ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-241/20 от 21.12.2020 Орловского областного суда (Орловская область)

РЕШЕНИЕ

21 декабря 2020 года город Орел

Судья Орловского областного суда Угланова М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области», на постановление государственного инспектора труда ФИО8 от 29 июля 2020 года, решение судьи Урицкого районного суда Орловской области от 21 октября 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области»,

установила:

постановлением государственного инспектора труда ФИО2 от 29 июля 2020 года Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области» (далее по тексту – ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей.

Решением судьи Урицкого районного суда Орловской области от 21 октября 2020 года постановление должностного лица административного органа изменено, исключено указание на наличие в действиях ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области признаков состава административного правонарушения - допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), или при наличии медицинских противопоказаний.

В жалобе, поданной в Орловский областной суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ, начальник Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области» просит отменить постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

В обоснование доводов жалобы ссылается на отсутствие в действиях исправительной колонии состава вменяемого административного правонарушения.

Обращает внимание, что работы, предусмотренные соответствующим Постановлением Правительства и требующие обязательного психиатрического освидетельствования, осужденными не производились и не предусмотрены их должностной инструкцией.

Указывает, что осужденные, трудоустроенные в должности электромонтеров по электроустановкам, выполняют работы на электроустановках без напряжения.

Ссылается также на то, что работодателем проведена специальная оценка условий труда, согласно которой должность электромонтера по электроустановкам относится ко второму классу условий труда по степени вредности, которые являются допустимыми.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме на основании статьи 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области по доверенности ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, возражения должностного лица, вынесшего постановление ФИО2, прихожу к следующим выводам.

Частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных психиатрических освидетельствований в виде административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Согласно абзацу 12 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

В соответствии с частью 7 статьи 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с требованиями абзаца 4 части 1 части 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года № 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.

Данными Правилами определен порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее по тексту – Перечень).

Перечнем предусмотрена необходимость освидетельствования не реже одного раза в пять лет персонала, обслуживающего действующие электроустановки напряжением 127В и выше, производящего на них оперативные переключения, выполняющего на этих электроустановках наладочные, монтажные работы и высоковольтные испытания.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проверки соблюдения трудового законодательства, проведенной 22 июля 2020 года в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области, установлено, что в нарушение части 7 статьи 213 ТК РФ, Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 377, осужденные ФИО4 и ФИО5 трудоустроенные в должности слесаря по ремонту электрооборудования, электромонтера по электроустановкам, были допущены к выполнению своих служебных обязанностей без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования.

Факт административного правонарушения и вина ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 23 июля 2020 (л.д. 26-28); справкой государственного инспектора труда, согласно которой в ходе проведения 22 июля 2020 проверки в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области выявлены нарушения трудового законодательства (л.д. 30); справкой ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области, из которой следует, что осужденные ФИО4 и ФИО5 трудоустроены в должности электромонтеров по электроустановкам (л.д. 29); протоколами проверки знаний норм и правил работы в электроустановках от 15 мая 2020 года, согласно которым осужденные ФИО9 и ФИО10 допущены в качестве электромонтеров по ремонту электрооборудования к работам в электроустановках напряжением до 1000 В (л.д. 31-32) и иными материалами дела.

Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом и судьей районного суда допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены должностным лицом и судьей по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Действия ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области правильно квалифицированы по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В настоящей жалобе заявитель указывает на необоснованность выводов должностного лица и суда о виновности учреждения в допуске ФИО6 и ФИО5 к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования, так как проходить обязательное психиатрическое освидетельствование в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 года № 377 должны только работники, обслуживающие действующие электроустановки напряжением 127 В и выше, производящие на них оперативные переключения, выполняющие на этих электроустановках наладочные, монтажные работы и высоковольтные испытания, а согласно должностной инструкции слесарь-электрик выполняет ремонтные работы на электроустановках без напряжения, то есть на не действующих электроустановках.

Приведенные доводы нахожу несостоятельными ввиду следующего.

Обязанность, предусмотренная частью 7 статьи 213 ТК РФ для прохождения обязательного психиатрического освидетельствования не реже одного раза в пять лет, установлена для работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности.

С целью определения условий труда (вредных и опасных факторов производственной среды и производственных процессов) работодателями в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» проводится специальная оценка условий труда.

Согласно части 1 статьи 14 приведенного Федерального закона условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Согласно карте № 62 специальной оценки условий труда электромонтеров по электроустановкам ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области, проведенной в ноябре 2018 года, рабочее место электромонтера по электроустановкам по вредным (опасным) факторам отнесено к классу условий труда 2 (допустимые условия труда), а в соответствии с вышеприведенными нормами в отношении работников, занятых на вредных и (или) опасных производственных работах, прохождение обязательного психиатрического освидетельствования является обязательным, независимо от каких-либо иных обстоятельств.

Из протоколов проверки знаний норм и правил работы в электроустановках № № 24, 26 от 15 мая 2020 года следует, что электромонтеры по ремонту электрооборудования ФИО4, ФИО5, 3 группа по электробезопасности до 1000 В допущены к работам в электроустановках напряжением до 1000В (л.д.31,32).

При этом, согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным Министерством энергетики Российской Федерации Приказом № 6 от 13 января 2003 года, электроустановка действующая – это электроустановка или ее часть, которая находится под напряжением, либо на которую напряжение может быть подано включением коммутационных аппаратов.

В связи с этим, довод заявителя жалобы в той части, что согласно должностной инструкции электромонтер по электроустановкам выполняет ремонтные работы на электроустановках без напряжения не может повлиять на правильность выводов должностного лица административного органа и суда о наличии в действиях ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области состава вменяемого административного правонарушения.

Постановление о привлечении ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ и соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ

Административное наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ. При этом с учетом характера совершенного административного правонарушения, установленных в ходе проверки обстоятельств, наказание в виде административного штрафа назначено в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы на законность и обоснованность постановления должностного лица и решения судьи не влияют, основаны на неправильном толковании закона, что само по себе не может служить основанием для отмены или изменения принятых по делу решений.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Орловского областного суда

решила:

постановление государственного инспектора труда ФИО2 от 29 июля 2020 года, решение судьи Урицкого районного суда Орловской области от 21 октября 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области», оставить без изменения, жалобу начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области», – без удовлетворения.

Судья М.А. Угланова

1версия для печатиДело № 21-241/2020 (Решение)