственных за осуществление правил внутреннего контроля.
Правонарушение было установлено (.....). по месту нахождения
ООО «(.....)» по адресу: (.....).
Обстоятельства выявленного административного правонарушения и виновность Анисимовой Е.В. в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, которые получили оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Так как выводы должностного лица и судьи о наличии вины Анисимовой Е.В. в совершении вменяемого правонарушения основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах, обоснованность привлечения ее к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, сомнений не вызывает.
Дело рассмотрено, и административное наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ, нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, в ходе производства по делу не допущено.
Доводы жалобы о том, что, поскольку ООО «РИЦ ЖХ» операции с наличными денежными средствами не осуществляет, оно субъектом исполнения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и соответственно субъектом вменяемого правонарушения не является, несостоятельные по следующим основаниям.
В силу ст.ст.3, 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» под операциями с денежными средствами или иным имуществом понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей. К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, операторы по приему платежей.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), регулируются Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон). Положения данного Закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке (ст.1).
Статьей 2 Закона определено, что оператор по приему платежей - платежный агент - это юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Согласно ч.1 ст.3 Закона под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В силу чч.1, 5 ст.4 Закона оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.
Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного ч.1 настоящей статьи, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации (чч.7, 9 ст.4 Закона).
В рассматриваемом случае ООО «(.....)» заключены агентские договоры с рядом организаций, занимающихся управлением жилыми домами, выполнением работ по содержанию жилых домов и предоставлением коммунальных услуг.
Данными договорами предусмотрено, что ООО «РИЦ ЖХ» принимает на себя обязательства по выполнению от своего имени и за счет заказчика юридических и фактических действий по начислению, сбору, учету, перечислению платы за жилье и коммунальные услуги. Поступающие от потребителей средства агент обязан аккумулировать на специальном счете.
В свою очередь ООО «(.....)» заключены договоры с рядом банков и
ФГУП «(.....)», по условиям которых последние приняли на себя обязательства осуществлять прием от физических лиц денежных средств и их перевод в пользу
ООО «РИЦ ЖХ», суммы переводов перечисляются на расчетный счет клиента.
Анализ приведенных положений законодательства и установленных по делу обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что в данном случае положения Закона подлежат применению к отношениям, возникающим при осуществлении ООО «РИЦ ЖХ», являющимся оператором по приему платежей, деятельности по приему денежных средств, и оно обоснованно признано субъектом исполнения Федерального закона
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Факт отсутствия операций с наличными денежными средствами по расчетному счету ООО «РИЦ ЖХ» упомянутые выше выводы не опровергает, поскольку данным предприятием в целях осуществления приема платежей привлечены платежные субагенты и заключены соответствующие договоры.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО и решение судьи Петрозаводского городского суда РК, вынесенные с учетом всех обстоятельств дела, подтвержденных исследованными доказательствами, являются законными, оснований для их отмены и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу от 17 февраля 2014 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 13 мая 2014 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Анисимовой Елены Валерьевны оставить без изменения, ее жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.А. Колбасова
Деперсонификацию выполнил помощник судьи
____________________ (Андреева О.Н.), _____ _________________ 2014 г.
«Согласовано» судья Верховного Суда РК
____________________ (Колбасова Н.А.), _____ _________________ 2014 г.
«Разместить на сайте» Судья Верховного Суда РК
____________________ (Сильченко Р.П.), ______ _________________ 2014 г.