ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-245/20 от 07.07.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 21-245/2020

РЕШЕНИЕ

7 июля 2020 года г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Харламовой Ю.Е., с участием прокурора Бессоновой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Жижко В.С. на постановление заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 3 февраля 2020 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 18 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ, в отношении главного специалиста отдела земельных отношений муниципального учреждения (название) Жижко Виталия Сергеевича,

установил:

постановлением заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Управления Федеральной антимонопольной службы (далее – УФАС России) по Оренбургской области от 3 февраля 2020 года , оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Орска от 18 мая 2020 года, главный специалист отдела земельных отношений муниципального учреждения (название) Жижко В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Жижко В.С. просит об отмене вынесенных актов и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает, что в аукционах участвовало более одного участника, следовательно, аукционы состоялись, в связи с чем были составлены протоколы аукционов, которые в данных случаях являются протоколами о результатах торгов. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, при условии допуска к аукциону более двух участников, является промежуточным, а также ввиду отсутствия технической возможности размещения на сайте протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, им были размещены только протоколы аукционов, то есть протоколы о результатах торгов. Участники торгов получили информацию о результатах рассмотрения поданных заявок в установленном Земельным кодексом РФ порядке, вследствие чего у них имелась возможность принятия участия в аукционах. Отсутствие протоколов рассмотрения заявок на сайте www.torgi.gov.ru не привело к ущемлению прав участников торгов, ограничению конкуренции, иным негативным последствиям, следовательно, в данном случае отсутствовала угроза охраняемым общественным отношениям. Указывает, что им регулярно осуществлялись телефонные звонки в службу поддержки пользователей официального сайта www.torgi.gov.ru по вопросу добавления в функционал раздела «Аренда и продажа земельных участков» возможности размещения протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, на которые он получал ответ, что данная функция находится в разработке. В связи с тем, что указанная функция длительное время не разрабатывалась, он повторно 21 и 25 ноября 2019 года, а также 4 декабря 2019 года обращался в службу поддержки сайта www.torgi.gov.ru посредством направления писем по электронной почте по вопросу возможности размещения протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, а также для подтверждения факта отсутствия упомянутой функции на сайте. Указывает, что до настоящего времени работы по приведению функционала сайта торгов в соответствие с действующими редакциями нормативных правовых актов не выполнены, возможность размещения протоколов рассмотрения заявок на участие в аукционе не реализована. Отмечает, что руководство (инструкция) по размещению информации о проведении аукционов «Аренда о продаже земельных участков» на сайте www.torgi.gov.ru отсутствует.

В возражениях на жалобу должностное лицо, вынесшее постановление, П.Л.Ю. просит вынесенные акты оставить без изменения, а жалобу Жижко В.С. – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле: защитник Ковалева А.В., заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области П.Л.Ю., заместитель прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области Кротов М.П., потерпевший Э.Н.А., надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не заявлено.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав Жижко В.С., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Бессоновой В.В., прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса влечет административную ответственность.

В соответствии с ч. 9 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий день после дня подписания протокола.

Из материалов дела следует, что в период с 18 ноября по 17 декабря 2019 года заместителем прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области проведена проверка исполнения требований земельного законодательства в отношении муниципального учреждения (название)

В ходе проверки установлено, что 1 февраля 2019 года на официальном сайте www.torgi.gov.ru муниципальным учреждением (название) на основании постановления администрации г. Орска от 28 сентября 2018 года -п «О проведении аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для строительства многоквартирных жилых домов» размещено извещение от 1 февраля 2019 года о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка: лот , кадастровый , площадью 2876 кв.м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, г. Орск, пер. Волховский,

Согласно извещению о проведении открытого аукциона, датой временем начала и окончания приема заявок на участие в аукционе является – с 6 февраля 2019 года по 6 марта 2019 года в рабочие дни с 10 часов 00 минут до 15 часов 00 минут (обед с 13 часов 00 минут до 13 часов 48 минут) местного времени.

Заседание комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка состоялось 7 марта 2019 года в 10 часов 00 минут.

Протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 7 марта 2019 года подписан в составе председателя комиссии: Ш.А.Н., членов комиссии: А.Е.В., Т.О.В., К.Н.В.

В ходе анализа официального сайта www.torgi.gov.ru по извещению от 1 февраля 2019 года установлено, что в разделе «Документы результатов» сведения о размещенном протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка отсутствуют.

Также установлено, что 2 сентября 2019 года на официальной сайте www.torgi.gov.ru муниципальным учреждением (название) на основании постановления администрации *** от 8 августа 2019 года -п «О проведении аукционов по продаже права аренды земельного участка» размещено извещение от 2 сентября 2019 года о проведении аукциона права на заключение договора аренды земельного участка, государственная собственность, на который не разграничена и распоряжение которым в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется органами местного самоуправления: лот , кадастровый , площадью 34538 кв.м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, г.Орск, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала .

Согласно извещению о проведении открытого аукциона, датой временем начала и окончания приема заявок на участие в аукционе является – с 6 сентября 2019 года по 7 октября 2019 года в рабочие дни с 10 часов 00 минут до 15 часов 00 минут (обед с 13 часов 00 минут до 13 часов 48 минут) местного времени.Заседание комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе состоялось 8 октября 2019 года в 10 часов 00 минут.

Протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 8 октября 2019 года подписан в составе председателя комиссии: Ш.А.Н., членов комиссии: А.Е.В., К.Е.В., В.Е.А., С.Е.В.

В нарушение требований ч. 9 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе от 7 марта 2019 года и от 8 октября 2019 года не размещены на официальном сайте торгов - www.torgi.gov.ru.

Приказом о переводе на другую работу муниципального учреждения (название) от 2 октября 2017 года Жижко В.С. с 2 октября 2017 года переведен на старшую муниципальную должность главного специалиста отдела земельных отношений.

Из пунктов 4.1.6, 4.1.7 раздела IV должностной инструкции главного специалиста отдела земельных отношений муниципального учреждения (название) от 6 марта 2018 года следует, что главный специалист отдела земельных отношений является ответственным лицом в отделе земельных отношений за передачу информации в информационных системах: *** www.torgi.gov.ru, ***, осуществляет проведение аукционов по продаже земельных участков и продаже права на заключение договоров аренды земельных участков.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении главного специалиста отдела земельных отношений муниципального учреждения (название) Жижко В.С. 22 ноября 2019 года постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Привлекая Жижко В.С. к административной ответственности по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ, должностное лицо административного органа установило, что главный специалист отдела земельных отношений муниципального учреждения (название) Жижко В.С. должным образом не выполнил свои служебные обязанности по обеспечению процедуры и порядка организации торгов, в том числе своевременное размещение протоколов размещения заявок.

Факт совершения административного правонарушения и виновность Жижко В.С. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: решением о проведении проверки; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; актом проверки; протоколами рассмотрения заявок на участие в аукционе; скриншотами страниц с сайта www.torgi.gov.ru; письменными объяснениями Жижко В.С.; должностной инструкцией; трудовым договором и дополнительным соглашением к нему и другими доказательствами, оцененными по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Рассматривая жалобу на постановление должностного лица от 3 февраля 2020 года, судья районного суда пришел к выводу о доказанности вины Жижко В.С. в совершении вышеуказанного административного правонарушения.

При таких обстоятельствах действия главного специалиста отдела земельных отношений муниципального учреждения (название) Жижко В.С. правильно квалифицированы по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что в действиях Жижко В.С. отсутствует состав вмененного административного правонарушения, подлежит отклонению.

Объективная сторона данного административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ, выражается в виде нарушений процедуры и порядка организации и проведения торгов.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Материалы дела не содержат доказательств принятия Жижко В.С. всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства. Доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению Жижко В.С., установленных законодательством обязанностей, в материалах дела также не представлено.

Отсутствие вредных последствий совершенного деяния не влечет освобождение виновного лица от административной ответственности. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, состав которого является формальным, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей - отсутствии надлежащей организации деятельности по соблюдению требований законодательства, в создании угрозы основам рыночных экономических отношений и развитию конкуренции.

Вследствие этого выводы судьи районного суда об отсутствии признаков малозначительности совершенного правонарушения являются обоснованными.

Довод жалобы о том, что возможность размещения протоколов рассмотрения заявок на участие в аукционе не реализована, является несостоятельным, поскольку наличие технической возможности размещения на официальном сайте www.torgi.gov.ru протоколов рассмотрения заявок подтверждается письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 января 2020 года , а также ответами службы поддержки сайта www.torgi.gov.ru на запросы Жижко В.С.

Функционал сайта был модернизирован именно исходя из того, что при поступлении одной заявки протокол рассмотрения заявок автоматически приобретал статус итогового протокола, оформляя (закрепляя) результат торгов, однако на сайте он отражался как «промежуточный». Действующий функционал сайта позволяет прикрепить как протокол рассмотрения заявок (при наличии более одной заявки), так и итоговый протокол (протокол результатов торгов). Наименования протоколов, отраженные в графике сайта, не подменяют их сущность и не должны быть использованы должностными лицами как основания для обхода требований действующего законодательства размещении информации в ходе торгов. Содержание протокола можно прочитать, кликнув по активной «иконке».

Ссылки на иную судебную практику не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых актов по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении должностным лицом и судьей районного суда учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.

По своей сути доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки, как должностного лица, так и судьи районного суда, а также к выражению несогласия с произведенной судьей оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, не опровергают наличие в действиях Жижко В.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица административного органа и решения судьи городского суда.

Несогласие Жижко В.С. с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами судьи районного суда не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении Жижко В.С. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено Жижко В.С. в пределах, установленных санкцией ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу постановления, решения не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 3 февраля 2020 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 18 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ, в отношении главного специалиста отдела земельных отношений муниципального учреждения (название) Жижко Виталия Сергеевича оставить без изменения, а жалобу заявителя – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ, путем обращения с жалобой (протестом) в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Оренбургского

областного суда Т.И. Пересыпкина