ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-23/2018 от 16.03.2018 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Ооржак А.М. Дело № 21-23/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл 16 марта 2018 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва Железнякова С.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1

УСТАНОВИЛА:

постановлением временно исполняющего обязанности руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва (далее - Служба) О. от 6 декабря 2017 года начальник финансово-договорного отдела Государственного казённого учреждения * (далее - *) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за которое ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 февраля 2018 года вышеуказанное постановление Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва оставлено без изменения.

Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, ФИО1 подал жалобу, в Верховный Суд Республики Тыва, указывая на то, что хотя в диспозиции статьи 7.31 КоАП РФ указаны три вида реестров контрактов, а именно реестр контрактов, реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, реестр недобросовестных поставщиков, но в части 2 данной статьи перечислены санкции за несвоевременное предоставление информации и документов для 2-х видов реестров контрактов. Слова «уполномоченные на ведение реестра контрактов» во 2 части статьи являются характеристиками уполномоченного органа (федерального, субъекта РФ или органа местного самоуправления). В решении суда указано, что им часть 2 статьи 7.31 КоАП РФ истолкована неверно, однако решением суда от 20 января 2017 года полностью подтверждены и удовлетворены его доводы о том, что часть 2 статьи 7.31 КоАП РФ не касается реестров контрактов. Сведения и отчёты в установленные сроки поданы в течение 2017 года не менее 700 раз. Просит отменить решение суда и постановление по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании ФИО1 поддержал жалобу по указанным в ней основаниям.

Представитель Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва Р. в судебном заседании пояснила, что Службой проводилась плановая проверка * в рамках плановой проверки, назначенной в отношении Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно части 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

Исходя из диспозиции части 2 статьи 7.31 КоАП РФ в объективную сторону административного правонарушения входит, в том числе непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключённых заказчиками, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведёт реестр контрактов, заключённых заказчиками (далее - реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключённых в соответствии с пунктами 4,5, 23,44 и 45 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

В пунктах 6 и 7 Правил ведения реестра контрактов, заключённых заказчиками, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1084, указано, что реестр контрактов, заключённых заказчиками, ведётся Федеральным казначейством в электронном виде.

В реестр контрактов, заключённых заказчиками, включается информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением, предусмотренных контрактом, стороной контракта (пункт 10 части 2 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ).

Частью 3 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение трёх рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приёмки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Согласно постановлению Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 года № 59 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Тыва на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Тыва" Служба по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва определена органом исполнительной власти Республики Тыва, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Как следует из материалов дела, с 16 августа по 8 сентября 2017 года на основании приказа Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 16 августа 2017 года № 109 «О проведении плановой выездной проверки» в соответствии с пунктом 5 Плана контрольных мероприятий Службы на 2017 год проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию подпрограммы «Дорожное хозяйство на 2014-2016 годы» в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы Республики Тыва на 2014-2016 годы» в *

По итогам проведённой проверки составлен акт выездной проверки от 22 сентября 2017 года № 109, в котором отражены нарушения Федерального закона №44-ФЗ, в том числе о том, что * не направлена в уполномоченный орган для включения в реестр контрактов информация и документы об исполнении государственного контракта от 2 декабря 2016 года № 13, заключённого между * и ООО * цена контракта – * рублей. Контракт исполнен 29 декабря 2016 года.

29 ноября 2017 года в отношении *ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.

Рассматривая дело об административном правонарушении, и.о. руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва пришёл к выводу о том, что в действиях * ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.

Судья Кызылского городского суда Республики Тыва, разрешая жалобу на постановление Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, пришёл к выводу о законности и обоснованности постановления, вынесенного административным органом.

Между тем при рассмотрении дела судья Кызылского городского суда Республики Тыва не учёл следующее.

В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведённой в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Приказом от 16 августа 2017 года № 109 «О проведении плановой выездной проверки», изданным руководителем Службы О. назначена плановая выездная проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию подпрограммы «Дорожное хозяйство» на 2014-2016 годы» в рамках государственной программы «развитие транспортной системы Республики Тыва на 2014-2016 годы» в * Проведение проверки поручено начальнику отдела финансового контроля и надзора в отраслях экономики и капитальных вложений Л. и главному контролёру-ревизору отдела финансового контроля и надзора в сфере экономики, строительства и капитальных вложений У. Срок проведения проверки установлен с 16 по 25 августа 2017 года.

Порядок осуществления Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Порядок) утверждён постановлением Правительства Республики Тыва от 24.09.2014 года № 442 (ред. от 28.01.2016 года).

В пунктах 3-5 Порядка указано, что деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований (далее - контрольные мероприятия). Проверки подразделяются на выездные и камеральные, а также встречные проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок.

Плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий, который утверждается Главой Республики Тыва.

Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) Службы, принятого:

в случае поступления обращений (поручений) Главы Республики Тыва, Правительства Республики Тыва, правоохранительных органов, иных государственных органов, депутатских запросов, обращений граждан и организаций;

в случае получения должностным лицом Службы в ходе исполнения должностных обязанностей информации о нарушениях законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Службы, в том числе из средств массовой информации;

в случае истечения срока исполнения ранее выданного предписания (представления);

в случаях, предусмотренных пунктами 38, 47 и 67 настоящего Порядка.

В случае, предусмотренном абзацем третьим настоящего пункта, решение о проведении внепланового контрольного мероприятия принимается руководителем (заместителем руководителя) Службы.

На официальном сайте Службы в сети Интернет размещён примерный план контрольных мероприятий Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва на 2017 год, утверждённый заместителем Председателя Правительства Республики Тыва О. 9 января 2017 года, в указанном плане отсутствует объект контрольного мероприятия - * что представитель Службы Р. не отрицала в судебном заседании, указанное обстоятельство также подтверждается отзывом руководителя службы О. от 5 марта 2018 года вх. .

Таким образом, у Службы отсутствовали основания для проведения плановой проверки в *

Кроме того, нарушены сроки проведения проверки, установленные приказом от 16 августа 2017 года № 109, по приказу проверка должна была быть проведена в период с 16 по 25 августа 2017 года, а из акта проверки следует, что она проводилась в период с 16 августа по 8 сентября 2017 года, никаких решений о приостановлении проверки не принималось, так как ссылок на эти документы акт проверки не содержит. Акт проверки, составленный в отношении * подписан только начальником отдела Л. хотя поручение о проверке было возложено на двух должностных лиц.

Доводы представителя Службы Р. и О. о том, что они имели право проводить плановую выездную проверку в отношении * в рамках плановой проверки в отношении Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва основаны на неправильном толковании норм права.

В соответствии с пунктом 16 Порядка в рамках выездных или камеральных проверок могут проводиться встречные проверки. При проведении встречных проверок проводятся контрольные мероприятия в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля, а не с деятельностью другой организации, где проводится встречная проверка.

Следовательно, постановление должностного лица Службы и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва основаны на доказательстве (акте плановой выездной проверки), полученном с нарушением закона.

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учётом положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенных нарушений при проведении проверки в * невозможно сделать однозначный вывод о том, что в действиях ФИО1 имеется состав вменённого административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

При таких обстоятельствах постановление врио. руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва О. от 6 декабря 2017 года , решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены указанные постановления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛА:

постановление врио. руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва О. от 6 декабря 2017 года , решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 февраля 2018 года отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекратить.

Судья С.А. Железнякова