Судья Аверинова А.Д. Дело № 21-238
<адрес> ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
04 декабря 2013 года <адрес>
Судья <адрес> областного суда ФИО1, рассмотрев жалобу защитника директора филиала ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» «<адрес>» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, по доверенности Асташкиной А.А. на постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по <адрес> № от 28.06.2013года ФИО3 и решение судьи Ленинского районного суда <адрес> от 15 октября 2013 года, вынесенные в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по <адрес> № от 28.06.2013 года ФИО3 директор филиала ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» «<адрес>» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда <адрес> от 15 октября 2013 года постановление должностного лица № от 28.06.2013 года оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в <адрес> областной суд, защитником ФИО2 по доверенности Асташкиной А.А. ставится вопрос об отмене решения судьи и постановления должностного лица, как незаконных и необоснованных.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Зиновьевой Ю.И., помощника военного прокурора Мукагова Г.Г., нахожу решение судьи районного суда и постановление по делу об административном правонарушении подлежащими изменению по следующим основаниям.
Согласно статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
В силу требований статьи 28 ФЗ от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среди, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" к видам негативного воздействия на окружающую среду, за осуществление которых взимается плата, в том числе, относятся выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников (объектов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" установлены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктами 1 и 2 Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об уста-
новлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Из материалов дела следует, что при осуществлении деятельности ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» по месту расположения филиала «<адрес>» по адресу: <адрес> общество оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в частности выбросы из стационарных источников (котельной).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду не произведена за 2010-2012 годы и 1 квартал 2013 года.
Эти обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 29 апреля 2013 года и актом проверки исполнения требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды в филиале ОАО «РЭУ» «<адрес>» от 29 апреля 2013 года, согласно которым по месту расположения филиала «<адрес>» по адресу: <адрес> филиалом эксплуатируется котельная, оборудованная 3 котлами. В качестве топлива используется каменный уголь. Отвод продуктов горения осуществляется через дымовую трубу. Плата за негативное воздействие на окружающую среду в результате использования стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха не производится.
Согласно пункту 2.2. Положения о филиале ОАО «РЭУ» «<адрес>», утвержденного решением совета директоров ОАО «РЭУ» от 03.08.2010 года, филиал ОАО «РЭУ» «<адрес>» имеет самостоятельный баланс, расчетные счета в банках.
Пунктом 2.3. Положения установлено, что филиал в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, исполняет обязанности ОАО «РЭУ» по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения и по месту нахождения структурных подразделений филиала.
В силу пункта 6.2.1 Положения директор филиала организует работу филиала и осуществляет руководство его деятельностью, в том числе и в сфере соблюдения законодательства об охране окружающей среды.
ФИО2 является директором филиала ОАО «РЭУ» «<адрес>» с 05.10.2010 года.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Анализ положений раздела 6.2 и пунктов 2.2,2.3 Положения о филиале ОАО «РЭУ» «<адрес>» указывает, что директор филиала «<адрес>» ФИО2 наделен в установленном законом порядке административно-хозяйственными функциями по обеспечению обязанности ОАО «РЭУ» по уплате сборов по месту нахождения филиала.
Как разъяснено в пункте 5 Определения Конституционного
Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" платежи за негативное воздействие на окружающую среду, носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Таким образом, директор филиала ОАО «РЭУ» «<адрес>» ФИО2, при исполнении своих обязанностей, связанных с уплатой сборов юридическим лицом по месту нахождения филиала, является должностным лицом в смысле, придаваемом данному понятию примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Соответственно он должен нести административную ответственность по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Оценивая доводы жалобы об отсутствии обязанности у ОАО «РЭУ» осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду от использования котельной, исхожу из следующего.
В соответствии с пунктом 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года N 632, настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи).
Из договора № безвозмездного пользования объектами недвижимого и движимого имущества от 17 ноября 2011 года и приложений к нему, заключенного между ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и ОАО «РЭУ» в лице директора филиала «<адрес>» ФИО2, следует что ОАО «РЭУ» по месту нахождения филиала «<адрес>» получило в свое безвозмездное пользование котельную по адресу: <адрес>.
Таким образом, ОАО «РЭУ» по месту нахождения филиала «<адрес>» осуществляет деятельность, связанную с природопользованием, эксплуатируя котельную, которая производит выбросы в атмосферный воздух, то есть общество является природопользователем.
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 05 октября 2010 года № «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» разъяснен порядок внесения платы. Согласно данному разъяснению обособленное подразделение юридического лица (филиал или представительство) самостоятельным плательщиком платы не является и вправе осуществлять уплату платежей от имени юридического лица при условии закрепления такого рода полномочий в положении об обособленном подразделении, а также наличии доверенности у руководителя обособленного подразделения со всеми необходимыми полномочиями. Также разъяснено, что в случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее, тем самым негативное воздействие на окружающую среду.
Поэтому филиал ОАО «РЭУ» «<адрес>» согласно пункту 2.3. Положения о филиале в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, должен исполнять обязанности ОАО «РЭУ» по уплате сборов по месту своего нахождения, в том числе платы за негативное воздействие на окружающую среду.
При этом, из материалов дела следует, что плательщик ОАО «РЭУ» по месту нахождения своего филиала «<адрес>» состоит на учете в Управлении Росприроднадзора по <адрес> с 25.03.2011 года, как плательщик платы за негативное воздействие на окружающую среду и природопользователь. ФИО2 указан, как руководитель природопользователя. ОАО «РЭУ» по месту нахождения своего филиала «<адрес>» осуществляет плату негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления и за выбросы в атмосферный воздух от передвижных источников, полученных в безвозмездное пользование по договору № от 17 ноября 2011 года.
То есть вопреки доводам жалобы защитника, фактически обязательства по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, от использования имущества, переданного в безвозмездное пользование, исполняется ОАО «РЭУ» по месту нахождения своего филиала «<адрес>». Однако, дается это избирательно – производится плата за выбросы в атмосферный воздух от передвижных источников, а от стационарных не производится, что не может быть следствием правильного применения закона.
Указанные обстоятельства подтверждаются лицевой картой на 2013 год предприятия № филиал ОАО «РЭУ» «<адрес>» (<данные изъяты>).
Вместе с тем из мотивировочной части постановления по делу об административном правонарушении и решения судьи районного суда следует исключить указание на привлечение к административной ответственности ФИО2 за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010, 2011 годы и 1 квартал 2012 года.
Так, согласно договору № от 17 ноября 2011 года и приложений к нему, спорная котельная была передана в пользование ОАО «РЭУ» филиал «<адрес>» 17 ноября 2011 года. Следовательно, за невнесение платы до указанной даты, ФИО2 не может нести административную ответственность по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.
Согласно пунктам 1 и 2 Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", установлен конкретный срок внесения платы – не позднее 20 числа первого месяца следующего квартала.
В силу положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
В такой ситуации привлечение 28 июня 2013 года к административной ответственности ФИО2 по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за 1 квартал 2012 года (дата исполнения обязанности по внесению платы - 20 апреля 2012 года) и за более ранние периоды нельзя признать законным в силу истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Наказание директору филиала ОАО «РЭУ» «<адрес>» ФИО2 назначено в минимальном размере санкции для должностных лиц.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по <адрес> № от 28.06.2013 года ФИО3 и решение судьи Ленинского районного суда <адрес> от 15 октября 2013 года, вынесенные в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключив из мотивировочной части указание на привлечение к административной ответственности за 2010, 2011 годы и 1 квартал 2012 года.
В остальной части постановление по делу об административных правонарушениях № от 28.06.2013 года и решение судьи Ленинского районного суда <адрес> от 15 октября 2013 года оставить без изменения, а жалобу защитника Асташкиной А.А. без удовлетворения.
Судья <адрес> областного суда ФИО1