ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-2455/2021 от 16.11.2021 Московского областного суда (Московская область)

Судья Розова Ю.А. дело № 21-2455/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красногорск

Московской области 16 ноября 2021 года

Судья Московского областного суда Мертехин М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» ( по доверенности) Беляева В.Г., на решение судьи Жуковского городского суда Московской области от 09 марта 2021года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск»,

при секретаре Нестеровой А.А.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением консультанта территориального отдела №16 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области – старшего государственного адмитнистративно-технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области Нахатиной Н.А. №16/480/5Э от 01.11.2019 года ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа, в размере 100 000 руб.

Решением судьи Жуковского городского суда Московской области от 9 марта 2021 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

На указанное решение представитель ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» (по доверенности) Беляев В.Г., подал жалобу, в которой ставил вопрос об отмене решения городского суда, как незаконного и необоснованного.

Частью 3 ст.30.6 КоАП РФ установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В судебное заседание представитель ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» -Беляев В.Г., явился и поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав представителя ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск»- Беляева В.Г., должностное лицо, допрошенное в качестве свидетеля- Синева М.К., прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ.

Из постановления должностного лица органа административной юрисдикции следует, что 28.10.2019 года в 12.10 час по адресу: Московская область, г.Жуковский, ул.Левченко, д.1 на придомовой территории у подъездов ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» разместил контейнеры для сбора мусора вне контейнерной площадки, а именно: у шести подъездов д.1 размещены и используются контейнеры серого цвета для сбора мусора, отсутствует крышка у одного контейнера, т.к. сломаны крепежные петли, чем нарушены требования п. 2.4 Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26.06.2019 года № 350-РВ «Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области». Ст.13.4 ФЗ от 24.06.1998г №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.10,11 Постановления Правительства РФ №1156 от 12.11.2016года «Об обращении с твердыми коммунальными отходами».

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Суд первой инстанции, соглашаясь с выводами должностного лица, указал на наличие представленных в материалы административного дела доказательств виновности общества в указанном правонарушении.

Суд второй инстанции находит данные выводы суда преждевременными, исходя из следующего.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры (статья 72 Конституции Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", законодательство в области охраны окружающей среды наряду с поименованным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации также включает законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Законодательство в области охраны окружающей среды состоит из названного Закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 поименованного Закона).

В соответствии с ч.4 ст. 65 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия федеральных органов исполнительной власти по федеральному государственному экологическому надзору могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Правительством Московской области 26 апреля 2019 г. было принято постановление № 246/9 «О внесении изменений в Положение о Главном управлении государственного административно- технического надзора Московской области, Положение о Министерстве экологии и природопользования Московской области, Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Положение о Министерстве экологии и природопользования Московской области, Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области и Порядок организации и осуществления государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному надзору». Данное постановление было опубликовано официальным Интернет-порталом Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 30 апреля 2019 г.

Согласно ст.8 ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» в редакции, действующей на момент совершения правонарушения следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В судебном заседании второй инстанции представитель ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» Беляева В.Г. указал, что имеется Постановление Госстроя от 27.09.2003 года №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», где в п.5.9.10 указано, что персонал, обслуживающий мусоропроводы, должен обеспечивать своевременную замену заполненных контейнеров под стволами мусороповодов на порожние и вывоз контейнеров с отходами с места перегрузки в мусоровоз (в,г).

Представитель указал в суде второй инстанции, что при составлении Акта должностным лицом были обнаружены контейнеры, на площадке, вывезенные для погрузки и стояли около дома, оборудованного мусоропроводом.

Тем самым общество не несет ответственность за действия работников ЖКХ, которые заранее вывезли эти контейнеры на площадку для их погрузки.

Указанные дома не имеют мусорной площадки и весь мусор из квартир данного дома, а также других, граждане выбрасывают в мусоропровод.

Данные обстоятельства не отрицал представитель должностного лица в суде второй инстанции.

Таким образом, судьей городского суда при рассмотрении дела об административном правонарушении требования ст.ст. 24.1, 26.1, 30.6 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Решение судьи городского суда принято с существенными процессуальными нарушениями, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

Сроки давности на момент рассмотрения жалобы в Московском областном суде не истекли.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, дать надлежащую оценку Постановлению Госстроя от 27.09.2003 года №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», имеющимся и вновь представленным доказательствам, постановить законное и обоснованнее решение по делу.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

решение судьи Жуковского городского суда Московской области от 09 марта 2021года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» - отменить.

Дело возвратить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Жалобу удовлетворить частично.

Судья М.В.Мертехин