ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-244 от 02.09.2010 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

                                                                                    Верховный Суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Смирнов А.Г. Дело № 21-244/10

РЕШЕНИЕ

  02 сентября 2010 г. г. Сыктывкар

Судья Верховного суда Республики Коми Тебенькова Л.Г., при секретаре Воронцовой Н.Н., рассмотрев жалобу представителя Краснова Е.В., действующего по доверенности в интересах ...управления... на решение судьи Сыктывкарского городского суда от 25 июня 2010 года, по которому

Постановление заместителя руководителя ...управления... от 8 апреля 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.27 КоАП РФ в отношении ...М... отменено, производство по делу прекращено.

Заслушав объяснения Мостакова Н.Е.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя ...управления... от 8 апреля 2010 года директор ...общества... ...М... признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 10000 руб.

Основанием для привлечения к ответственности послужило то, что ...М..., будучи должностным лицом, не исполнил законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, а именно не представил документы, подтверждающие участие работников организации в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях (целевой инструктаж), а также документы, подтверждающие прохождение вводного инструктажа, планового и внепланового инструктажа, а также самостоятельного обучения сотрудниками общества актов в данной области, в договорах на оказание информационно-консультационных услуг отсутствуют данные об идентификации клиентов.

Директор ...общества... ...М... обратился в Сыктывкарский городской суд на указанное постановление. По результатам рассмотрения жалобы судья Сыктывкарского городского суда вынес приведенное выше решение.

В жалобе представитель Краснов Е.В., действуя по доверенности (л.д. 58) в интересах ...управления... с решением суда не согласен, указывая, что судом неправильно установлено фактические обстоятельства дела, не дана им оценка.

Проверив доводы жалобы, полагаю решение подлежащим отмене.

Статьей 15.27 Кодекса установлено, что неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа.

В целях Закона о противодействии к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, статьей 5 названного Закона отнесены организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Согласно Уставу общество оказывает посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, в связи с чем ...М..., как руководитель общества, относится к субъектам правонарушений, предусмотренных диспозицией ст. 15.27 КоАП РФ.

В ст. 3 Закона о противодействии легализации преступных доходов внутренний контроль определяется как деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В силу п. 2 ст. 7 Закона о противодействии организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Правительством РФ принято постановление 5 декабря 2005 г № 715 « О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а так же требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с п. 3 указанного постановления требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в части указанных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и организациям, осуществляющим управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, - Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам.

Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 г. N 256 (зарегистрированный в Минюсте РФ от 30 января 2009 г. № 13222) утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организации, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Положением установлены требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, указанных в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (за исключением кредитных организаций).

Анализ приведенных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что требования к подготовке и обучению кадров являются неотъемлемой частью внутреннего контроля в рамках Закона о противодействии легализации преступных доходов.

Актом проверки ...общества... от 26 марта 2010 г. установлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии подготовки и обучения кадров общества в соответствии с Приказом Росфинмониторинга № 256 от 1.11.2008 г. При этом указанный нормативный акт не содержит указание на конкретные сроки организации соответствующего обучения, в связи с чем вывод суда о пропуске срока привлечения к административной ответственности является ошибочным.

Срок давности привлечения к ответственности за нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма составляет, согласно части 1 статьи 4.5 КОАП РФ один год.

Поскольку правоотношения, связанные с организацией обучения кадров в рамках приведенного выше Закона относятся к длящимся, годичный срок должен исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Отсутствие факта получении доходов обществом с 2006 г. не освобождает общество от проведения мероприятий по подготовке и обучению кадров в рамках Закона о противодействии легализации преступных доходов.

Нарушения в части подготовки и обучения кадров в рамках Закона о противодействии легализации преступных доходов обнаружены 26 марта 2010 г, постановление о привлечении к административной ответственности ...М... административным органом принято в пределах установленного срока, административное взыскание наложено в пределах санкции ст. 15.27 КоАП РФ.

Поскольку оснований для прекращения производство по делу о привлечении ...М... к административной ответственности не имелось, решение судьи Сыктывкарского городского суда подлежит отмене, а постановление административного органа от 8 апреля 2010 г № 04-23/41-2/1- без изменения.

Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Решение судьи Сыктывкарского городского суда от 25 июня 2010 года отменить, постановление заместителя руководителя ...управления... от 8 апреля 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.27 КоАП РФ в отношении ...М... – оставить без изменения

Судья Л.Г. Тебенькова.