ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-243/19 от 19.03.2019 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 21-243/2019

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Хабаровск 19 марта 2019 года

Судья Хабаровского краевого суда Волошина Е.В., рассмотрев жалобу и.о. генерального директора АО «Амурское пароходство» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу от 01 ноября 2018 года и решение судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 10 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Амурское пароходство»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя Хабаровского транспортного прокурора Третьякова Г.В. от 10 августа 2018 года в отношении акционерного общества «Амурское пароходство» (далее – Общество) возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ.

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу ФИО2 от 01 ноября 2018 года Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 10 января 2018 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

И.о. генерального директора АО «Амурское пароходство» ФИО1 обратился в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, как незаконные, дело возвратить на новое рассмотрение.

В судебном заседании защитник Общества ФИО3 доводы жалобы поддержал.

Прокурор Положий Г.С. просила постановление и судебное решение оставить без изменения.

Законные представители Общества ФИО4, ФИО1, должностное лицо, вынесшее постановление ФИО2, Хабаровский транспортный прокурор Демидова М.А., заместитель Хабаровского транспортного прокурора Третьяков Г.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не ходатайствовали, в связи с чем возможно рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.24 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Согласно ч.3 ст.21 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что в мае 2018 года Хабаровской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения Обществом требований законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлено следующее.

Решением Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу от 20 июня 2013 года, выданным Обществу, утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение сроком до 19 июня 2018 года. Годовой норматив образования лома и отходов черных металлов (отработанная тара из-под ЛКМ) составляет 0,288 т.

Согласно сведениям отчета по форме отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» и декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год Обществом образовано 2,6 т отходов «Тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5 %)» (IV класс опасности) с превышением установленного на них лимита (0,288 т), что является нарушением требований ч.1 ст.22 и ч.1 ст.24 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Кроме того, в нарушение ч.1 ст.15 и ч.4 ст.18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к работе с отработанными люминесцентными (ртутьсодержащими) лампами (отходами I класса) допущен главный энергетик Общества ФИО5, который не имеет профессиональной подготовки, подтвержденной документом о квалификации на право работы с отходами I-IV классов опасности.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Учреждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.

Факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, подтвержден совокупностью доказательств, получивших оценку в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, в том числе: актом проверки от 30 мая 2018 года, постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 10 августа 2018 года, решением Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 20 июня 2013 года, выданным Обществу сроком до 19 июня 2018 года, отчетом по форме (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 03 ноября 2016 года, и иными доказательствами.

В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ.

Вопреки доводам автора жалобы, совокупность допустимых и достоверных доказательств является достаточной для вывода о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения. Кроме того, из приказа от 05 июля 2018 года о привлечении ведущего инженера по охране окружающей среды ООТ, ООС и ИП ФИО6 к дисциплинарной ответственности следует, что одной из причин нарушения Обществом законодательства об охране окружающей среды является отсутствие контроля за лимитом образованных отходов.

Доводы автора жалобы о невозможности установления даты совершения административного правонарушения были предметом рассмотрения судьи районного суда, им дана надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться, поскольку она основана на верном применении норм права.

Вопреки доводам автора жалобы действия Общества верно квалифицированы по ст.8.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства в области охраны окружающей среды и обращения с отходами. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не является основанием для отмены или изменения обжалуемых постановления и решения.

Административное наказание назначено Обществу в соответствии с санкцией ст.8.2 КоАП РФ в минимальном размере.

В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Между тем, представленная суду справка от 30 января 2019 года о кредитной (долговой) нагрузке по состоянию на 01 января 2019 года не подтверждает доводы жалобы о крайне тяжелом финансовом положении Общества, поскольку не дает комплексных данных, позволяющих сделать вывод об исключительных финансовых обстоятельствах юридического лица.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что назначенный Обществу административный штраф не отвечает целям административного наказания и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица.

Таким образом, с учетом обстоятельств дела в их совокупности, принимая во внимание то, что нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды причиняет и создает реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, обществу и государству, оснований для применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ не усматривается.

Указание в решении судьи по делу об административном правонарушении даты вынесения - 10 января 2018 года - не влияет на существо рассматриваемого дела, не свидетельствует о незаконности судебного акта и о необходимости его отмены, поскольку является технической опечаткой, которая подлежит исправлению в порядке ст.29.12.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и жалобу на постановление, не допущено.

Оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу от 01 ноября 2018 года и решение судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 10 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Амурское пароходство» - оставить без изменения, жалобу и.о. генерального директора АО «Амурское пароходство» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Хабаровского краевого суда Е.В. Волошина