Судья Каленский С.В. Дело № 7-21-239
РЕШЕНИЕ
Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Владивостокского спортивно-технического кооператива владельцев маломерных судов «Вольный шкипер» Гуркина В.А. на решение судьи Первореченского районного суда города Владивостока от 16 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Владивостокского спортивно-технического кооператива владельцев маломерных судов «Вольный шкипер»,
установила:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу № № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо Владивостокский спортивно-технический кооператив владельцев маломерных судов «Вольный шкипер» (ВСТК ВМС «Вольный Шкипер») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 500000 рублей.
Решением судьи Первореченского районного суда города Владивостока от 16 декабря 2015 года данное постановление изменено в части размера назначенного штрафа, размер штрафа снижен с 500000 до 250000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ВСТК ВМС «Вольный Шкипер» – без удовлетворения.
В жалобе защитником ВСТК ВМС «Вольный Шкипер» Гуркиным В.А ставится вопрос об отмене решения судьи и о прекращении производства по делу в связи с отсутствием вины юридического лица в совершении правонарушения.
Изучив материалы дела, ознакомившись с жалобой, заслушав объяснения защитника ВСТК ВМС «Вольный Шкипер» Гуркина В.А., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
Правовой режим водоохранных зон и прибрежных защитных полос регулируется статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно части 16 названной статьи Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Из материалов дела следует, что в результате проведения Департаментом федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу плановой проверки соблюдения ВСТК ВМС «Вольный Шкипер» природоохранного законодательства Российской Федерации установлено, что на земельном участке ВСТК ВМС «Вольный Шкипер», расположенном примерно в 150 м по направлению на запад от ориентира жилой дом, по адресу: <адрес>, в водоохраной зоне моря находятся 2 временных строения для размещения охраны и члена кооператива, несущего вахтенные обязанности, и боксы для размещения судового инвентаря. Земельный участок в водоохраной зоне не оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения поверхностным стоком, засорения.
Рассматривая дело, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу пришел к выводу о том, что ВСТК ВМС «Вольный Шкипер» осуществляет деятельность, связанную с отведением поверхностных сточных вод с нарушением действующего природоохранного законодательства, а именно в отсутствие на территории, используемой кооперативом для осуществления основного вида деятельности системы ливневой канализации.
Отказывая в удовлетворении жалобы защитника ВСТК ВМС «Вольный Шкипер» на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, судья районного суда исходил из того, что материалами дела доказано и Кооперативом не оспорено отсутствие на земельном участке системы ливневой канализации, что является основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наряду с иными обстоятельствами по делу об административном правонарушении подлежит выяснению и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Оставляя в силе постановление № от ДД.ММ.ГГГГ судья не учел, что в соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В нарушение требований, установленных статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа и судья районного суда не выяснили, имелась ли у ВСТК ВМС «Вольный Шкипер» возможность установить на земельном участке ливневую систему канализации с учетом того, что земельный участок предоставлен кооперативу в аренду для целей не связанных со строительством.
Из материалов дела следует, что между ВСТК ВМС «Вольный Шкипер» и ФГУП ГМПРОНИИ ДВО РАН ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на создание проектной продукции – ливневой канализации, по условиям которого для выполнения проектной документации заказчику необходимо представить технические условия, администрацией города Владивостока Кооперативу отказано в согласовании технических условий на подключение к сетям ливневой канализации, Департаментом градостроительства Приморского края разъяснено, что для строительства систем ливневой канализации необходимо изменить вид разрешенного использования земельного участка, предоставленного кооперативу в аренду, что не будет соответствовать целевому его использованию.
При таких обстоятельствах вынесенные по делу судебные постановления нельзя признать законными и обоснованными.
С учетом изложенного постановление должностного лица административного органа и решение судьи подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ВСТК ВМС «Вольный Шкипер» прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу № № от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Первореченского районного суда города Владивостока от 16 декабря 2015 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ВСТК ВМС «Вольный Шкипер» - прекратить.
Судья С.П. Судницына