ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-235/2021 от 25.03.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

№ 21–235/2021

РЕШЕНИЕ

<...><...>

Судья Иркутского областного суда Полозова Н.Ф., с участием защитника администрации Алехинского сельского поселения ФИО1, допущенной к участию в деле на основании доверенности от <...>, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Алехинского сельского поселения Черемховского района Иркутской области на постановление главного государственного инспектора г. Черемхово, г. Свирска и Черемховского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Иркутской области С. от <...>, решение судьи Черемховского районного суда Иркутской области от <...> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - администрации Алехинского сельского поселения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора г. Черемхово, г. Свирска и Черемховского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Иркутской области С. от <...> юридическое лицо – Алехинское муниципальное образование признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию, с учетом части 3.2 статьи 4.1. настоящего Кодекса, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Черемховского районного суда Иркутской области от <...> указанное постановление должностного лица изменено в части наименования юридического лица, указано верное название юридического лица - администрации Алехинского сельского поселения. В остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, глава Алехинского сельского поселения Черемховского района Иркутской области, не соглашаясь с принятыми по делу актами, просит об их отмене.

Приводит доводы о неверном указании в постановлении должностного лица сведений о лице, в отношении которого ведется производство по делу, ссылаясь на выписку из ЕГРЮЛ, порядка его обжалования. Считает, что в силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу должно быть прекращено, в связи с вынесением в адрес администрации Алехинского сельского поселения предписания от <...> об устранении нарушений до <...>, срок исполнения которого не истек. Обращает внимание, что на администрацию Алехинского сельского поселения не может быть возложена обязанность по проведению сплошных рубок лесных насаждений на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

Законный представитель администрации Алехинского сельского поселения, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, учитывая, что при подготовке к рассмотрению жалобы обязательным и необходимым присутствие в судебном заседании указанного лица не признано, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие названного лица.

Защитник администрации Алехинского сельского поселения ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала, дополнительно обращая внимание на несоблюдение порядка проведения проверки в отношении юридического лица, на привлечение к административной ответственности каждый год за одно и тоже правонарушение, которое в отсутствие финансирования невозможно выполнить.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении , судебный материал по жалобе , проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, обязан проверить дело в полном объеме и дать оценку всем доводам, указанным в жалобе.

Установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении. При этом сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу, указываются в постановлении по делу об административном правонарушении (пункт 3 часть 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В настоящей жалобе заявитель ссылается, на то, что в постановлении должностного лица, в нарушение статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, личность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении установлен неверно.

Указанный довод заслуживает внимания.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что постановлением от <...> главного государственного инспектора г. Черемхово, г. Свирска и Черемховского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Иркутской области С. юридическое лицо – Алехинское муниципальное образование признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию (л.д.11-14).

<...> государственным инспектором г. Черемхово, г. Свирска и Черемховского района по пожарному надзору А., на основании задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования территории от <...>, проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности территории администрации Алехинского муниципального образования (л.д.9).

Согласно акту проверки от <...> установлено, что администрации Алехинского муниципального образования допустил нарушения требований пожарной безопасности (л.д.8).

Рассматривая данное дело об административном правонарушении, судья Черемховского районного суда Иркутской области, пришел к выводу о наличии в деянии администрации Алехинского сельского поселения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом, в резолютивной части решения, изменив постановление должностного лица, указав фактически иное юридическое лицо - администрация Алехинского сельского поселения, которое не было привлечено к административной ответственности.

С такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Установление виновности предполагает доказывание не только вины субъекта, но и его непосредственной причастности к совершению действия, то есть объективной стороны деяния (необходимо доказать, что именно данное лицо совершило административное правонарушение). Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

Из системного анализа Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 1, 22, 23, 36 Устава Алехинского муниципального образования, следует, что Алехинское муниципальное образование наделено статусом сельского поселения и является единым экономическим, историческим, социальным, территориальным образованием.

Местное самоуправление в Поселении осуществляется населением непосредственно, через органы местного самоуправления и территориальное общественное самоуправление Поселения.

В силу статьи 22 Устава, структуру органов местного самоуправления составляют органы, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения:

1) Дума Алехинского муниципального образования – Дума сельского поселения;

2) Глава Алехинского муниципального образования – Глава сельского поселения;

3) Администрация Алехинского муниципального образования (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) – администрация сельского поселения;

Как усматривается из статьи 23 и статьи 36 Устава, Дума Поселения, как и Администрация Поселения, наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями.

Рассматривая жалобу представителя Администрации Алехинского муниципального образования, судья Черемховского районного суда Иркутской области правовой оценки приведенным выводам и доводам жалобы не дал, фактически привлек к административной ответственности лицо, которое не было признано виновным постановлением должностного лица.

Таким образом, при производстве по делу допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом и наличии оснований, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для отмены постановления должностного лица и решения судьи и возвращения дела об административном правонарушении на новое рассмотрение должностному лицу правомочному рассматривать дело об административном правонарушении, поскольку срок давности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек.

Иные доводы жалобы и доводы защитника, заявленные в судебном засеаднии, подлежат проверке и оценке при новом рассмотрении дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу главы Алехинского сельского поселения Черемховского района Иркутской области удовлетворить частично.

Постановление главного государственного инспектора г. Черемхово, г. Свирска и Черемховского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Иркутской области С. от <...>, решение судьи Черемховского районного суда Иркутской области от <...> вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - администрации Алехинского сельского поселения, отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Н.Ф. Полозова