ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-236/2018 от 26.03.2018 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 21-236/2018

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 26 марта 2018 г.

Судья Кемеровского областного суда Ершова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Кузнецкие ферросплавы» по жалобе защитника общества на постановление по делу и решение судьи Анжеро-Судженского городского суда от 7 февраля 2018 г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Кемеровской области от 10 ноября 2017 г. АО «Кузнецкие ферросплавы» привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>

В жалобе и дополнениях к ней защитники АО «Кузнецкие ферросплавы» ФИО1, действующая на основании доверенности от 16 ноября 2016 г. (л.д. 47), ФИО2 (доверенность от 28 ноября 2017г. (л.д. 101)) просили постановление отменить, ссылаясь на отсутствие в действиях общества события правонарушения; проведение на время производства съемки работ по выгрузке завозимой для дальнейшей планировки вскрышной породы внешнего отвала № 9; разноуровневые отметки по площади яруса, в том числе, выше проектной отметки, объясняются количественным недостатком породы для формирования яруса до отметки 290 м., формирование и планировку 4-го яруса отвала и ведение работ по формированию отвального фронта, разделяемого на 3 отдельных участка, что не может быть отнесено к нарушению проектной документации; проведение специалистами филиала общества «Антоновское рудоуправление» ежемесячного визуального контроля за отвалообразованием; осуществление отвалообразования на каждом участке в течение 2-3 суток, с перерывом для осадки пород в 4-6 суток с возможностью, согласно проектной документации, заполнения зоны разгрузки вскрышными породами выше величин, установленных проектной документацией на 1,5-2 м.

Решением судьи Анжеро-Судженского городского суда от 7 февраля 2018 г. в удовлетворении жалобы об отмене постановления было отказано.

В жалобе защитник АО «Кузнецкие ферросплавы» просит решение отменить, ссылаясь на те же доводы, а также, указывая на рассмотрение жалобы без учета и оценки ее доводов

Проверив материалы дела, выслушав защитников общества ФИО3, ФИО4 (доверенности от 28 ноября 2017 г.), поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.

Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (ст. 1 ФЗ № 174).

Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона «Об экологической экспертизе» нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами является осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Из материалов дела следует, что по результатам плановой выездной проверки, проведенной в отношении АО «Кузнецкие ферросплавы», осуществляющего деятельность на участке недр месторождения кварцитов <данные изъяты> расположенного в Анжеро-Судженском городском округе (ОСП «Антоновское рудоуправление»), установлено нарушение законодательства об экологической экспертизе, что выразилось в следующем: при эксплуатации объекта размещения вскрышных пород, удаляемых из карьера - внешнего отвала № 9 нарушена проектная документация «Разработка месторождения кварцитов <данные изъяты>», разработанная ООО <данные изъяты> в 2014 году, имеющая положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом № 1044-э от 22 сентября 2015 г. Управления Росприроднадзора по Кемеровской области: фактическая высотная отметка отсыпаемого вскрышными породами яруса в восточной части отвала № 9 (разрез по линии I-I) составляют + 290,3м + 290,7м., что превышает проектную отметку отсыпного яруса отвала № 9 до 0,7м на протяжении 170м.с юга на север отвалообразования. Указанное подтверждается выкопировкой плана М 1:7000 по состоянию на 1 сентября 2017 г., подписанного главным маркшейдером ОСП «Антоновское рудоуправление», а также аэрофотосъемкой на дату 1 сентября 2017 г.

Обществом допущена эксплуатация объекта размещения отходов – внешнего отвала № 9 (восточная часть), не соответствующего проектной документации, получившей положительное заключение экологической экспертизы.

В ходе проверки установлено, что контроль с инструментальными наблюдениями за формированием отвала № 9 обществом не осуществляется, фактические объемы заполнения вскрышными породами 4-го яруса отвала № 9 не определены, отсутствует утвержденный техническим руководителем и согласованный в установленном порядке паспорт отвалообразования.

Обстоятельства правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки, актом осмотра территории, техническим проектом «Разработка месторождения кварцитов <данные изъяты> выкопировкой плана М 1: 7000 «Состояние отвалов на 1 сентября 2017 г., иными материалами дела.

Перечисленным доказательствам должностное лицо дало верную оценку, обоснованно установив вину АО «Кузнецкие ферросплавы» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ.

Жалоба на постановление судьей городского суда рассмотрена в соответствии с требованиями закона.

Доводы жалобы являются необоснованными.

Доводы жалобы о незавершенном этапе работ по выгрузке завозимой вскрышной породы с последующим формированием отвала с помощью бульдозерной техники по отметке 290м. получили надлежащую оценку при рассмотрении дела и жалобы. При этом должностное лицо и судья обоснованно исходили из предусмотренного проектной документацией периферийного способа заполнения отвала, при котором поверхность отвала по всему фронту разгрузки должна иметь поперечный уклон на менее 3 градусов, направленный от бровки откоса в цент отвала на длину базы работающих самосвалов. Доводы об отсутствии необходимого объема завозимой вскрышной породы, а также о проведении отвалообразования на отвальном фронте, состоящем из трех участков, с перерывом для осадки пород, не свидетельствуют о возможности нарушения предусмотренного документацией технологического процесса формирования отвала. Кроме этого, нарушение установлено на протяжении 170 м. с юга на север отвалообразования, что не подтверждает доводы о разделении отвального фронта на три отдельных участка в соответствии с паспортом отвала вскрышных пород № 9. Доводы жалобы о возможном превышении при производстве отвалообразования формируемой поверхности до установленных по делу отметок с учетом разницы между коэффициентом разрыхления пород, поступающих на отвал, и остаточным коэффициентом разрыхления пород на конец отработки отвала также не принимаются. В ответе директора ООО <данные изъяты> от 31 января 2018 г. (л.д. 148-149) указано на возможное превышение планируемой поверхности с учетом коэффициента разрыхления 1,3. Одновременно указано на обязательное выполнение инструментальной маркшейдерской съемки, обеспечивающей контроль при формировании отвала в процессе производства работ, так и в период окончания, производство которой обществом не осуществляется. Тогда как согласно Техническому проекту «Разработка месторождения кварцитов <данные изъяты> коэффициент остаточного разрыхления применительно к отвалу № 9 установлен и учтен как 1.1.

Учитывая изложенное, основания для отмены постановления и решения отсутствуют.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Кемеровской области от 10 ноября 2017 г. и решение судьи Анжеро-Судженского городского суда от 7 февраля 2018 г. оставить без изменения, жалобу защитников АО «Кузнецкие ферросплавы» ФИО1, ФИО2 – без удовлетворения.

Судья Т.А. Ершова