№ 21-23/2022
РЕШЕНИЕ
11 февраля 2022 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретарях Гришине К.В., Елизарове А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Дизайн Света» О.С.П. на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 30 июля 2021 года № и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 22 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Дизайн Света»,
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 30 июля 2021 года №, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 22 сентября 2021 года, общество с ограниченной ответственностью «Дизайн Света» (далее - ООО «Дизайн Света», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 61 000 рублей.
На данные акты О.С.П. подана жалоба в Оренбургский областной суд в порядке ст.ст. 30.1 - 30.2 КоАП РФ.
Определением судьи Оренбургского областного суда от 09 ноября 2021 года указанная жалоба оставлена без рассмотрения. Судья указал, что жалоба подписана ее подателем, однако данная подпись не позволяет установить лицо, кем была подписана и подана жалоба.
Директором общества О.С.П. в Оренбургский областной суд повторно подана жалоба на указанные акты, в которой заявитель выражает несогласие с состоявшимися по делу актами, просит их отменить. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи жалобы. В ходатайстве заявитель указывает на то, что первоначально жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, данные о законном представителе общества находятся в общем доступе, а потому суд самостоятельно мог получить информацию о руководителе юридического лица.
Согласно ч. 1 ст. 30.3, ч. 1 и ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ жалоба на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 этой статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (ч. 2 и ч. 4 ст. 30.3 КоАП РФ).
Копия решения судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 22 сентября 2021 года получена законным представителем общества О.С.П. 20 октября 2021 года, о чем свидетельствует уведомление о вручении заказного письма (л.д. 109), жалоба на данный судебный акт подана 27 октября 2021 года, то есть в установленный законом десятидневный срок.
Определение судьи Оренбургского областного суда от 09 ноября 2021 года получено обществом 22 ноября 2021 года. Повторно жалоба подана в областной суд в десятидневный срок - 02 декабря 2021 года.
Принимая во внимание, что первоначальная жалоба подана обществом в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, повторная жалоба подана незамедлительно после получения определения судьи областного суда об оставлении жалобы без рассмотрения, а также принимая во внимание, что сведения о законном представителе юридического лица находятся в общем доступе в ЕГРЮЛ, судья приходит к выводу о том, что действия директора ООО «Дизайн Света» О.С.П. указывают на то, что он добросовестно пользовался своими правами, которыми наделен КоАП РФ, и имел намерение реализовать право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении в установленный законом срок, к чему принимал необходимые меры.
Это обстоятельство судья Оренбургского областного суда признает уважительной причиной пропуска срока обжалования и считает необходимым данный срок восстановить.
Разрешая вопрос по существу настоящей жалобы на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 30 июля 2021 года №, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 22 сентября 2021 года, судья Оренбургского областного суда, ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав О.С.П., поддержавшего доводы жалобы, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении наказания, возражавшее против доводов жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет в отношении юридических лиц предупреждение или наложение административного штрафа от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда урегулированы ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 246-ФЗ), ч. 2 которой, в числе прочего, предусмотрена обязанность работодателя обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 этого закона.
Специальная оценка условий труда подлежит проведению в отношении всех категорий работников за исключением указанных в ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ, с 1 января 2014 года с вступлением в силу названного Закона.
Основанием для привлечения ООО «Дизайн Света» постановлением должностного лица, с выводами которого согласился судья районного суда, к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что в нарушение положений ст. 212 ТК РФ и п. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ обществом не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест для должностей, указанных в утвержденном 10 декабря 2020 года штатном расписании, каждое из которых занято.
Данные выводы сделаны на основании результатов проведенной должностным лицом Государственной инспекции труда в Оренбургской области на основании распоряжения руководителя названного органа государственного контроля от 07 июня 2021 года № внеплановой документарной проверки, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 28 июня 2021 года №.
Вместе с тем вынесенные по делу акты обоснованными признать нельзя, по следующим основаниям.
По общему правилу, установленному ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда на рабочем месте должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Законом.
Сроки, в течение которых может быть проведена первая специальная оценка условий труда, предусмотрены ч. 4 и ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ, в которой закреплены переходные положения.
При этом ст. 17 названного Закона определяет основания, которые влекут проведение внеплановой специальной оценки условий труда.
В силу п. 1 ч. 1 указанной статьи внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
До 1 мая 2016 года внеплановая специальная оценка условий труда подлежала проведению в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест в соответствии с ч. 2 указанной статьи в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 136-ФЗ, а с 1 мая 2016 года соответствующий срок для ее проведения составляет двенадцать месяцев.
Государственная регистрация ООО «Дизайн Света» в качестве юридического лица произведена 23 января 2013 года.
В ходе рассмотрения данного дела в суде второй инстанции законный представитель общества показал, что в 2015 году организацией проводилась специальная оценка условий труда на рабочих местах, соответствующий отчет утвержден 19 февраля 2015 года, последующая специальная оценка условий труда на рабочих местах проведена и отчет утвержден 22 июня 2021 года. Копии соответствующих отчетов представлены в материалы дела. Одновременно к материалам дела приобщены копии штатных расписаний общества за период с 2013 по 2021 годы.
Согласно представленным документам, в 2015 году обществом проведена специальная оценка условий труда рабочих мест для должностей, указанных в утвержденном 21 декабря 2014 года штатном расписании: директор - 1 ед., бухгалтер (оператор) - 1 ед., кассир (оператор) - 2 ед., продавец непродовольственных товаров (консультант) - 2 ед., комплектовщик товаров - 2 ед., подсобный рабочий - 1 ед.
С 01 января 2020 года обществом утверждено новое штатное расписание со штатной численностью в количестве 4 единиц: директор - 1 ед., главный бухгалтер - 1 ед., продавец-кассир - 1 ед., продавец- консультант - 1 ед.
С 01 января 2021 года переутверждается штатное расписание, согласно которому в штате общества содержится 3 единицы: директор - 1 ед., главный бухгалтер - 1 ед., продавец-кассир - 1 ед.
Таким образом, с 01 января 2020 года в штатном расписании ООО «Дизайн Света» введены новые должности - главный бухгалтер, продавец-кассир.
Согласно материалам дела, продавец-кассир принят и приступил к работе с 04 февраля 2019 года, главный бухгалтер - с 03 февраля 2020 года. Указанные обстоятельства следуют из приобщенных к материалам дела трудовых договоров, заключенных с названными работниками.
С учетом требований п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда в отношении вновь организованных рабочих мест (главный бухгалтер, продавец-кассир) должна быть произведена в срок до 03 февраля 2021 года и 04 февраля 2020 года соответственно. В отношении должности директора общества - до 19 февраля 2020 года (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
01 января 2020 года с главным бухгалтером было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 03 февраля 2020 года №, согласно которому в период с 01 января 2021 года работник выполняет трудовую функцию дистанционно, то есть вне места расположения работодателя: по месту жительства работника или в любом другом месте по его усмотрению. Изменения в трудовой договор вступили в силу с 01 января 2021 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.
Дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения, вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ).
Таким образом, ТК РФ напрямую не предусматривает возможности осуществления дистанционными работниками своих обязанностей в месте нахождения работодателя, поскольку это противоречит самому определению дистанционной работы.
Согласно разъяснениям Роструда и Минтруда России, если работник оформлен на дистанционную работу и работодателю понадобилось, чтобы он приехал в офис для выполнения какого-либо поручения, такая поездка будет являться служебной командировкой (Письма Роструда от 24 января 2020 года № ПГ/37458-6-1, Минтруда России от 09 июня 2017 года № 14-2/ООГ-4733).
Исходя из изложенного, проведение специальной оценки условий труда в отношении рабочего места главного бухгалтера, работающего дистанционно, после 01 января 2021 года не требовалось.
В отношении должностей директора и продавца-кассира необходимо отметить следующее.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, один год.
В п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 года № 45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», сформулирована правовая позиция, согласно которой административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, не является длящимся, поскольку выражается в невыполнении обязанностей к установленному сроку (например, непроведение специальной оценки условий труда, непредставление декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 4 ст. 8, ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).
Следовательно, в рассматриваемом случае в отношении должностей продавца-кассира и директора срок давности привлечения общества к административной ответственности истек 04 и 19 февраля 2021 года соответственно.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем в нарушение приведенных выше норм КоАП РФ 30 июля 2021 года, то есть за пределами срока давности привлечения общества к административной ответственности, должностным лицом вынесено постановление о привлечении ООО «Дизайн Света» к административной ответственности.
Кроме того, должностным лицом нарушен порядок привлечения юридического лица к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, 19 июля 2021 года в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении. Копия протокола и определение о назначении времени и места рассмотрения дела направлены главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области законному представителю ООО «Дизайн Света» по электронной почте ***) (л.д. 180).
При рассмотрении дела в судах первой и второй инстанций директор общества О.С.П. отрицал факт получения копии протокола об административном правонарушении и определения о назначении времени и места рассмотрения дела, утверждая, что на указанный электронный адрес данные документы не поступали.
Данный довод директора общества материалами дела не опровергается. В деле отсутствует отчет о доставке электронного письма с приложенным к нему определением, позволяющий контролировать получение юридическим лицом определения. Отсутствует информации о прочтении направленного в адрес ООО «Дизайн Света» электронного сообщения по электронному адресу. С использованием иных средств связи соответствующие извещение в адрес общества не направлялось.
30 июля 2021 года дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Дизайн Света» рассмотрено должностным лицом Государственной инспекции труда в Оренбургской области по существу в отсутствие законного представителя общества.
Представленный в материалы дела скриншот направления письма с вложением протокола и определения по электронной почте не свидетельствует о надлежащем извещении общества о рассмотрении дела должностным лицом.
Изложенное свидетельствует о том, что на момент рассмотрения дела должностное лицо Государственной инспекции труда в Оренбургской области не располагал сведениями о надлежащем извещении ООО «Дизайн Света» о месте и времени рассмотрения дела.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Данное дело об административном правонарушении в отношении общества рассмотрено с нарушением требований ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 30 июля 2021 года № и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 22 сентября 2021 года, вынесенные в отношении ООО «Дизайн Света» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст. 30.9, 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу директора ООО «Дизайн Света» О.С.П. удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 30 июля 2021 года № и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 22 сентября 2021 года, вынесенные в отношении ООО «Дизайн Света» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Оренбургского
областного суда Е.Н. Каширская