ВЕРХОВНЫЙ СУДРЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Республика Бурятия, г.Улан-Удэ,
ул. Коммунистическая, 51
Судья Бардунаева А.Э.
Дело № 21-236 пост. 02.11.2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
4 декабря 2018 года г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Цыбиковой Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы МКУ «Администрация МО СП «Тамирское» Кяхтинского района Республики Бурятия ФИО1 на решение судьи Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 19 сентября 2018 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ в отношении
должностного лица - главы МКУ «Администрация МО СП «Тамирское» Кяхтинского района Республики Бурятия ФИО1,
установил:
постановлением № 40-рэ/2 старшего государственного инспектора Республики Бурятия ФИО2 от 5 июня 2018 года глава МКУ «Администрация МО СП «Тамирское» Кяхтинского района Республики Бурятия ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40000 руб.
Решением судьи Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 19 сентября 2018 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба должностного лица ФИО1 - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи районного суда, ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит его отменить. Указывает, что протокол об административном правонарушении был составлен должностным лицом с нарушением установленного порядка. При проведении проверки государственным инспектором ФИО2 представитель администрации МО СП «Тамирское» не присутствовал, фактически проверка не проводилась. Гараж отапливается электроприборами; здания дома культуры в зимний период не отапливаются; отработанные картриджи печатающих устройств и иные устройства оргтехники отсутствуют; техническое обслуживание автотранспорта производится на СТО. Указанные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства не соответствуют действительности. Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения не установлена.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО3 доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Должностное лицо Бурприроднадора, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ФИО2 возражал доводам жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив довода жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Обязанность по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду возложена на имеющие стационарные источники воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой эксплуатируются такие источники. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух требует обязательного получения разрешения независимо от вида выброса, его объема, концентрации, загрязняющей способности и других свойств.
Как видно из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки, проведенной с 3 по 31 мая 2018 года старшим государственным инспектором Республики Бурятия по охране природы ФИО2 на основании распоряжения руководителя Бурприроднадзора, установлено, что производственная деятельность Администрации МО СП «Тамирское» Кяхтинского района Республики Бурятия осуществляется на промышленных площадках ...здание администрации, промышленная площадка – складские помещения, гараж, отопительная печь гаража, котельная, здание ДК <...>), здание ДК <...>, здание ДК <...>.
В состав МКУ «Администрация МО «Тамирское» входят ... объекта, на территории которых имеются источники загрязнения атмосферы. Здание администрации в <...> отапливается при помощи котельной. Автомобили, принадлежащие администрации, хранятся в гараже, который отапливается дровяной печью. Отопление сельских клубов осуществляется при помощи отопительных печей, в качестве топлива используются дрова. Также на территории администрации в небольшом количестве при производстве ремонтных работ производится покраска зданий, сооружений.
Как усматривается из материалов дела, при осуществлении администрацией МО «Тамирское» производственно-хозяйственной деятельности производятся выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников – котельной, отопительных печей без соответствующего разрешения в нарушение требований пункта 1 статьи 14 Закона об охране атмосферного воздуха, пункта 4 статьи 23, пункта 1 статьи 34, пункта 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды.
Установлено, что находящееся на балансе здание администрации сельского поселения в зимний период отапливается при помощи двух водогрейных котлов. В качестве топлива используется уголь. При сжигании данного топлива в атмосферный воздух с дымовыми газами попадают: азота диоксид, азот оксид, сера диоксид, углерод, углерод оксид, бенз(а)пирен, пыль неорганическая 70-20 % (зола угольная). Уголь и шлак хранятся на улице на открытой площадке.
Отопление помещений гаража, домов культуры, которые также находятся на балансе администрации сельского поселения, осуществляется при помощи отопительной печи. В качестве топлива используются дрова, при сжигании которых в атмосферный воздух поступает азота диоксид, азота оксид, углерод оксид, бенз(а)пирен, взвешенные вещества.
Установлено, что ответственным к МКУ Администрация МО СП «Тамирское» Кяхтинского района Республики Бурятия за обеспечение деятельности учреждения, в том числе по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований является глава МКУ Администрация МО «Тамирское» ФИО1
Проанализировав положения названных выше правовых норм, исследовав и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что администрацией осуществляется выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе распоряжением руководителя административного органа о проведении плановой проверки от 12 апреля 2018 года; актом проверки ...-рэ от 31 мая 2018 года; протоколом ...-рэ/1 об административном правонарушении от 31 мая 2018 года и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия ФИО1 правильно квалифицированы административным органом по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и положениями экологического законодательства.
Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении был составлен должностным лицом с нарушением установленного порядка, является несостоятельным, поскольку данный протокол составлен 31 мая 2018 года, в нем имеется подпись ФИО1, сделанная в тот же день, а также его объяснения, согласно которым он обязуется устранить допущенные нарушения в кратчайшие сроки, договоры на разработку документации заключены.
Утверждение ФИО1 о том, что проверка проводилась в отсутствие представителя администрации, опровергается материалами дела - в акте проверки от 31 мая 2018 года имеется указание на то, что при проведении проверки глава администрации МО «Тамирское» ФИО1 присутствовал. Каких-либо замечаний к данному акту ФИО1 не высказаны.
Доводы заявителя о том, что никакого загрязнения атмосферного воздуха Администрацией МО СП «Тамирское» не допускается, являются несостоятельными.
27 марта 2017 года МКУ «Администрация МО СП «Тамирское» поставлено на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, о чем уполномоченным органом выдано свидетельство. В данном свидетельстве указано, в том числе количество и состав выбросов в атмосферный воздух, которые отнесены к I-IV классу опасности.
Кроме того, при составлении протокола об административном правонарушении ФИО1 вину в совершении административного проступка признал, каких-либо замечаний не высказывал.
Процессуальные права лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены.
Доводы жалобы на правильность выводов обжалуемого решения суда и постановления должностного лица о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, не влияют.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
решение судьи Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 19 сентября 2018 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ в отношении должностного лица - главы МКУ «Администрация МО СП «Тамирское» Кяхтинского района Республики Бурятия ФИО1, оставить без изменения, его жалобу – без удовлетворения.
Судья Назимова П.С.