ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-244/2017 от 20.06.2017 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Шешин В.С. Дело № 7-353

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

г.Кострома 20 июня 2017 года

Судья Костромского областного суда Филиппова Н.В.,

с участием представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановской областях ФИО7 и представителя администрации Островского муниципального района Костромской области ФИО8

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областях Коваленко Е.С. на решение судьи Ленинского районного суда г.Костромы от 19 мая 2017 года по делу об административном правонарушении

УСТАНОВИЛА

Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхонадзора по Костромской и Ивановской областях Коваленко Е.С. от 27.12.2016 года администрация Островского муниципального района Костромской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г.Костромы от 19 мая 2017 года постановление должностного лица административного органа было отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - за отсутствием в действиях администрации Островского муниципального района Костромской области состава административного правонарушения.

На решение судьи начальником отдела земельного надзора Управления Россельхонадзора по Костромской и Ивановской областях Коваленко Е.С. подана жалоба с просьбой об отмене судебного акта. Заявитель считает вывод районного суда об отсутствии в действиях администрации Островского муниципального района Костромской области состава административного правонарушения не основанным на законе и не соответствующим обстоятельствам дела.

В возражениях на жалобу глава администрации Островского района Костромской области ФИО9 считает решение судьи Ленинского районного суда г.Костромы законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

В судебном заседании представитель должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении ФИО10 поддержала доводы жалобы по изложенным основаниям. Представитель администрации Островского муниципального района Костромской области Кравчук Н.М. просила об оставлении судебного акта без изменения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя административного органа, представителя администрации Островского муниципального района, не нахожу оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении указанного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Указанные требования закона при рассмотрении жалобы администрации Островского муниципального района Костромской области на постановление по делу об административном правонарушении судом были соблюдены.

Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Субъектом указанного правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия.

Из содержания постановления по делу об административном правонарушении №03/158 от 27.12.2016 г.следует, что администрация Островского муниципального района Костромской области, в границы которого входит земельный участок сельскохозяйственного назначения, входящий в состав кадастрового квартала <данные изъяты>, расположенный в <адрес>, Островском сельском поселении, примерно в <данные изъяты>. от перекрестка <адрес>, с правой стороны автодороги <адрес>, имея обязанность по проведению мероприятий по защите земель, недопущению истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, допустила захламление земельного участка твердыми коммунальными отходами, чем нарушила требования ч.1 ст.78 Земельного Кодекса РФ, абз.2 ст.42 Земельного Кодекса РФ, ч.1 ст.51, абз.5 ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Вмененные администрации Островского муниципального района нарушения Земельного кодекса и Федерального закона предусматривают обязанности по охране природы и окружающей среды, использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением имеют всеобщий характер и распространяются как на органы государственной власти, так и на администрации муниципальных образований.

Полномочия муниципального района в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определены п.2 ст.8 ФЗ РФ от 24.06.1998 г № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.2 ст.7 ФЗ РФ от 10.01.2002 г. №7_ФЗ «Об охране окружающей среды», п.18 ч.1 ст.14 и п.14 ч.1 ст.15 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из приведенных норм следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных районов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют полномочия в области обращения с отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Согласно статье 1 Закона Костромской области от 04.12.2015 г. №38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Костромской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные в том числе п.18 ч.1 ст.14 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Во исполнение этого Закона администрацией Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области 05.05.2016 года заключен договор с ООО «Лесное» на оказание услуг по благоустройству площадки для временного складирования твердых бытовых отходов.

Несмотря на указанные требования Федеральных Законов в тексте постановления по делу об административном правонарушении не приведен конкретный перечень действий Администрации, которые администрация Островского муниципального района должна была совершить. Административный орган ограничился указанием на обязанность администрация Островского муниципального района по защите земель и на то, что именно она допустила захламление земельного участка, находящегося на территории Островского сельского поселения.

Оснований не согласиться с выводом суда, не усмотревшим в таком описании действий администрации Островского муниципального района состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.7 КоАП РФ не имеется.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от <данные изъяты>П «По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проанализировав в совокупности положения п.2 ст.8 ФЗ РФ от № 89-ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления», п.2 ст.7 ФЗ РФ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», п.18 ч.1 ст.14, п.14 ч.1 ст.15 ФЗ РФ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пришел к выводу, что законодателем для определения характера участия муниципальных образований этих видов в указанной деятельности использована общая родовая категория «участие в организации» и соответственно на муниципальные районы возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами, а именно осуществление мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности такой очистки.

Доводы представителя административного органа в суде, что администрация Островского муниципального района не заключила соглашения с администрацией сельского поселения по реализации полномочий, переданных сельским поселениям Костромской области Законом Костромской области от 04.12.2015 г. № 38-6-ЗКО и таким образом не выполнила свои организационно-распорядительные обязанности и тем самым не приняла участие в организации работ по очистке территории не могут быть приняты во внимание, поскольку такие нарушения администрации Островского муниципального района не вменялось и в постановление по делу об административном правонарушении эта субъективная сторона не описана и не раскрыта.

Такой подход к установлению состава правонарушения и квалификации противоправных действий не соответствует требованиям законодательства об административных правонарушениях.

Данным обстоятельствам судьей районного суда дана надлежащая правовая оценка.

Отсутствие состава административного правонарушения отнесено п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ решение судьи по делу об административном правонарушении может быть отменено по жалобе должностного лица только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В материалах дела об административном правонарушении в отношении администрации Островского муниципального района Костромской области существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену решения судьи, не усматривается. Не содержит указания на существенные нарушения процессуальных требований и поданная должностным лицом жалоба.

При таких обстоятельствах, оснований к отмене решения судьи и удовлетворения доводов жалобы не имеется.

Руководствуясь п.1ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ судья областного суда

Р Е Ш И ЛА

Решение судьи Ленинского районного суда г.Костромы от 19 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ в отношении администрации Островского муниципального района Костромской области оставить без изменения, жалобу начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областях Коваленко Е.С. - без удовлетворения.

Судья Филиппова Н.В.