Дело № 21 – 244
Судья - Кутушова Ю.В.
РЕШЕНИЕ
по жалобе на решение судьи
по делу об административном правонарушении
г. Мурманск 06 июня 2016 года
Судья Мурманского областного суда Истомина И.В., рассмотрев жалобу защитника ФИО1 – Маркова С.А. на решение судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 22 марта 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением № * заместителя главного государственного инспектора г. Мурманск, ЗАТО г. Североморск, ЗАТО г. Заозерск, ЗАТО Александровск, Кольского района, ЗАТО Видяево по использованию и охране земель Управления Росреестра по Мурманской области от 22 декабря 2015 года должностное лицо - *** «******» (далее - *** «***», Учреждение) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей.
Данное постановление обжаловано ФИО1 в районный суд.
Решением судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 22 марта 2016 года постановление о назначении административного наказания оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник ФИО1 – Марков С.А. просит постановление о назначении административного наказания и решение судьи, принятое по жалобе на постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить.
Ссылается на отсутствие умысла в совершении административного правонарушения. Приводит доводы о том, что подрядчик *** «***» был надлежащим образом уведомлен *** «***» о необходимости проведения ремонтных работ исключительно в рамках границ земельных участков, предусмотренных государственным контрактом. Поскольку у *** «***» отсутствует техническая возможность осуществлять постоянный контроль за действиями подрядной организации, *** «***» заключило государственный контракт № * от 07.06.2013 г. с ООО «***» на проведение строительного контроля.
Приводит доводы о несоблюдение положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки.
ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса РФ б административных правонарушениях.
Выслушав защитника ФИО1 – Мюллера А.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения должностного лица Управления Росреестра по Мурманской области ФИО2, оснований для отмены решения судьи не нахожу.
В соответствии со ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области от 29.10.2015 г. № *, на основании решения от 30.10.2015 г., согласованного с прокуратурой Мурманской области, проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения обращения, поступившего в орган государственного земельного надзора, о нарушении *** «*** имущественных прав, при использовании земельных участков с кадастровыми номерами * и *, расположенных по адресу: Мурманская обл., ... г. ..., ул. ....
По результатам проверки установлено, что земельные участки с кадастровым номером * общей площадью *** кв. м. и *, общей площадью *** кв.м. используются *** «***» под часть автодороги и конструктивные элементы дороги в виде кюветов и откосов, без обеспечения в установленном порядке выполнения комплекса мер, возложенных Распоряжением от 04.12.2013 № *** «Об изъятии путем прекращения прав для нужд Российской Федерации земельных участков земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Реконструкция автомобильной дороги _ _ «_ _ , _ _ , _ _ (международный автомобильный пункт пропуска «***») Подъезд к г. Мурманску км ..., Мурманская область» (далее - Распоряжение от 04.12.2013 № *), т.е. лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанные земельные участки, а также самовольное занятие части земельных участков с кадастровыми номерами: * используемой площадью *** кв.м., * используемой площадью *** кв.м., под часть автодороги и конструктивные элементы дороги в виде кюветов и откосов.
Распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 25.12.2012 № * предварительно согласовано место размещения объекта «Реконструкция автомобильной дороги ... - от ..., ..., ... (международный автомобильный пункт пропуска «...») подъезд к г. Мурманск км ..., Мурманская область», а также утвержден акт выбора земельного участка от 14.09.2011 г. площадью *** га, расположенного по адресу: г. Мурманск, Мурманская область, в соответствии со схемами расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденными заместителем председателя Комитета имущественных отношений г. Мурманска от 04.05.2012 г.
На основании Распоряжения Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 04.12.2013 г. № * принято решение изъять путем прекращения прав в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельные участки, указанные в приложения к Распоряжению № *.
Приложением к Распоряжению № * определен перечень подлежащих изъятию для нужд Российской Федерации земельных участков в целях реконструкции автомобильной дороги ... «...».
В указанный перечень входят земельные участки с кадастровыми номерами * и *, из которых изымаются части земельных участков с кадастровыми номерами *, *.
В соответствии с пунктом 2 Распоряжения № * Учреждению дано указание обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к Распоряжению № *; заключить договоры о возмещении убытков, причиненных правообладателям земельных участков изъятием земельных участков; обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на изъятые земельные участки; обеспечить государственную регистрацию Распоряжения № * в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии.
Решением от 16.08.2013 г. № * Филиалом *** «***» по Мурманской области о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости осуществлен государственный кадастровый учет объекта недвижимости с кадастровым номером *.
Решением от 03.09.2013 г. № **** «***» по Мурманской области о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости осуществлен государственный кадастровый учет объекта недвижимости с кадастровым номером *.
Таким образом, из земельного участка с кадастровым номером * образован земельный участок с кадастровым номером *, общей площадь *** кв.м., из земельного участка с кадастровым номером * образован земельный участок с кадастровым номером *, обшей площадью *** кв.м.
По сведениям Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) указанные земельные участки имеют следующие характеристики: статус «временный», категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование; отсутствует, адрес расположения: Мурманская обл., г. Мурманск, ул. .... Границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, площади участков являются уточненными. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков в ГКН отсутствуют.
Согласно сведением Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП):
земельный участок с кадастровым номером *, общей площадью *** кв.м., на основании договора о предоставлении земельного участка в пользовании на условиях аренды от 01.03.2010 г. № * предоставлен <...> на срок с 24.03.2010 г. по 31.05.2039 г., о чем сделана запись о регистрации * от 24.03.2010 г;
земельный участок с кадастровым номером *, общем площадью *** кв.м., на основании договора о предоставлении земельного участка в пользовании на условиях аренды от 08.02.2012 г. № * предоставлен <...> на срок с 28.12.2011 г. по 31.05.2039 г., о чем сделана запись о регистрации * от 13.02.2012 г.
При этом 23.11.2015 г. в записи EГРП об указанных участках, внесены информационные сведения о распоряжении Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 04.12.2013 г. № *.
Каких-либо прав на земельные участки с кадастровыми номерами * и * в ЕГРП не зарегистрировано.
При обмере земельных участков и сопоставлении данных с данными государственного кадастра недвижимости было установлено, что площадь, используемая для реконструкции автодороги ... «...» под конструктивные элементы дороги превышает границы, установленные в ГКН для земельного участка с кадастровым номером * на *** кв.м. и для земельного участка с кадастровым номером * на *** кв.м., площади, используемые Учреждением за пределами границ данных участков, используются из земельных участков * и *.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со ст. 280 Гражданского кодекса Российской Федерации, лица, права которых на земельный участок прекращаются в силу его изъятия для государственных или муниципальных нужд, до дня прекращения данных прав владеют, пользуются и распоряжаются в соответствии с законом таким земельным участком по своему усмотрению. При этом лица, указанные в настоящей статье, несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством, с реконструкцией зданий, сооружений, осуществлением неотделимых улучшений, со дня уведомления их о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.
В соответствии с ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса РФ, возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и подтверждаются соответствующими документами о государственной регистрации прав.
Проанализировав установленные по делу данные, применительно к приведенным положениям закона, судья признал правильным вывод, о том, что Учреждение самовольно заняло указанные части земельных участков с кадастровыми номерами * площадью *** кв.м., * площадью *** кв.м., расположенные по адресу: г. Мурманск, ул. ..., в отсутствие решения соответствующего органа.
Установленные по делу обстоятельства отражены в акте проверки от 18 ноября 2015 года.
Проверяя правомерность привлечения ФИО1 к административной ответственности, судья признал, что к ответственности привлечен надлежащий субъект правонарушения.
Такой вывод является правильным.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На основании приказа от 29.09.2014 г. № * ФИО1 назначен на должность *** «******» с 03.10.2014 по 02.10.2017 г.
В соответствии с п. 7 трудового договора № * от 26.09.2014 г., руководитель самостоятельно осуществляет руководство деятельностью Учреждения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъекта РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с пп. «а» п.9 трудового договора руководитель обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства РФ, законодательства субъекта РФ.
Уставом *** «***» предусмотрено, что *** несет ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации.
По факту выявленного нарушения 07 декабря 2015 года в отношении *** «******» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ, 22 декабря 2015 года вынесено постановлении с назначением должностному лицу административного наказания в размере *** рублей
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено уполномоченным должностным лицом, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено виновному лицу в пределах санкции статьи 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом обстоятельств совершения административного правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Из материалов дела усматривается, что правонарушителю было известно о факте незаконного использования земельных участков, поэтому несостоятельны доводы жалобы об использовании территории земельных участков *** «***».
Судья Первомайского районного суда обоснованно учел, что являясь заказчиком работ - *** «***», в соответствии со статьей 748 Гражданского кодекса РФ, обладает объективной возможностью осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ подрядной организацией, контролировать любые действия подрядчика, в том числе проверять, не отклоняется ли он от установленных требований при проведении работ.
Доказательства того, предприняты все необходимые меры и достаточные меры контроля в целях соблюдения требований закона, в материалах дела отсутствуют.
Совершение действий, направленных на устранение допущенных нарушений закона, не освобождает от административной ответственности в силу части 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Требования ст. ст. 10, 12, 13, 14, 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки соблюдены. Оснований предусмотренных ст. 20 указанного Закона, влекущих недействительность результатов проверки, по делу не установлено.
Процессуальных нарушений, влияющих на законность постановления по делу и решения судьи Первомайского районного суда, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 22 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 – Маркова С.А. - без удовлетворения.
Судья
Мурманского областного суда И.В. Истомина