ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-237/2017 от 14.07.2017 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 7-21-237/2017

судья Кардаш В.В.

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Забайкальского краевого суда Ходюков Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите 14 июля 2017 года жалобу законного представителя юридического лица ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 31 мая 2017 г. которым оставлено без изменения постановление № 75031/17/68054 (432/17/75031-ПА) от 10 апреля 2017 г. начальника МРО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю о привлечении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края (далее Министерство) к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,

установил:

постановлением № 75031/17/68054 (432/17/75031-ПА) от 10 апреля 2017 г. начальника МРО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г. Читы от 31 мая 2017 г. указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе законный представитель юридического лица ФИО1 просит принятые по делу акты отменить, указывает, что не имеется возможности исполнить решения судов и обеспечить детей-сирот жильем в виде отсутствия свободного жилья.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителя Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края ФИО2, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 30000 до 50000 руб.

Согласно ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.

Основанием привлечения Министерства к административной ответственности послужили следующие обстоятельства.

15.08.2016 года, на основании исполнительного листа серии от 04.05.2016, выданного Центральным районным судом г. Читы, судебным приставом-исполнителем МРО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО3 возбуждено исполнительное производство , в соответствии с которым на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края возложена обязанность предоставить Ш.Е.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», площадью 25 кв.м, отвечающее техническим и санитарным нормам.

Из содержания постановления о возбуждении исполнительного производства от 15.08.2016 следует, что должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии данного постановления. Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок представленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Должником требования исполнительного документа в установленный срок не исполнены, сведений об уважительности причин неисполнения исполнительного документа не представлено, в связи с чем, данные обстоятельства послужили основанием для вынесения 06.09.2016 судебным приставом-исполнителем МРО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО3 постановления о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения, в котором должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа, до 10.10.2016, с последующим привлечением к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Постановлением о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа от 16.02.2017 года должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 20.03.2017 года.

Поскольку на указанную дату требование должником исполнено не было 31.03.2017 заместителем старшего судебного пристава-исполнителя МРО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО3 в отношении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края составлен протокол об административном правонарушении №433 () о неисполнении содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора.

Кроме того, 14.10.2016, на основании исполнительного листа серии от 11.08.2016 года, выданного Центральным районным судом г. Читы по делу , судебным приставом-исполнителем МРО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО3 возбуждено исполнительное производство -ИП, в соответствии с которым на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края возложена обязанность предоставить М.И.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору специализированного найма жилого помещения в г. Чите площадью не менее 25 кв.м, отвечающее санитарным и техническим нормам.

Из содержания постановления о возбуждении исполнительного производства от 14.10.2016 следует, что должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии данного постановления. Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок представленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Должником требования исполнительного документа в установленный срок не исполнены, сведений об уважительности причин неисполнения исполнительного документа не представлено, в связи с чем, данные обстоятельства послужили основанием для вынесения 26.10.2016 судебным приставом-исполнителем МРО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО3 постановления о взыскании исполнительского сбора, в котором должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 14.11.2016. Постановлением о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа от 16.02.2017 должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 20.03.2017.

Поскольку на указанную дату требование должником исполнено не было 31.03.2017 заместителем начальника - заместителем старшего судебного пристава-исполнителя МРО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО3 в отношении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края составлен протокол об административном правонарушении №432 (ИП № 69083/16/75031-ИП) о неисполнении содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора.

Изложенные обстоятельства Министерством не оспаривались.

По итогам рассмотрения указных протоколов начальником МРО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому карюю было вынесено постановление от 10 апреля 2017 г. о привлечении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Решением судьи Центрального районного суда г. Читы от 31 мая 2017 г. указанное постановление признано законным. Судья пришел к выводу, что у должника имелась возможность реализовать требования исполнительных документов и предоставить жилые помещения Ш.Е.В. и М.И.А., доказательств обратного должником не предоставлено.

С данными выводами судья краевого суда согласиться не может по следующим обстоятельствам.

В силу ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Административным органом не представлено доказательств, что должник располагал свободными жилыми площадями для обеспечения взыскателей Ш.Е.В. и М.И.А.

Кроме того в соответствии с Приказом Минстроя России от 16.06.2016 N 419/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2016 года и о показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2016 года" и Приказом Минстроя России от 22.12.2016 N 1003/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2017 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2017 года», утверждены показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на указанные периоды, которые подлежат применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета согласно приложению к настоящему приказу.

В соответствии с указанными Приказами средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Забайкальскому краю на 3 квартал 2016 г. составила 33 334 руб. на первое полугодие 2017 года соответственно составила 34 002 руб..

Указанная стоимость квадратного метра определяет механизм финансового обеспечения по реализации полномочий по предоставлению жилых помещений детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, низкая стоимость квадратного метра общей площади жилого помещения является причиной отсутствия участников государственных закупок на строительство жилых помещений для детей-сирот. Кроме того короткий период строительного сезона на территории Забайкальского края не позволяет осуществить весь комплекс подготовительных и строительных работ, учитывая, что исполнительные производства по взыскателям Ш.Е.В. и М.И.А. возбуждены 15.08.2016 и 14.10.2016 соответственно.

Учитывая, что Министерство, являясь исполнительным органом государственной власти, правомочно использовать денежные средства только в соответствии с утвержденной структурой расходов бюджета Забайкальского края на соответствующий финансовый период, с соблюдением объема и условий их целевого расходования путем заключения государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда. Приобретение квартир в ином порядке противоречит закону.

При наличии таких обстоятельств, учитывая, что в соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, оснований для привлечения Министерства к административной ответственности не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю старшего судебного пристава ФИО4 № 75031/17/68054 (432/17/75031-АП) от 10 апреля 2017 года и решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 31 мая 2017 года отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Дальнейший пересмотр вступивших в законную силу принятых по делу процессуальных актов возможен в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ.

Судья Забайкальского краевого суда Д.С. Ходюков

<данные изъяты>