ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-240/17 от 30.11.2017 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

Судья Фалилеева М.Н.

Дело № 21-240/2017

поступило 03.11.2017 г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕШЕНИЕ

30 ноября 2017 г. г. Улан-Удэ

Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Баторовой Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу СХ ПАО «Белореченское» на постановление МУГАДН по РБ и Иркутской области от 09 августа 2017г. и решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 21 сентября 2017 года, принятое по жалобе СХ ПАО «Белореченское» на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ, в отношении СХ ПАО «Белореченское»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по РБ и Иркутской области (далее - МУГАДН по РБ и Иркутской области) от 09.08.2017г. СХ ПАО «Белореченское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

Решением Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 21 сентября 2017г., принятым по жалобе СХ ПАО «Белореченское», постановление оставлено без изменения.

В жалобе на указанные постановление и решение СХ ПАО «Белореченское» просит отменить постановление и решение, ссылаясь на ненадлежащее извещение о рассмотрении дела, а также отсутствие в действиях юридического лица состава административного правонарушения, поскольку товарно-транспортная накладная была выписана ошибочно и была в последующем аннулирована.

В суд вышестоящей инстанции представитель СХ ПАО «Белореченское» не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя МУГАДН по РБ и Иркутской области ФИО1, возражавшего против удовлетворения жалобы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, - влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

В соответствии с п.23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993г. №1090, перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Согласно п.5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011г. №272 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению №1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению №2.

Статьей 29 Федерального закона от 8 ноября 2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №257-ФЗ) установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами

Как следует из ч.15 ст.31 Федерального закона №257-ФЗ и ч.ч.8, 12 ст.11 Федерального закона от 8 ноября 2007г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Федеральный закон №259-ФЗ), а также п.50 Правил перевозок грузов автомобильным транспортомпогрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.2 Федерального закона №259-ФЗ грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.

Согласно п.2 ст.785 ГК РФ, п.6. Правил перевозок грузов автомобильным транспортом заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Таким образом, по общему правилу ответственность за погрузку груза несет грузоотправитель, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

Как следует из материалов дела, 02.07.2017г. было установлено передвижение транспортного средства <...>, государственный регистрационный знак <...> (п/прицеп-прицеп, государственный регистрационный знак <...>), перевозившего делимый груз (продукты питания), с превышением допустимой нагрузки на вторую ось АТС на 6,20%. СПВК-1, на котором производилось взвешивание транспортного средства, расположен на 443 км. Федеральной автодороги Р-258 «Байкал» Республики Бурятия, спроектированной под расчетную осевую нагрузку 10 т/ось.

Перевозка осуществлялась на основании товарной накладной №<...> от 01.07.2017г., в которой в качестве грузоотправителя указано СХ ПАО «Белореченское».

Доказательства того, что договором перевозки было установлено иное лицо, ответственное за погрузку груза, суду не представлены.

При таких обстоятельствах административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях СХ ПАО «Белореченское» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ.

Факт аннулирования СХ ПАО «Белореченское» товарной накладной приказом от 03.07.2017г. на выводы о наличии состава административного правонарушения не влияет, поскольку вопреки положениям п.1 ст.450 ГК РФ указанные действия были совершены грузоотправителем (СХ ПАО «Белореченское») в одностороннем порядке после осуществления перевозки (исполнения договора) и выявления правонарушения и фактически направлены на уход от ответственности.

Доводы жалобы о том, что СХ ПАО «Белореченское» не являлось перевозчиком груза, так как передало груз покупателю на условиях самовывоза, также не имеют правового значения, поскольку, договора купли-продажи № <...> от 01.01.2017г., заключенный СХ ПАО «Белореченское» с ИП ФИО2, не содержит указания на иное лицо, ответственное за погрузку груза, при этом в п.10 договора продавец (СХ ПАО «Белореченское») указан в качестве грузоотправителя.

Таким образом, вопреки доводам жалобы лицом, ответственным за погрузку транспортного средства, является СХ ПАО «Белореченское», которое не осуществило действий, направленных на размещение груза с соблюдением норм законодательства о допустимых нагрузках на ось транспортного средства. Доказательств того, что иное лицо является ответственным за погрузку, в материалах дела не имеется.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении, копиями договора купли-продажи, товарно-транспортной накладной и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы о ненадлежащем извещении о судебном заседании не принимаются во внимание, поскольку как видно из материалов дела судебное извещение о рассмотрении жалобы вручено СХ ПАО «Белореченское» 21.09.2017г., однако ходатайство об отложении рассмотрения жалобы в суд направлено не было.

При этом на законность вынесенного постановления о привлечении СХ ПАО «Белореченское» указанные доводы не влияют.

Таким образом, доводы жалобы выводы суда не опровергают и не содержат правовых оснований к отмене решения.

Постановление о привлечении СХ ПАО «Белореченское» к административной ответственности принято уполномоченным должностным лицом, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и жалобы не допущено, порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ, в связи с чем оснований для отмены или изменения состоявшихся постановления о назначении административного наказания и судебного решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ, в отношении СХ ПАО «Белореченское» и решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 21 сентября 2017 года оставить без изменения, жалобу СХ ПАО «Белореченское» - без удовлетворения.

Судья: Казанцева Т.Б.