Судья Тришкин Е.Л. дело № 21-240/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 22 февраля 2018 года
Судья Самарского областного суда Тукмаков П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора НП БТО «Сосновый Бор» ФИО1 на решение судьи Жигулевского городского суда Самарской области от 17 января 2018 года, которым изменено постановление и.о. заместителя главного государственного инспектора по охране окружающей среды национального парка «Самарская Лука» ФИО2 № 28 от 31.10.2017 г. о привлечении юридического лица НП БТО «Сосновый Бор» к административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ в части исключения из постановления должностного лица указания на нарушение юридическим лицом п.11.4 раздела III Положения о национальном парке «Самарская Лука», утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2015г. № 69,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением и.о. заместителя главного государственного инспектора по охране окружающей среды национального парка «Самарская Лука» ФИО2 № 28 от 31.10.2017 года юридическое лицо- Некоммерческое партнерство «База туризма и отдыха «Сосновый Бор» (далее НП БТО «Сосновый Бор» или База отдыха) привлечено к административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Директором НП БТО «Сосновый Бор» ФИО1 на указанное постановление была подана жалоба, в которой заявитель просит постановление отменить,
считая его незаконным и необоснованным.
17 января 2018 года судьей Жигулевского городского суда Самарской области по результатам рассмотрения жалобы вынесено указанное выше решение, не согласившись с которым директор НП БТО «Сосновый Бор» ФИО1 обратилась с жалобой, ссылаясь на незаконность и необоснованность привлечения НП БТО «Сосновый Бор» к административной ответственности, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на отсутствие оценки суда представленным доказательствам. При этом в обоснование совей жалобы указывает, что земляные работы производились сторожем, а не НП БТО «Сосновый Бор», копия протокола об административном правонарушении вручена не была, в отсутствие договора аренды земельного участка НП БТО «Сосновый Бор» не могло осуществлять какую-либо деятельность, плановый (рейдовый) осмотр был произведен без предоставления каких-либо документов и в ее отсутствие, не представляется возможным установить, по каким основаниям сделан расчет ущерба, причиненного в результате проведения работ. Кроме того, полагает, что при рассмотрении жалобы не были объективно, всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, что препятствовало вынесению законного и обоснованного решения. Просит состоявшееся по делу решение судьи отменить, вынести новое решение о признании постановления административного органа о привлечении юридического лица к административной ответственности незаконным.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав представителя НП БТО «Сосновый Бор» ФИО1 в поддержание доводов жалобы, возражения представителей национального парка «Самарская Лука» ФИО3, ФИО4, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Государственный природный национальный парк «Самарская Лука» образован постановлением Совета Министров РСФСР от 28 апреля 1984 года № 161. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года № 990 государственный национальный природный парк отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в Национальный парк «Самарская Лука». Согласно п.6 ст.95 ЗК РФ, в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. С дирекцией национального парка должны согласовываться любые строительные мероприятия (расширение, строительство новых объектов и т.д.) на землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации.
В соответствии с п. «д» ч.2 ст.15 Федерального закона от 14.03.1995 г. "Об особых охраняемых природных территориях" на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: строительство и эксплуатация хозяйственных объектов, не связанных с функционированием национальных парков.
Разделом 3 Положения о национальном парке "Самарская Лука", утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2015 г. N 69, установлен режим особой охраны территории национального парка, утвержденный в соответствии с нормами Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
В соответствии со ст.10 Положения о национальном парке "Самарская Лука", утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2015 г. № 69, на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций (кроме случаев, связанных с функционированием национального парка);
В соответствии со ст. ст. 22.23 Приказа Минприроды России от 25.02.2015 N 69 (с изм. от 02.09.2015) "Об утверждении Положения о национальном парке "Самарская Лука" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2015 N 3725522), на территории национального парка государственный надзор в области охраны и использования территории национального парка осуществляется должностными лицами Учреждения, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды. К охране территории национального парка могут привлекаться работники правоохранительных органов, их рейды на территории национального парка проводятся совместно с должностными лицами Учреждения, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды
В соответствии с п.18 Положения о Национальном парке «Самарская Лука», утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.15 № 69, на территории национального парка строительство и реконструкция объектов капитального строительства допускаются по разрешениям, выдаваемым Минприроды России в соответствии с законодательством РФ.
Пунктом 5.17 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219 предусмотрено, что Минприроды России выдает в установленном порядке разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Пунктом 6 ч.5 ст.51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории- федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 № 2055-р Национальный парк «Самарская Лука» находится в ведении Минприроды России.
В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
По смыслу этой статьи под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе "Режим" ("Режим особой охраны") соответствующих индивидуальных положений - о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) либо ее охранной зоне.В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут по адресу: Самарская область, Больше-Рязанское участковое лесничество, квартал 63, НП БТО «Сосновый Бор» инспекторским составом национального парка «Самарская Лука» проведен плановый рейдовый осмотр территории национального парка, в ходе которого было установлено, что на территории Базы отдыха от центральной дороги к домику охраны раскопана канава длиной 13 м. шириной 0,5 м, глубиной 1,5 м., что является нарушением п. «д» ч.2 ст.15 ФЗ РФ от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и подпадает под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ.
По результатам осмотра 28.08.2017г. участковым государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» ФИО4 в отношении НП БТО «Сосновый Бор» было возбуждено дело об административном правонарушении по ст.8.39 КоАП РФ.
В рамках проведения административного расследования, определением от 13.09.2017 года государственным инспектором ФИО4 были истребованы сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении, а именно.
По итогам административного расследования, 17.10.2017 года участковым государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» ФИО4 в отношении юридического лица- НП БТО «Сосновый Бор» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, а 31.10.2017 года заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» ФИО2 вынесено постановление о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Из материалов дела видно, что в протоколе об административном правонарушении, а также в постановлении о назначении административного наказания не имеется указаний о том, какой именно режим или иные правила охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов, установленные нормативно-правовыми актами Российской Федерации были нарушены НП БТО «Сосновый Бор», что исключало возможность принятия по делу законного и обоснованного решения.
Объяснения ФИО1 и ФИО5.(л.д.46-47) не содержат указания в качестве кого они были опрошены, поскольку в ходе опроса им не разъяснялись права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 либо ст. 25.6 КоАП РФ. Указанным выше лицам были разъяснены только положения ст. 51 Конституции РФ и ст. 306 УК РФ.
Кроме того, ФИО5 в своих объяснениях указал, что он не является работником НП «База туризма и отдыха «Сосновый бор» и в настоящее время официально не трудоустроен. Доказательств иного административным органом не представлено.
Таким образом, объяснения от указанных лиц административным органом получены с нарушением требований КоАП РФ.
Как видно из содержания постановления должностного лица, в нем также изложены обстоятельства, установленные в ходе проверки, без определения объективной стороны и юридической квалификации применительно к конкретному составу вменяемого административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оспариваемое постановление содержит ссылку на нарушение должностным лицом подпункта "д" пункта 2, части 4 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", а также пункта 11.4 Положения о национальном парке "Самарская Лука", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2015 г. N 69, однако не раскрывает существа вменяемого НП БТО «Сосновый Бор» административного правонарушения.
При этом, суд первой инстанции в мотивировочной части решения от 17 января 2018 года исключил из постановления должностного органа указание на нарушение пункта 11.4 Положения о национальном парке "Самарская Лука", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2015 г. N 69.
Административным органом в своем постановлении сделан общий вывод о том, что за указанные нарушения ответственность предусмотрена Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", однако, такой подход к квалификации противоправных действий не соответствует требованиям законодательства об административных правонарушениях.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не согласен с выводом суда первой инстанции о соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности не описана объективная сторона административного правонарушения, не отражены и не раскрыты должным образом признаки выявленного правонарушения.
Указанные выше обстоятельства не были приняты во внимание и не проверены надлежащим образом ни административным органом при реализации процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности, ни судом первой инстанции в ходе проверки законности вынесенного постановления, однако бесспорно подтверждают отсутствие в действиях привлекаемого к ответственности лица состава вмененного ему административного правонарушения.
Таким образом, судом не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения по делу, а само постановление административного органа и решение суда первой инстанции вынесены на неполно исследованных доказательствах по делу, в связи с чем, не могут быть признаны законными и обоснованными.
В силу части 4 статьи 1.5 указанного Кодекса, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
В связи с изложенного, считаю, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, в действиях НП «База туризма и отдыха «Сосновый бор» отсутствует, а ввиду допущенных процессуальных нарушений, постановление административного органа и решение суда первой инстанции подлежат отмене с прекращением производства по делу по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Жигулевского городского суда Самарской области от 17 января 2018 года и постановление и.о. заместителя главного государственного инспектора по охране окружающей среды национального парка «Самарская Лука» ФИО2 № 28 от 31.10.2017 г. о привлечении юридического лица - НП БТО «Сосновый Бор» к административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу директора НП БТО «Сосновый Бор» ФИО1 удовлетворить частично.
Судья Самарского областного суда П.А.Тукмаков