ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-236/2022 от 14.03.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 21-236/2022

г. Уфа 14 марта 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М.,

при секретаре Ширшовой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Баймакского района Республики Башкортостан кан на решение судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 1 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы сельского поселения Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан Идрисова РА

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением государственного инспектора, ведущего специалиста-эксперта Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республике Башкортостан ТАИ №239 от 11 ноября 2021 года глава сельского поселения Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан Идрисов Р.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (л.д. 29-31).

Решением судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 1 февраля 2022 года приведенное выше постановление должностного лица от 11 ноября 2021 года отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (л.д. 41-44).

В протесте, поданном в Верховный Суд Республики Башкортостан, прокурор кан просит решение судьи от 1 февраля 2022 года отменить, в связи с нарушением требований законодательства, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции (л.д. 50-55).

Идрисов Р.А., прокурор кан и должностное лицо, вынесшее постановление, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения протеста, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, в связи с чем считаю возможным рассмотреть протест в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, проверив доводы протеста, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно материалам дела, прокуратурой Баймакского района РБ во исполнение поручения прокуратуры РБ от 26 августа 2021 года и задания прокуратуры республики от 2 августа 2021 года проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район РБ требований федерального законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории сельского поселения Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район РБ, в ходе которого установлен факт несоблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды. А именно, на земельном участке, находящемся в границах территории сельского поселения Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район РБ выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, в ходе осмотра установлено, что территория земельного участка не огорожена, обвалка отсутствует, аншлаги о запрете размещения отходов производства и потребления не установлены, что отходы производства и потребления размещены навалом непосредственно на поверхности почвы и включают в себя строительный мусор, отходы полиэтилена, шифера, обрезки деревьев и сучьев. По всей территории свалки наблюдаются свежие навалы твердых коммунальных отходов. За пределами визуальных границ свалки наблюдается разлет легкой фракции мусора на удаленное расстояние.

Указанные обстоятельства квалифицированы прокуратурой как отсутствие производственного экологического контроля со стороны Администрации сельского поселения Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район РБ и в нарушении требований Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допущение несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления на земельном участке.

Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, судья районного суда исходил из того, что в материалах дела отсутствуют документы и доказательства подтверждающие факт сбора, накопления, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживания отходов производства и потребления главой сельского поселения Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район РБ Идрисовым Р.А., и что несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов организовано именно главой сельского поселения.

Вместе с тем с такими выводами судьи согласиться нельзя.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, являются отношения по охране окружающей среды, порядок природопользования. Виновный посягает на установленные требования и порядок работы с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства и потребления.

Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по размещению отходов производства и потребления.

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Статьей 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности, органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных в данной статье.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Пунктом 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Как следует из материалов дела, на земельном участке располагаемом около 500 м. юго-западнее д. Абдрахманово муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан (географические координаты: ..." в.д.), находящимся в границах территории Татлыбаевского сельсовета муниципального района Баймакский район РБ, расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов. В состав отходов входят строительный мусор, отходы полиэтилена, шифера, обрезки деревьев и сучьев.

Таким образом, было выявлено нарушение администрацией требований Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

С учетом приведенных выше правовых норм, организация деятельности на указанном земельном участке по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в данном случае относится к вопросам местного значения Татлыбаевского сельсовета.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В связи с изложенным, решение судьи Баймаского районного суда РБ не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении дела об административном правонарушении суду следует учесть изложенное, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А:

протест прокурора Баймакского района Республики Башкортостан кан удовлетворить.

Решение судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 1 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы сельского поселения Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан Идрисова РА отменить, дело направить на новое рассмотрение в Баймакский районный суд Республики Башкортостан.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители, либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан А.М. Рахматуллина

Справка: судья районного суда Утарбаев А.Я.

дело районного суда №12-1/2022