ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-236/20 от 19.08.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД: 69RS0036-01-2020-000460-97

Дело № 21-236/2020 судья Виноградова И.В.

РЕШЕНИЕ

19 августа 2020 года г. Тверь

Судья Тверского областного суда Колпиков В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Балюка М.А. на постановление заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 16 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «ГУК Пролетарского района города Твери» Балюка Максима Алексеевича,

установил:

постановлением заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ директор Общества с ограниченной ответственностью «ГУК Пролетарского района города Твери» (далее – ООО «ГУК Пролетарского района города Твери», Общество) Балюк М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25000 рублей (т. 1 л.д. 15-20).

Решением судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 16 июня 2020 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба Балюка М.А. – без удовлетворения (т. 1 л.д. 217-230).

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, Балюк М.А. просит постановленные по делу решения отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях вмененного правонарушения. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» является исполнителем коммунальной услуги, в связи с чем отсутствие договорных отношений между управляющей компанией и АО «<данные изъяты>» не изменяет статус управляющей компании по отношению к собственникам помещений в многоквартирном доме как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержания общего имущества многоквартирного дома. Со ссылками на положения подпункта «г» пункта 34, подпункта «а» пункта 59, пунктов 80, 81, подпункта «д» пункта 81 (12) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых помещениях», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, отмечает, что ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» правомерно осуществляло начисление повышающего коэффициента. Полагает, что применительно к настоящему делу об административном правонарушении, на момент рассмотрения дела должностным лицом административного органа истек двухмесячный срок привлечения заявителя к административной ответственности (т. 2 л.д. 2-9).

Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав Балюка М.А. и его защитника Зубцова И.А., поддержавших жалобу по изложенным в ней доводам, представителя ГУ «Государственная жилищная инспекция» Тверской области по доверенности Иванова С.А., возражавшего против удовлетворения жалобы и просившего оставить решение судьи первой инстанции без изменения как законное и обоснованное, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

В силу части 1 статьи 8 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в части 3 данной статьи приводятся требования, которые могут быть включены в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности. Согласно пункту 5 указанной нормы в перечень лицензионных требований могут быть включены иные требования, установленные федеральными законами.

Статья 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), закрепляя перечень лицензионных требований к предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в пункте 7 части 1 установила, что к лицензионным требованиям могут быть отнесены и иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Из пункта 14 Правил следует, что управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

При этом, согласно пункту 17 Правил ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации в водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пунктах 14 и 15 Правил.

Из пункта 31 Правил следует, что обязанность производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги возложена на исполнителя.

Право требовать от потребителя внесения платы за коммунальные услуги принадлежит исключительно исполнителю (пункт 32 Правил).

Согласно пункту 63 Правил потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

В соответствии с пунктом 42 Правил при отсутствии индивидуального прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1.4, а с 01 января 2017 года – 1.5.

Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Пролетарского района г. Твери с привлечением специалиста – должностного лица ГУ «Государственной жилищной инспекции» Тверской области на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» на предмет соблюдения Обществом законодательства в жилищно-коммунальной сфере.

В ходе проведения проверки установлено, что на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ и договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Договор управления МКД) управляющей организацией жилого многоквартирного <адрес> является ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» (ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>) - л.д. 81-82, 90-103.

Согласно пункту 2.1.1 Договора управления МКД управляющая компания по заданию собственников в течение согласованного срока действия договора управления за плату обязуется осуществлять (оказывать) услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в жилом доме, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления жилым домом деятельность.

Пунктом 4.2.1 Договора управления МКД установлена обязанность ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» управлять жилым домом в соответствии с условиями Договора.

Из пункта 4.2.9 Договора управления МКД следует, что управляющая компания обязана производить начисление, сбор, перерасчет платежей за жилищные, коммунальные и иные услуги в порядке и сроки, установленные действующим законодательством, представляя к оплате счета в срок до 30 числа расчетного месяца самостоятельно, либо путем привлечения третьих лиц, потребителям жилищно-коммунальных услуг.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для потребителей жилищно-коммунальных услуг в многоквартирном доме включают в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению жилым домом, содержание, текущий ремонт общего имущества в доме; плату за коммунальные услуги, включающую в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, отопление, электроснабжение, газоснабжение, водоотведение (пункт 5.1 Договора управления МКД).

В соответствии с пунктом 5.6 Договора управления МКД оплата происходит на основании платежных документов, представленных потребителям жилищно-коммунальных услуг управляющей компанией.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» и АО «<данные изъяты>» заключен договор энергоснабжения , предметом которого является поставка электрической энергии управляющей организации для целей обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «ГУК Пролетарского района города Твери», коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.

Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной в жилые и нежилые помещения в данном многоквартирном доме, не является.

Между ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» и ООО «<данные изъяты>» заключен агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому последнее обязуется совершать от своего имени, но за счет управляющей компании действия, необходимые для начисления платы за жилищно-коммунальные и иные услуги потребителям, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «ГУК Пролетарского района города Твери».

Из платежных документов, представленных ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» следует, что в период январь 2016 года – октябрь 2019 года управляющая компания не осуществляет начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную в жилом помещении потребителям.

В платежном документе за сентябрь 2019 года ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» осуществило Ч.Г.П. перерасчет размера платы за электрическую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, на сумму 2314, 37 рублей. При этом, из письма управляющей организации от 07 ноября 2019 года № 10228 следует, что данный лицензиат полагает, что он является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, а указанный перерасчет является начислением платы за использование в период 01 января 2016 года – 31 декабря 2016 года прибора учета электрической энергии с истекшим сроком службы, то есть начисление платы в размере повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной в жилом помещении, не оборудованным прибором учета. В платежном документе за сентябрь 2019 года указано, что основанием для перерасчета является перерасчет ЖЭУ.

Более того, не являясь в силу пунктов 2, 14, 17 Правил исполнителем коммунальных услуг по электроснабжению, предоставленной в жилом помещении, ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» начислило плату по статье «Электроэнергия на СОИ» в графе «Перерасчет» в платежном документе за сентябрь 2019 года, не имея на это правовых оснований.

Из платежного документа Ч.Г.П. за 2016 год следует, что начисление платы за коммунальные услуги по электроснабжению в период январь – декабрь 2016 года осуществляло АО «АтомЭнергоСбыт». Указанные начисления производились на основании показаний индивидуального прибора учета.

Начисление платы за коммунальные услуги по показаниям индивидуального прибора учета с применением повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги частью 1 статьи 157 ЖК РФ и пунктом 42 Правил не предусмотрено.

Осуществляя начисление платы по статье «Электроэнергия на СОИ» в графе «Перерасчет» в платежном документе за сентябрь 2019 года, ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» нарушает указанные нормы.

Кроме того, ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» в нарушение закона, в платежном документе за октябрь 2019 года представляет Ч.Г.П. к оплате задолженность в размере 2363, 12 рублей (2314, 37 – сумма, начисленная по статье «Электроэнергия на СОИ» в графе «Перерасчет» в платежном документе за сентябрь 2019 года и текущая задолженность в размере 48, 75 рублей). При этом, несмотря на незаконность начисления платы по статье «Электроэнергия на СОИ» в графе «Перерасчет» в платежном документе за сентябрь 2019 года, потребителю данная сумма распределена в порядке, предусмотренном пунктом 118 Правил.

Однако ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» не учитывает, что коммунальная услуга по электроснабжению за период 01 января 2016 года – 31 декабря 2016 года оплачена вышеуказанным потребителем в полном объеме, в связи с чем распределение платы в размере 2314,37 рублей, начисленной управляющей организацией за потребление коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной в жилом помещении (по статье «Электроэнергия на СОИ» в графе «Перерасчет» в платежном документе за сентябрь 2019 года), исполнителем которой ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» не является, незаконно.

В соответствии с пунктом 9.11 Устава «ГУК Пролетарского района города Твери» исполнительным органом Общества является директор.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ на должность директора ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» назначен Балюк М.А.

Постановлением заместителя прокурора Пролетарского района г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» Балюка М.А. возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ (л.д. 27-34), а постановлением заместителя начальника ГУ «Государственная жилищная инспекция» Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ директор «ГУК Пролетарского района города Твери» Балюк М.А. привлечен к административной ответственности и назначено наказание в виде штрафа с учетом положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ (л.д. 15-20).

Оценив имеющие в деле доказательства, судья районного суда пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и доказанности вины директора ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» Балюка М.А. в его совершении.

С указанными выводами судьи районного суда нельзя не согласиться.

Фактические обстоятельства вмененного директору ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» Балюку М.А. административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: Депутатским запросом от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 37-38); копией платежного документа за октябрь 2019 года (т. 1 л.д. 43); решением о проведении проверки от 12 декабря 2019 года
(т. 1 л.д. 44), уставом ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» (т. 1 л.д. 48-69); приказом ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 72); выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» (т. 1 л.д. 73-80); лицензией от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 81-82), протоколом общего собрания собственников жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 88-89); договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 90-103), договором энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 104-109); агентским договором от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 114-117); актом проверки работоспособности прибора учета электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 118); актом допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 119); письмом руководителя ТО ОП «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 120-121); лицевой картой потребителя Ч.Г.П. за период апрель 2014 – ноябрь 2019 (т. 1 л.д. 122-123); квитанциями ООО «ЕРКЦ» за период с января 2016 года по декабрь 2016 года (т. 1 л.д. 124-135); платежными документами ООО «<данные изъяты>» (т. 1 л.д. 136-137); постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 27-34), оцененными в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы фактические обстоятельства дела установлены и исследованы должностным лицом и судьей первой инстанции в полном объеме, выводы о виновности директора ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» Балюка М.А. в совершении вмененного правонарушения соответствуют нормам действующего законодательства и собранным по делу доказательствам.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Доказательств, подтверждающих принятие директором ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено, в связи с чем директор ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» Балюк М.А. обоснованно привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Постановленные по делу решения отвечают требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления должностного лица и решения судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей первой инстанции при рассмотрении дела об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям статьи 26.11 КоАП РФ, и отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном решении вынесенного по настоящему делу.

Административное наказание назначено директору ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» Балюку М.А. менее минимального размера, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, назначенное наказание является справедливым и соответствует целям административного наказания.

Порядок привлечения директора ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» Балюка М.А. к административной ответственности не нарушен.

Довод жалобы о рассмотрении дела за пределами срока давности привлечения к административной ответственности основан на неверном толковании заявителем норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ для должностных лиц предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификации на срок до трех лет.

В соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Таким образом, срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, составляет один год со дня его совершения или обнаружения.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену постановления должностного лица и решение судьи районного суда, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 16 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «ГУК Пролетарского района города Твери» Балюка Максима Алексеевича оставить без изменения, жалобу Балюка М.А. – без удовлетворения.

Судья В.В. Колпиков