ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-244/2018 от 01.03.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Гороховик О.В. д. № 21-244/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара 01 марта 2018 года

Судья Самарского областного суда Тукмаков П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «РЭУ № 3» ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Самары от 16 января 2018 года по делу об административном правонарушении, которым оставлено без изменения постановление административной комиссии Ленинского внутригородского района г.о. Самара № 827/17 от 06.12.2017 года о привлечении юридического лица ООО «РЭУ № 3» к административной ответственности по ч. 1 ст. 4.11 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением административной комиссией Ленинского внутригородского района г.о. Самара № 827/17 от 06.12.2017 года юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационное управление № 3» (далее ООО «РЭУ № 3» или Общество) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 4.11 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с постановлением административной комиссии, представитель по доверенности ФИО1 в интересах ООО «РЭУ № 3» обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с жалобой, судьей которого 16 января 2018 года вынесено вышеуказанное решение.

В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, представитель по доверенности ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу постановления административного органа и решения судьи с прекращением производства по делу, за отсутствием в действиях юридического лица состава вмененного правонарушения, ссылаясь на то, что при рассмотрении жалобы не были объективно, всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, что препятствовало вынесению законного и обоснованного решения. При этом в обоснование своей жалобы также указывает, что в период с 09.01.2017 г. Обществом сообщений об аварии теплового розлива по адресу <...> не зафиксировано, ремонтные работы не планировались, земляные работы н6е производились. Считает, что за действия третьих лиц, Общество ответственности не несет.

Проверив представленные материалы дела, заслушав возражения представителя административной комиссией Ленинского внутригородского района г.о. Самара ФИО2, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный правовой акт, принятый органами местного самоуправления, подлежит обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 4.11 Закона Самарской области "Об административных правонарушениях" от 01.11.2007 г. №115-ГД предусмотрена ответственность за производство земляных работ с нарушением порядка, установленного муниципальными правовыми актами, кроме действий, предусмотренных статьями 7.1, 7.14, 7.17, 8.1, 8.7, 9.4, 11.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Примечание к указанной статье гласит, что положения настоящей статьи не распространяются на действия, направленные на предотвращение и ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением нормального функционирования объектов жизнедеятельности населения в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев невосстановления, несвоевременного и (или) некачественного восстановления асфальтового покрытия, земляного полотна, зеленых насаждений, в том числе газонов, иных объектов благоустройства, поврежденных в ходе проведения земляных работ.

На территории городского округа Самара действуют Правила благоустройства территории г.о. Самара, утвержденные Постановлением главы г.о. Самара от 10.06.2008 года № 404 «Об утверждении Правил благоустройства территории г.о. Самара».

Из п. 1 гл. 2 Правил следует, что данные Правила устанавливают единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов внешнего благоустройства, надлежащему содержанию территорий городского округа для всех юридических (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц.

Пунктом 32 гл. 24 разд. 7 Правил установлено, что после проведения работ по прокладке подземных и наземных инженерных сетей и коммуникаций производится восстановление нарушенных объектов благоустройства.

При попадании в зону производства работ либо в призму обрушения тротуаров и пешеходных дорожек восстановление указанных объектов производится с учетом следующих требований: уклон съездов с тротуара (пешеходной дорожки) на транспортный проезд должен быть не более 1:12, около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 м; бордюрные пандусы на пешеходных переходах должны полностью располагаться в пределах зоны, предназначенной для пешеходов, и не должны выступать на проезжую часть. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 0,015 м.

Из п. 34 главы 24 раздела 7 Правил следует, что траншеи и котлованы на проезжих частях и тротуарах, имеющих усовершенствованное дорожное покрытие, засыпаются песком слоями толщиной не более 0,2 метра с послойным уплотнением. Не допускается засыпка траншей и котлованов на проезжих частях и тротуарах грунтом, строительным мусором, сколом асфальта. Восстановление асфальтового покрытия проезжих частей дорог производится на полную ширину независимо от ширины траншеи. При этом должны быть выполнены следующие условия: уплотнение песка в траншее до коэффициента фильтрации 0,98; снятие верхнего слоя асфальтобетонного покрытия в границах восстановления; восстановление существующей конструкции дорожной одежды в границах траншеи; промежуточная приемка скрытых работ в соответствии с ВСН-19-89.

Восстановление покрытия тротуаров и дорожек производится в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. В случае прохождения траншеи вдоль тротуара покрытие восстанавливается на всю ширину тротуара. Дорожный и тротуарный бортовой камень восстанавливается в тех случаях, когда он попадает в зону производства работ. При пересечении дорог и тротуаров восстановление покрытия производится в границах призмы обрушения по углу естественного откоса плюс 0,5 метра в каждую сторону.

В силу п. 35 гл. 24 разд. 7 Правил запрещается повреждение и уничтожение газонов, цветников, незаконная порубка, повреждение деревьев, кустарников за пределами территории, отведенной разрешительной документацией на производство работ по прокладке и переустройству подземных сооружений и коммуникаций.

Все разрушения и повреждения дорожных покрытий, зеленых насаждений и иных объектов благоустройства, возникшие по вине строительных и ремонтных организаций при производстве работ по прокладке подземных коммуникаций или других видов строительных работ, ликвидируются в полном объеме организациями, получившими разрешение на производство работ, в сроки, согласованные с Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара.

Согласно 36 гл. 24 разд. 7 Правил в период с 1 ноября по 15 апреля восстановление нарушенных объектов благоустройства после производства земляных работ осуществляется по временной схеме. Продолжительность этого периода может быть изменена в зависимости от погодных условий в соответствии со СНиП 3.06.03-85 (в ред. Постановления Администрации городского округа Самара от 25.05.2017 N 411).

При восстановлении нарушенных объектов благоустройства по временной схеме должны быть выполнены следующие условия: траншеи и котлованы на асфальтовых покрытиях заделываются одним слоем толщиной не менее 5 см либо мелкозернистого асфальтобетона, либо литого асфальтобетона; траншеи и котлованы на газонах и пустырях засыпаются грунтом, выполняется вертикальная планировка, производится вывоз лишнего грунта, строительных конструкций и строительного мусора.

При выполнении указанных в настоящем пункте условий разрешение на производство работ считается временно закрытым.

При восстановлении благоустройства после 15 апреля траншеи и котлованы в обязательном порядке очищаются от песка, грунта, щебня, уложенных в осенне-зимний период при восстановлении благоустройства по временной схеме.

Благоустройство на всех вскрытиях, произведенных в осенне-зимний период, должно быть восстановлено в полном объеме в срок до 31 мая. С учетом погодных условий срок восстановления благоустройства может быть изменен.

(в ред. Постановлений Администрации городского округа Самара от 16.12.2015 № 1487, № 4711 от 25.05.2017).

Непринятие организацией, осуществляющей земляные работы, мер по восстановлению дорожного покрытия, тротуарного бортового камня и иных объектов благоустройства после окончания работ влечет привлечение к административной ответственности в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного законом, за которое установлена административная ответственность.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.

Как следует из представленных материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.11.2017 года по адресу: <...> ООО «РЭУ № 3», являясь обслуживающей организацией, при производстве земляных работ без разрешения допустило неисполнение Постановления Главы г.о.Самара № 404 от 10.06.2008 года "Об утверждении Правил благоустройства территории г.о. Самара", а именно: длительное время не принимало меры к восстановлению разрушенных объектов благоустройства, не восстановлено асфальтобетонное покрытие во дворах указанных домов, чем нарушены п. 32, 34, 35,36 гл. 24 разд. 7 Постановления Главы города Самара № 404 от 10.06.2008г. «Об утверждении Правил благоустройства территории г.о. Самара».

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного законом, за которое установлена административная ответственность.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «РЭУ № 3» в допущении выявленного нарушения подтверждены протоколом об административном правонарушении, постановлением по делу об административном правонарушении, фотоматериалами, актом, договором содержания и ремонта общедомового имущества от 09.01.2017 г. с перечнем многоквартирных домов и иными материалами дела.

Таким образом, вывод судьи районного суда о наличии в действиях ООО «РЭУ № 3» состава административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 4.11 Закона Самарской области "Об административных правонарушениях" от 01.11.2007 г. №115-ГД, является правильным. Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, установленные в ходе проверки нарушения стали возможны в результате неисполнения и ненадлежащего исполнения ООО «РЭУ № 3» своих обязанностей. Состав вмененного правонарушения формальный и не требует наступления общественно опасных последствий. Таким образом, виновное совершение административного правонарушения, вмененного ООО «РЭУ № 3», материалами дела подтверждается в полном объеме.

Доводы ФИО1 о том, что в действиях юридического лица отсутствует состав вмененного административного правонарушения, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые судом первой инстанции были исследованы в полном объеме и обоснованно отвергнуты по мотивированным основаниям, приведенным в соответствующем судебном решении. Данное обстоятельство свидетельствует о желании избежать административной ответственности за совершенное правонарушение и является способом защиты правонарушителя.

Доводы жалобы заявителя о том, что дом № 8 по ул.Рабочей г.Самары ООО «РЭУ № 3» не обслуживается, опровергается имеющимися в деле материалами, а именно: п.398 Приложения № 1 к договору на содержание и ремонта общедомового имущества, подписанного генеральным директором ООО «РЭУ № 3» ФИО3 и Департаментом управления имуществом г.о. Самары, а также сообщением Главе Администрации Ленинского внутригородского района г. Самары от 15.02.2017 года из которого следует, что с 01.01.2017 гола ООО «РЭУ № 3» приступило к оказанию услуг по содержанию и ремонту домов на основании решения общих собраний собственников, в том числе и дома № 8/127 по ул.Рабочей/Галактионовской г.Самары.

В целом доводы апелляционной жалобы, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка.

Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.

Административное наказание ООО «РЭУ № 3» назначено в пределах санкции ч. 1 ст.4.11 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2007 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», в соответствии с требованиями ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.

Порядок и срок давности привлечения ООО «РЭУ № 3» к административной ответственности не нарушены.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.30.7- 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Ленинского районного суда г. Самары от 16 января 2018 года по делу об административном правонарушении, которым оставлено без изменения постановление административной комиссии Ленинского внутригородского района г.о. Самара № 827/17 от 06.12.2017 года о привлечении ООО «РЭУ № 3» к административной ответственности по ч. 1 ст. 4.11 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей оставить без изменения, жалобу представителя ООО «РЭУ № 3» ФИО1- без удовлетворения.

Судья Самарского областного суда П.А.Тукмаков