ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-240/2015 от 15.09.2015 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 21- 240 / 2015

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново 15 сентября 2015 года

Судья Ивановского областного суда Мадаминова Ю.Б.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу Х., защитников адвокатов Ш. и С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Х. на решение судьи Ивановского районного суда Ивановской области от 13 августа 2015г.,

у с т а н о в и л :

Постановлением административной комиссии Ивановского муниципального района Ивановской области № 15-09 от 02 июня 2015г. глава администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Х. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.6.1 Закона Ивановской области от 24.04.2008 г. № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области», ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 13 августа 2015г. административной комиссии изменено. Из постановления исключено указание на непринятие Х. мер по организации сбора и вывоза промышленных отходов, как техническую ошибку; назначенное наказание снижено до 2000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поступившей в Ивановский областной суд, Х., считая неверным применением судами норм материального права, просит отменить постановление административной комиссии о назначении административного наказания и судебное решение, продолжая настаивать: на отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, на том, что он, как глава муниципального образования, субъектом вменяемого ему административного правонарушения не является; на том, что протокол об административном правонарушении составлен не уполномоченным на то лицом; акты осмотра территории №14, 15, 16 от 14 мая 2015г. являются недопустимыми доказательствами по делу, проверка проведена с нарушениями Федерального закона РФ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; место совершения административного правонарушения не установлено; выводы о том, что Х. не принимал мер к ликвидации несанкционированных свалок путем организации сбора и вывоза мусора в границах сельского поселения необоснован и противоречит материалам дела.

Явившимся Х., его защитникам Ш. и С. разъяснены права, предусмотренные ст.25.1, 25.5 КоАП РФ, отводов и ходатайств не заявлено.

В судебном заседании Х. и его защитники жалобу поддержали в полном объеме и просили ее удовлетворить.

Выслушав участников судебного разбирательства, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения. Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Согласно ч.1 ст.6.1 Закона Ивановской области от 24.04.2008 г. № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области» (в редакции от 03.07.2015 г.) не обеспечение и (или) несоблюдение чистоты и порядка (правил благоустройства) на территории муниципальных образований Ивановской области, в том числе в местах общественного пользования, пребывания, массового посещения и отдыха населения, а также на территориях хозяйствующих субъектов и юридических лиц, если эти действия (бездействие) не содержат административного правонарушения, предусмотренного статьями 6.3, 6.4 и 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Статьей 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

В соответствии с пунктом 18 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции действующей на момент совершения административного правонарушения) к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В Ивановском районе Ивановской области разработаны и утверждены, решением Совета Ивановского муниципального района от 28.10.2010 N 93, Правила санитарного содержания и благоустройства территории Ивановского муниципального района, согласно которым организацию и контроль за исполнением настоящих Правил осуществляют органы местного самоуправления сельских поселений и администрации Ивановского муниципального района; органы местного самоуправления муниципальных образований в пределах своих полномочий организуют сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на соответствующих территориях; обязанности по организации и/или производству работ по уборке и содержанию территорий и объектов возлагаются, по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не переданным во владение и/или пользование третьим лицам, - на органы государственной исполнительной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований, эксплуатационные организации.

Пунктом 19 части 1 статьи 6 Устава Беляницкого сельского поселения Ивановского района Ивановской области установлено, что к вопросам местного сельского поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

При этом обязанность органов местного самоуправления по организации деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований также предусмотрена положениями ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", действующих на момент выявления рассматриваемого правонарушения.

Согласно решению Совета Беляницкого сельского поселения второго созыва от 23 октября 2012г. №128, Х. с 26 октября 2012г. назначен на должность главы администрации Беляницкого сельского поселения и с ним заключен контракт, в соответствии с которым глава администрации организует и обеспечивает исполнение полномочий администрации по решению вопросов местного значения, а также исполнение государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области.

Из представленных материалов усматривается, что 14 мая 2015г. должностными лицами управления муниципального контроля администрации Ивановского муниципального района выявлены признаки административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.6.1 Закона Ивановской области от 24.04.2008 г. № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области». Установлено, что по адресу: д.Беляницы Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района, у домовладений №№№. .. на территории общего пользования имеются свалочные очаги мусора, бытовых отходов и навалов обрезанных веток деревьев.

Таким образом, глава администрации сельского поселения Х. не обеспечил чистоту и порядок, не принял своевременных и надлежащих мер к ликвидации свалочных очагов мусора, бытовых отходов и навалов обрезанных веток деревьев, образовавшихся на территории общего пользования от мусора, бытовых отходов и навалов обрезанных веток деревьев, своевременно и надлежащим образом не организовал их сбор и вывоз, тем самым нарушены Правила содержания и благоустройства территории Ивановского муниципального района. На основании изложенных обстоятельств должностными лицами управления муниципального контроля администрации Ивановского муниципального района были составлены акты об обнаружении признаков административного правонарушения.

29 мая 2015г. в отношении Х. должностным лицом, консультантом управления муниципального контроля администрации Ивановского муниципального района Д. составлен протокол об административном правонарушении N 09-15.

02 июня 2015г. административной комиссией Ивановского муниципального района вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым глава администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.6.1 Закона Ивановской области от 24.04.2008 г. № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области».

Административной комиссией и судом первой инстанции установлено, что Х., будучи главой органа местного самоуправления, администрации Беляницкого сельского поселения, на соответствующей территории, в ведении которого находится организация работ по благоустройству, содержанию и уборке объектов благоустройства территории района и контроль за выполнением работ по благоустройству, содержанию и уборке объектов благоустройства территории района в административных границах Беляницкого сельского поселения, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.6.1 Закона Ивановской области от 24.04.2008 г. № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области».

Судом учтено, что Х., имея возможность для недопущения загрязнения отходами производства и потребления территории общего пользования, не принял своевременных и необходимых мер по соблюдению возложенной на него обязанности.

Исследовав представленные материалы и доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности факта нарушения Х., как главой администрации сельского поселения, Правил благоустройства.

Вина Х. в совершении вышеназванного административного правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении N09-15 от 29 мая 2015г., актами проверки от 14 мая 2015г., фототаблицами, заявлением гражданки С., ее объяснениями и объяснениями А. и Ч., проживающих в д.Беляницы, которым судом первой инстанции в решении, по результатам рассмотрения жалобы в соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях дана подробная и правильная оценка.

Вопреки доводам жалобы, факт заключения договоров в апреле 2015г. на ликвидацию несанкционированных свалок не освобождает главу администрации Беляницкого сельского поселения от исполнения обязанности по обеспечению чистоты и порядка на находящейся в его ведении территории, организации сбора и вывоза бытовых отходов, и не свидетельствует об отсутствии вины Х., как главы администрации в совершении правонарушения. Суд полагает, что при должном и своевременном исполнении главой администрации данных обязанностей, Х. мог предотвратить совершение административного правонарушения, но не предпринял всех зависящих от него мер.

Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении был составлен неуполномоченным лицом, не основан на законе.

В соответствии с требованиями п.6 ч.1 ст. 11.1 Закона Ивановской области «Об административных правонарушениях в Ивановской области» протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов местного самоуправления - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.1, 6.1, 6.3, 6.4, 6.6 - 6.8, частью 2 статьи 6.10, статьями 6.11, 6.13, 6.14 настоящего Закона. Вывод суда о том, что консультант управления муниципального контроля администрации Ивановского муниципального района Д. наделен полномочиями по составлению протокола по факту данного административного правонарушения, является верным.

Положения Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г., на которые заявитель ссылается в своей жалобе, на рассматриваемые отношения не распространяются, поскольку положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (пункт 1 части 3 статьи 1 Закона).

Данные доводы жалобы являлись предметом оценки судьи районного суда и обоснованно отвергнуты, суд соглашается с выводами, указанными судьей в решении, поскольку необходимо отметить, что взаимодействия между юридическим лицом и должностным лицом в ходе осмотра территории не требовалось, поскольку данная территория является открытой и общедоступной, а проведенные осмотры не являлись проверкой деятельности юридического лица и осуществлены в рамках предоставленных должностному лицу полномочий по выявлению и предупреждению административных правонарушений в сфере благоустройства территории поселения.

Судьей районного суда верно в решении указано, что осмотр территории, относящейся к землям общего пользования, проводился должностным лицом в рамках повседневного надзора в общедоступном месте по вопросу соблюдения правил благоустройства, в связи с чем оснований для вывода о проведении внеплановой выездной проверки, требующей согласования с органами прокуратуры, не имеется. По данным же основаниям с учетом того, что проверка в отношении юридического лица не проводилась, довод жалобы о том, что акты осмотров территории и фототаблицы к ним являются недопустимыми доказательствами, подлежит отклонению.

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (часть 1 статьи 28.1 КоАП РФ).

Следовательно, обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Действия Х. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.

Административное наказание, с учетом изменений, внесенных обжалуемым решением судьи Ивановского районного суда Ивановской области от 13 августа 2015г., назначено администрации в пределах, установленных санкцией ч.1 ст.6.1 Закона Ивановской области от 24.04.2008 г. № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области».

Оспаривая состоявшееся по делу решение судьи первой инстанции, Х.приводит доводы, аналогичные доводам жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, которые были проверены судьей первой инстанции и обоснованно опровергнуты по основаниям, подробно изложенным в судебном акте.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого по делу судом первой инстанции решения, при рассмотрении дела не допущено.

Постановление о привлечении Х. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.

При таких обстоятельствах, учитывая, что дело об административном правонарушении рассмотрено полно, объективно, вина главы администрации Беляницкого сельского поселения Х. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.1 Закона Ивановской области от 24.04.2008 г. № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области», нашла свое подтверждение, наказание назначено с учетом всех обстоятельств по делу в пределах санкции указанной нормы действующего законодательства, оснований для отмены состоявшихся по делу постановления административной комиссии и решения судьи не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

р е ш и л :

Постановление административной комиссии Ивановского муниципального района Ивановской области № 15-09 от 02 июня 2015г. и решение судьи Ивановского районного суда Ивановской области от 13 августа 2015 года в отношении главы администрации Беляницкого сельского поселения Ивановского муниципального района Х. – оставить без изменения, жалобу Х. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд в порядке ст.30.12 КоАП РФ.

Судья Ивановского областного суда: Ю.Б.Мадаминова

Согласовано: ____________ Мадаминова Ю.Б.

«___» ____________ 2015 г.

Размещено на сайте: ____________ ФИО1

«___» ____________ 2015 г.